Краков. Планты часть II

0
318
Краков планты

Краков планты . Площадь Матейки

Краков планты . Выйдя из города через Флорианские ворота и обогнув барбакан, попадаешь в бывшее предместье Клепаж. Первоначально его назвали Флоренцией, очевидно по костёлу св. Флориана, который и дал имя соседним воротам. Барочный костёл, увенчанный 2-мя башнями, сохранился с XVII века. Это самое старое здание на нынешней площади Матейки.
Краков планты
Площадь недаром носит имя Яна Матейки, её счпланировали на средства знаменитого живописца. Помпезное “имперское” здание Академии Художеств также связано с именем художника. Матейко не только был инициатором её основания, но и первым ректором.
Краков. Площадь Матейки
В центре площади находится величественный, хотя и несколько перегруженный памятник 500-летия Грюнвальдской битвы, изображающий Владислава Ягелло верхом на коне. В одной руке король держит конскую узду, в другой – опущенный меч. У подножия памятника распростерто тело Великого Магистра Ордена Ульриха фон Юнгингена, убитого на поле брани. Высота монумента – 24 метра. Памятник соорудили в 1910 году на средства знаменитого польского композитора и пианиста Игнация Падеревского. Его автор –  скульптор Антоний Вивульский. Нечего и говорить, что в ноябре 1939 года фашисты разрушили памятник. Его удалось восстановить лишь в 1976 году, скульптуры воссоздал профессор Мариан Конечны. Часть камней, оставшихся от пьедестала старого монумента, была перенесена на поле Грюнвальдской битвы. Игнаций Падеревский хотел, чтобы памятник изначально стоял в Грюнвальде, что во времена разделов Польши невозможно было осуществить.Краков. Памтник Грюнвальдской битвы
Направляясь по Плантам в сторону площади Святого Духа (на восток от барбакана), обращаешь внимание на импозантные старинные дома в стилях эклектики и модерна сецессии. Например, на гостиницу “Полония”, впервые принявшую постояльцев более 100 лет тому назад.Краков

Краков планты . Площадь Святого Духа и Театр Юлиуша Словацкого

Доходные дома столетней давности подчёркивают роскошь Краковского театра имени Юлиуша Словацкого, построенного в конце XIX века по типу парижской Опера-Гарнье. Пышная декорация фасадов, двойной пандус, ведущий к фойе, лепнина, позолота и стенопись создают впечатление несколько утомительного красноречия.  Автор здания архитектор Ян Завейский построил театр в 1891-93 годах. Генрих Семирадский расписал театральный занавес, изобразив аллегории драмы, комедии, музыки и танца. А в 1896 году здесь состоялся первый в Кракове киносеанс.
Краков. Театр Юлиуша Словацкого
Стройка не обошлась без скандала: ведь свободного участка в Старом Городе не было, и для театра пожертвовали старейшим в Польше госпиталем, существовавшим с 1224 года. Ревнители старины были категорически против, Ян Матейко предложил отремонтировать госпиталь на собственные средства.  Когда “отцы города” отказались, Матейко счёл себя настолько оскорблённым, что отказался от звания почётного гражданина города и вернул в магистрат полученный им жезл “владыки культуры”.  В глубине площади, контрастируя с пышным зданием театра, стоит строгий готический костёл святого Креста начала XVI века.  Он единственный уцелел, когда сломали ансамбль госпиталя.
Краков планты
По одноимённой улице можно выйти на соседнюю Миколайскую, дома которой подпирают мощные контрфорсы. Это не наследие готики, а печальное напоминание о 30-летней войне, шведском “потопе” и упадке Кракова в XVIII веке, когда обветшавшие от пожаров и вражеских нашествий дома приходилось спасать от окончательного разрушения.
В конце Миколайской улицы, когда-то стояла воротная башня, носившая название “на Замечке”. Здесь в 1311 году разыгрались трагические события. Незадолго до коронации Владислава Локетка часть горожан-немцев устроила восстание, во главе которого встал войт Альберт. Его подворье находилось именно здесь. На помощь восставшим прибыл князь Болько из Ополе. После нескольких попыток захвата Вавельского замка,  Болько снял осаду и ушёл из города. Войт Альберт бежал вместе с ним. Согласно обычаям того времени, король Владислав жестоко расправился с бунтовщиками: привязав к коням, их проволокли по земле, а затем четвертовали.  Подворье Альберта было срыто до основания.
Отправившись на запад от барбакана, любопытствующий попадёт в царство краковской сецессии.  За бывшими Славковскими воротами на месте, где когда-то устраивались казни, возвышается башня  “Дома под глобусом”.  Этот интересный образец модерна датируется 1906 годом. Его построил архитектор Францишек Мончиньский, который приобрёл известность несколькими годами ранее, спроектировав дом Товарищества Друзей Изящных Искусств на Щепаньской площади.  Раньше здесь находилась Торговая палата. А современные краковяне считают этот глобус… ориентиром для завсегдатаев питейных заведений, усиленно отдающих должное “Крупнику” с “Варкой” или “Зубровке” с “Живцом”.
Краков планты

Краков планты . Плац Щепаньский

На Щепаньской площади впечатляет символистско-модернистский “дом Товарищества Друзей Изящных Искусств”. Общество было основано в 1854 году и ставило своей целью поддержку польских художников и пропаганду польского изобразительного искусства. В 1898 году состоялся конкурс, на котором победил проект малоизвестного тогда архитектора Францишека Мончиньского, чей замечательный “Дом под глобусом” мы уже видели. Несмотря на сложность реализации, проект Мончиньского лучше всего соответствовал условию конкурса: “Здание Товарищества должно представлять оригинальность помыслов и вносить новизну в облик города”. Дом товарищества друзей изящных искусств был построен меньше чем за 2 года: в 1899-1901 годах. Дворец Искусств – это яркий пример синтеза архитектуры, скульптуры и орнаментального искусства. Здание было задумано как своеобразный храм искусства. Об античных храмах напоминает барельефный фриз и установленная над главным входом голова Аполлона – покровителя изящных искусств. Здание служит ярчайшим примером сецессийно- символистского стиля в архитектуре.

