Краков район Казимеж . История
Краков район Казимеж . В 1335 году Казимир Великий основал к востоку от Кракова новый город. Он получил имя Казимеж в честь своего основателя, польского короля. В начале своего правления Казимир Великий был не особенно расположен к столице, памятуя бунт мещан во главе с войтом Альбертом, направленный против его отца Владислава Локетка. Казимеж получил королевские привилегии, король собирался даже основать здесь новый университет в противовес Краковскому. Но этим замыслам не суждено было сбыться. В XVII-XVIII веках Казимеж пришёл в упадок и в 1796 году был присоединён к блистательному Кракову.
Краков район Казимеж . Ратуша и костёлы
Когда-то, как и положено средневековому городу, Казимеж имел шахматную планировку. Но, после многочисленных вражеских нашествий и сопутствовавших им пожаров, местные жители стали строить дома вдоль главной улицы Краковской и на отходящих от неё поперечных улицах. Казимеж при основании получил обширную Рыночную площадь с Ратушей. Зодчие спланировали квадратный Рынек с длиной стороны 195 метров – немногим меньше, чем в самом Кракове. Так вот, краковскую Ратушу на Рынке Глувнем снесли, а казимежская сохранилась до наших дней.
Первоначально ратуша была деревянной. В 1414 году её перестроили в камне. Остатки той давней постройки до сих пор видны в подвалах ратуши. А затем наступила эпоха Ренессанса. В первой трети XVI века ратушу перестроили, а в 1557 году добавили северное крыло и башню, увенчанную шлемом. Казимежскую ратушу занимает Этнографический музей с богатейшей коллекцией польского (и не только) народного искусства.
Сразу после основания города, в нём начинается строительство двух огромных костёлов. Костёл во имя Тела Господня строился 65 лет вплоть до 1405 года. Его собирались увенчать двумя башнями, но построили лишь северную и то к началу XVII века. На южную башню просто не хватило денег. Храм строился как фарный (приходский) но позже его передали латеранским каноникам.
Из многочисленных витражей сохранился лишь один, в одном из арочных окон пресбитерия. Витраж выполнили в 1420 году.
Внутренняя отделка костёла довольно поздняя. Помимо барочного распятия, алтаря и скамей в пресбитерии, интерес вызывает смешанная кладка стен и арок из белого камня и красного кирпича.
Вторым костёлом Казимежа стал храм святой Катажины, построенный в 1340-1378 годах. Однако главный неф так и не достроили, сократив его на 1 пролёт. В 1443 году в Кракове произошло землетрясение. Свод костёла частично обрушился и его заменили деревянным. Костёл святой Катажины строился на южном краю Рыночной площади, однако позже её сильно застроили. Остатки рынка сейчас зовутся площадью Вольницы. А храм оказался среди узких улочек Казимежа.
Южная стена костёла выходит на Скалечну улицу, через дорогу стоит женский августинский монастырь. Для удобства монахинь от монастыря в часовню святой Моники построили арочный мостик-переход, поднятый над “суетным миром”.
Краков район Казимеж . Монастырь паулинов “на Скалке”
Казимеж, как и любой другой район Кракова, весьма богат костёлами. Скалечна улица ведёт к монастырю и костёлу паулинов что “на Скалке”, т.е. на Скале. Улица Скалечна, в начале застроенная обычными жилыми домами, ближе к монастырю оказывается зажатой каменными оградами костела и монастыря и, наконец, обрывается у рокайльных монастырских ворот.
За воротами на каменистом склоне над Вислой (“на Скалке”) стоят костёл в стиле барокко, дормиторий и многочисленные лестницы, ведущие вверх – в костёл, и вниз – в монастырский сад. Нынешний костёл паулинов уже третий по счёту. Остатки первоначального сооружения на этом месте датируются XI веком. Позже здесь стояли романская ротонда и сменивший её готический храм. Нынешний барочный костёл относится к первой половине XVIII века. Строили его два Антона, немец Мюнцер и итальянец Солари. Под лестницей, ведущей в костёл, находится вход в крипту, вырубленную в скале. В ней устроили мавзолей выдающихся деятелей польской культуры: хрониста Яна Длугоша, поэта и художника Станислава Выспянского, художника Генрика Семирадского и многих других.
Костёл освящён во имя святого Михаила и святого Станислава Щепаньского. В 1079 году король Польши Болеслав Храбрый обрёк на смерть краковского епископа Станислава из Щепан. Поссорившись с епископом, король отрубил ему голову мечом, а тело изрубили на куски и выбросили в Вислу. Однако куски эти чудесным образом срослись. Останки епископа похоронили на Скалке, а спустя 10 лет в 1089 году перенесли на Вавель, в храм святых Станислава и Владислава. В 1253 году Станислава канонизировали. В том, как разрубленное на куски тело святого срослось вновь, видится судьба Польского государства: разорванное на части, оно вновь слилось в единое целое. В Кракове существует многовековая традиция процессии в честь святого Станислава, она проходит ежегодно, в мае, от Вавеля на Скалку.
Алтарь Трёх Тысячелетий.
В 2007 году настоятель монастыря паулинов “на Скалке” предложил воздвигнуть алтарь в честь главных святых Польши. Сакральный комплекс, получивший название Алтарь Трёх Тысячелетий, устроили на том месте, где в 1979 году Иоанн Павел II впервые встретился с польскими верующими в качестве Папы Римского. В его основании уложили четыре краеугольных камня: из Ватикана, орошенный кровью Иоанна Павла II, из Гнезно, где покоятся мощи святого Войцеха, со Скалки, где пролилась кровь святого Станислава и из Теб в Египте, где подвизался Павел Пустынник – основатель Ордена паулинов. Треугольная колонна символизирует святую Троицу, три таинства и три тысячелетия. За ней стоят семь устоев высотой по восемь метров каждый, перед ними установлены статуи святых и блаженных, выполненные скульптором Владиславом Кучмой. Это святые Станислав, Иоанн Павел II, святой Войцех (Адальберт), святая королева Ядвига, святая Фаустина, святые Ян Канты и Августин Кордецкий. Алтарь Трех Тысячелетий вызвал весьма неоднозначную реакцию у краковской общественности. В 2008 году он был назван наихудшим архитектурным сооружением в городе.
Однако вовсе не костелы определяют облик и дух Казимежа.
Казимеж. Еврейский квартал
Краков район Казимеж . В конце XV века король Ян Ольбрахт переселил в Казимеж всех евреев Кракова, которые образовали здесь свое замкнутое поселение называвшееся “гетто”. Сейчас это слово имеет крайне негативный оттенок, но прежде оно было нейтральным и обозначало район компактного поселения в первую очередь евреев. Иудеи селились на улицах Медовой, Юзефа, Якуба и Шерокой. Гетто было ликвидировано после присоединения Казимежа к Кракову и постепенно евреи заселили весь квартал и соседний Страдом впридачу. В Казимеже находилось 7 синагог, некоторые из них сохранились до наших дней.
Особая атмосфера чувствуется на улице Шерокой, которая больше похожа на площадь. Старые дома и вывески на иврите подготавливают к восприятию иудейских памятников.
В конце улицы Шерокой находится Старая синагога. Внешне она выглядит довольно невзрачно, хотя, как уверяют историки, это ценнейший памятник еврейской религии и культуры во всей Польше.
Старую синагогу построили ещё в начале XV века и она действительно является самой старой в Польше. Возводили её якобы по образцу пражских синагог. В Праге мы были, но особого сходства тамошних синагог с краковскими не заметили. В 1570 году итальянский зодчий Маттео Гуччи из Флоренции перестроил её, сохранив, однако, уникальные готические своды. В начале ХХ века архитектор Зигмунт Хендель провёл поэтапную реставрацию, а в 1939 году гитлеровцы выселили всех краковских евреев в Подгуже, устроив там то, что теперь понимается под словом “гетто”. Кстати, именно в Подгуже находилась фабрика Шиндлера. Опустевшую синагогу фашисты использовали как склад, внутреннее убранство было разграблено. В 50-е годы синагогу отреставрировали, но молиться в ней было уже некому. В ней устроили в ней музей еврейской истории и культуры.
Экспозиция повествует о религии и нравах иудеев. Все это показалось мне далеким и непонятным, также, как в свое время мечеть Кул-Шариф в Казани.
Единственное, что удалось вспомнить – это название семисвечника – менора, кажется.
На той же ул. Шерокой помимо комиссартата полиции
есть несколько кошерных ресторанов. “Аустерию”, расположенную в бывшей микве – т.е. ритуальной бане, где с посетителей брали три гроша и лишь невесты мылись бесплатно, мы пропустили. Зато “Ариель” – один из самых известных и разрекламированных ресторанов – пропустить сложно. Он слишком бросается в глаза. Мы не относимся к поклонникам кошерной пищи, предпочитая “свининку постненькую”(с), поэтому кухню “Ариеля” опробовать не стали.
На другом конце Шерокой стоит ещё одна синагога : Новая или Рему. Синагогу Рему основали в 1553 году, спустя 50 лет после открытия Старой синагоги, почему она и зовётся Новой. Четыре года спустя её опустошил пожар, но основатель синагоги Израэль бен Юзеф добился у самого короля Зигмунда Старого разрешения вновь её отстроить. В 1829 году синагогу перестроили, а 110 лет спустя закрыли и разграбили. Во время оккупации здесь был склад мешков для трупов. Синагогу отреставрировала еврейская гмина (орган самоуправления) в 1957 году. При входе в синагогу (5 pln) надо обязательно надеть кипу 🙂 Внутри очень тесно, особенно, когда приходится расходиться с одной из многочисленных израильских групп. Фото плохонькое – снимал на старую мыльницу.
Израильские группы выбрали то же самое утро для прогулки по Казимежу. У синагоги Рему видна толпа израильских туристов.
Вокруг иудейского храма раскинулось старое еврейское кладбище. Оно существовало с 1552 по 1800 год. Во время оккупации фашисты уничтожили кладбище, о чём напоминают обломки могильных плит, укреплённые на стене.
В 50-х годах прошлого века кладбище реставрировали. При этом нашли сотни ренессансных надгробий, закопанных перед шведским “потопом”. Так что это уже не совсем кладбище в привычном понимании этого слова.
Окрестные улочки послужили естественной декорацией при съемках “Списка Шиндлера”.
После второй синагоги мне был заявлен решительный протест и знакомство с иудейской историей и культурой Кракова было прервано. Но, уходя из еврейского квартала, грех не вспомнить поучительную городскую легенду.
В тесных улочках рядом со старой синагогой есть обширный пустырь, хоть и ухоженный, но не застроенный. По преданию здесь стоял дом самой богатой еврейской семьи в Кракове. Дочку владельца обвенчали с сыном не менее богатого еврейского ростовщика. Свадьбу сыграли в пятницу, пиршество и танцы затянулись до ночи. Ребе из синагоги несколько раз приходил увещевать разошедшихся родственников и гостей, но на его слова не обращали внимания. И когда наступил шабад, страшное землетрясение всколыхнуло Казимеж. Дом, в котором гуляла свадьба, провалился сквозь землю вместе с молодыми и всеми гостями. Никто не рискнул построить новый дом на этом месте. Пустырь сохранился по сей день в назидание иудеям, нарушающим шабад.
Краков район Казимеж . Инженерный музей
Краковский инженерный музей, устроенный в бывшем трамвайном депо, находится на окраине Казимежа.
В обширных ангарах нашли приют старинные трамваи, десятки лет возившие краковян по улицам их родного города. Все трамваи, независимо от года выпуска, выкрашены в голубой “краковский” цвет. В Варшаве, например, трамваи и автобусы красно-жёлтые. Жаль, что в наших городах пассажирский транспорт красят кто во что горазд и обклеивают весьма посредственной рекламой.
Рядом с выходами нанесены грозные предупреждающие надписи.
Они вряд ли нуждаются в переводе.
Такие же деревянные лавочки были и в московских трамваях времен моего раннего детства. Хотя уже тогда трамвай в центре города был экзотическим транспортом. Ближайший маршрут проходил по Пресне, рядом с Зоопарком. Стоп, я что-то увлёкся. Мы же в Кракове, а не в Москве.
Отдельный ангар посвящен истории польской моторизации, у которой был особый путь, отличный и от СССР и от Западной Европы. Он отчётливо виден в польских “народных” автомобилях, появившихся ещё в 50-е годы, когда в СССР машина считалась “непозволительной роскошью”. Во-первых это “Микрус”, типичный европейский микроавтомобиль. Конечно, он хуже ФИАТа и “Мини”, но явно просторнее БМВ-Изетты 🙂
Рядом стоит “чудо” польской моторизации под названием “Смык”, в вольном переводе с польского “Бутуз”. Эту машину делали, явно вдохновляясь немецким “Цюндапп-Янус”, но в серию она не пошла. Единственная дверь у “Смыка” устроена в передней стенке, а двигатель установлен сзади.
Подлинным народным автомобилем в Польше стала “Сирена”. Одно время её собирали на варшавском автозаводе в Жерани. Сирена появилась в начале 60-х годов и уже тогда имела передний привод. Правда, моторчик, по нынешним понятиям, был совсем чахлый: 40 л.с. , двухтактный, 3-хцилиндровый.
ФИАТ 126р стал кульминацией развития польского “народного” автомобиля. Машину спроектировали в Италии в качестве замены легендарного ФИАТа 500.
Премьера состоялась в 1972 году в Турине. А с 1973 года его стали делать в Польше на заводе FSM в Бельско-Бяла. Эту машинку делали почти 30 лет, и если в Италии их произвели меньше 1,5 млн, то в Польше – почти 3,5 млн экземпляров. ФИАТ 126р заслужил прозвище “Малюх”. Они до сих пор попадаются на польских дорогах. В Польше отношение к этой машине было примерно таким же, как у нас к “Запорожцу”. Вот одна из типичных шуток – Вопрос продавца в автомагазине – “Вам завернуть или сразу поедете?”
Подробнее о Краковском инженерном музее можно узнать здесь.
Стоит обратить внимание и на польский “Папамобиль”, созданный к визиту Иоанна-Павла II на родину в 1979 году. Это переделанный трёхосный армейский грузовик “Стар-66”. Завод, где выпускались эти машины, находится в городе Стараховице на юго-востоке Польши.
Из Кракова мы двинулись по дороге “Орлиных гнёзд” к главной польской святыне – монастырю паулинов в Ченстохове.