Краков Дом Изящных искусств
Еще один яркий пример краковской сецессии – это Старый театр имени Хелены Моджеевской.  Основателями краковского театра считаются депутат Сейма Феликс Орачевский и варшавский актёр Матеуш Витковский, которым городские власти в октябре 1781 года дали разрешение устраивать действа при условии выплаты 50 злотых ежемесячно. Витковский фактически стал антрепренёром театра, открытого  в октябре 1781 года. Театр приобрёл большую популярность, в нём, помимо мировой классики, ставились и пьесы польских авторов. В 1865 году на сцене театра впервые выступила Хелена Моджеевска. На рубеже XIX/XX веков театр практически перестал существовать. Его возобновили в новом здании на площади Св. Духа как театр Юлиуша Словацкого. А старое здание на Щепаньской площади было полностью перестроено в стиле модерн под, как бы сейчас сказали, полифункциональный комплекс. Здесь устроили концертный и танцевальный залы, ресторан и торговые помещения. Во время 2-й Речи Посполитой на Щепаньской площади находилась Городская Драматическая Школа. С 1945 года здание вновь стало использоваться, как сцена театра им. Юлиуша Словацкого, а с 1956 года появился самостоятельный Старый Театр им. Хелены Моджеевской. На фото театр слева.Краков Театр Хелены Моджеевской

Уже знакомый нам Коллегиум Новум  своим фасадом также выходит на Планты. Перед ним растёт Дуб Свободы, посаженный в 1918 году после 123 лет неволи. Отсюда на запад ведёт улица Пилсудского, застроенная эклектичными и сецессийными домами, среди которых выделяется здание спортивного общества “Сокол”.
История польского гимнастического общества “Сокол” началась во Львове в 1867 году. Оно было организовано по образу одноимённого чешского спортивного общества. Невысокое, украшенное мозаиками здание общества в Кракове было построено в 1889 году Каролем Кнаусом и 5 лет спустя перестроено замечательным архитектором Теодором Таловским. Общество “Сокол” было запрещено фашистами в 1939 году и коммунистами в 1944 году. Его деятельность возобновилась лишь в январе 1989 года в Варшаве, а в июле 1989 года отделение общества было зарегистрировано в Кракове.

На площади перед зданием “Сокола” стоит Юзеф Пилсудский, конечно, в виде памятника.  Понимая весьма негативное отношение к нему в России, напомню, что не Пилсудский развязал войну с РСФСР в 1920 году. Тем более, что в нашей стране до сих пор находится мавзолей Ульянова(ленина) и великое множество памятников этому людоеду. Так что не нам указывать соседям, какие статуи им ставить. Памятник Юзефу Пилсудскому был установлен в 2008 году по инициативе Старшины Братства Куркового Лешека Голды. Автор памятника – скульптор Чеслав Дзвигай.Краков, памятник Пилсудскому

В комплекс памятника входит скульптурная композиция, изображающая четверку легионеров, выходящих из Кракова на боевой путь.

Краков планты . Улица Реторыка

Памятник установлен на перекрёстке с улицей Реторыка, на которой мы вновь встретимся с архитектором Теодором Таловским.  Когда то здесь было поселение, называвшееся Оссолиньщиной, бывшей Реторыка.  В середине XVII века Оссолиньские заложили здесь юридику, снесённую в 1801 году.  Улицу проложили в 80-х годах XIX века вдоль западного правого берега речки Рудавы. С правого берега и началась застройка улицы. В 10-е годы XX века Рудаву засыпали, и на её месте устроили бульвар. На улице находится целый ансамбль домов, к которым очень хорошо подходит польское слово “каменица”. Это невысокие 3-4 этажные дома, построенные Теодором Таловским. Самый известный среди них – дом “Под поющей лягушкой”. Вам доводилось видеть поющую лягушку? Вот она.

Дом, украшенный музицирующей жабой был возведён для музыкальной школы. Да и по окончании строительства кваканье лягушек из соседней Рудавы порой заглушало звуки музыки, доносившиеся из окон дома.дом "под поющей лягушкой"

Теодор Таловский вообще отличался неординарным взглядом на окружающую действительность. Соседний дом получил вот такое украшение. И соответствующее прозвище: “Под ослом”.

Латинская надпись на фасаде Faber est suae quisque fortunae , также как и неординарное украшение напоминает о том, что каждый сам творец своей судьбы.

Соседний дом принадлежал самому архитектору. На его фасаде таловский начертал целых 2 изречения: Festina lente ( Спеши медленно) и Ars longa vita brevis  (Жизнь коротка – искусство вечно).

Мы заканчиваем прогулку, но ещё не прощаемся С Краковом. А эта картинка, надеюсь, хоть немного передаст чарующую атмосферу краковских Плантов.

Краков планты

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь