В мире наберётся немало святынь, о которых хочется рассказать отдельно. Например, знаменитые обители России – Кирилло Белозёрский, Ферапонтов, Введенский Толгский монастыри, Николо-Угреша, монастырь Ясная Гура в Польше, Костёл святой Варвары в Кутной Горе. Мариацкий костёл в Кракове заслуживает отдельного рассказа.
Мариацкий костёл. Архитектура. Две разные башни
Расположен он на обширной Рыночной площади Кракова. Нашли его на схеме Рыночной площади? Он в правом верхнем углу.
И сегодня ничто не мешает увидеть Мариацкий костёл со всеми характерными для готических храмов деталями. Его устремление по вертикали ввысь, тянущиеся к небу многоярусные разновеликие башни – он единственный и неповторимый в любое время суток!
Нарушенная симметрия выделяет Мариацкий костёл среди множества готических храмов Польши. Одну, более высокую и стройную башню венчает высокий готический шпиль, он как бы вырастает из позолоченной короны.
Другая башня, более приземистая и мощная, увенчана ренессансным шлемом.
Скорее всего, ничего романтического и необычного в этом нет. Объяснить появление двух разных башен весьма просто – часто при строительстве не хватало средств, чтобы закончить две башни одновременно. Поэтому они разные.
Но разве могло такое прозаическое объяснение удовлетворить жителей Кракова, города легенд? По этому поводу в Кракове бытуют две легенды. Одна из них очень мирная, но как сейчас модно “16+”.
Легенды Мариацкого костёла. Женская и мужская башни
Возвести столь величественное здание, как Мариацкий костёл, задача не из лёгких. Говорят, что строительством костёла ведали сразу два известных в Кракове древних рода. Отношения между ними были не лучшими. Строительство растянулось на годы, возникали трудности и поневоле нужно было договариваться. Тогда главы семей решили породниться, поженить своих отпрысков, тем более, что в одной семье подрастал сын, в другой – дочь.
Отец сына, заранее ликовал: ведь мужчина – это глава семьи и это означало, что весь его род получит превосходство. Но родитель дочери оказался хитрецом и заключил со сватом договор о том, что их дети будут отдельно руководить возведением двух башен. И чья башня получится выше, надёжнее и лучше, та семья и получала бы преимущество в новом союзе.
Такой договор показался выгодным для семьи сына, они думали, что жёны ничего не понимают в строительстве и заранее потирали руки от скорой победы. Не учли они, что “ночная кукушка всегда дневную перекукует”…
После свадьбы молодая каждую ночь настолько добросовестно исполняла супружеские обязанности, что под утро у мужа не оставалось никаких сил. А молодая жена напротив, была полна сил и энергии, получив ночью заряд бодрости.
Так и вышло, что её башня выходила лучше и продвигалась быстрее, чем у мужа.
О договоре горожане знали и с большим любопытством наблюдали за строительством. Отец старался образумить сына, но кто же устоит перед женскими чарами? Так семья молодого супруга проиграла спор.
Но за время строительства и бурной семейной жизни супруги так нежно и искренне полюбили друг друга, что вопрос главенства в их семье уже не возникал, что для Средневековья не очень присуще.
Мариацкий костёл. Легенда о двух братьях
Есть в Кракове и ещё одна, более распространённая легенда. Говорят, строили башни два брата – каменных дел мастера. Старший быстро завершил свою и уверенный, что его работа неповторима, уехал.
Вернувшись, он застал вторую башню всё ещё в строительных лесах, но опытный глаз знатока заметил, насколько постройка брата мощнее, совершеннее, основательнее. Значит, младший брат превзошёл старшего в мастерстве! Он построит свою башню красивее и выше! Зависть и злоба обуяли старшего брата. Он выхватил нож и ударил им соперника. Младший брат упал замертво. Но убийца не смог пережить своего злодейства – бросился вниз с незавершенной башни и разбился насмерть.
Напротив костёла, в Сукеннице, хранится и нож, которым брат убил брата.
Кровавая развязка истории взбудоражила весь город. Горожане решили вычеркнуть из городских книг имена братьев – строителей, так бесславно погибших от своей гордыни. В назидание потомкам, недостроенную башню так и оставили незавершённой, а позже прикрыли ренессансным навершием – шлемом.
Кто знает, какая крупица истины хранится в этой фантастической легенде, что в ней вымысел, а что правда? Точно известно одно: чем выше башня, тем дальше с неё видно пожар или войско. Поэтому с XVI века башни костёла были главными сторожевыми вышками.
Мариацкий костёл. Легенда о трубаче
С этим связана ещё одна легенда. В давние времена на колокольню обязательно поднимался воин, чтобы наблюдать за окрестностями. В случае опасности он предупреждал горожан.
Однажды, юный страж – трубач, находясь на башне костёла, увидел приближение татарской конницы и затрубил тревогу.
Но пал, не закончив свою песнь. Его поразила татарская стрела, пронзившая горло героя.
С тех пор каждый час на башню костёла поднимается трубач и трубит “хейнал”. Он снова и снова обрывает мелодию на той самой ноте, на которой прервалась жизнь средневекового воина, что спас город, возвестив его об опасности.
“Хейнал” на башне Мариацкого костёла
Звучит “хейнал” на четыре стороны. Сначала – на южную, в сторону Вавеля, для короля. Затем она звучит для городских властей, на запад, в сторону ратуши. После – на север, для стражников, в сторону городских ворот. В последнюю очередь, на восток, в сторону пожарной охраны, которая находится возле Главной почты.
С конца XIV века эта традиция прерывалась лишь однажды – с середины XVIII века. Но её возобновили ли уже в 1810 году. И даже во время Второй Мировой войны эта традиция не прерывалась, дважды в день в 12 и в 19 трубач играл свою мелодию. Сейчас музыканта можно услышать каждый час. Лучшее место – во дворике за Мариацким костёлом. После игры трубач приветственно машет туристам рукой, это считается хорошей приметой.
Краков и Самарканд
Но на этом легенда о краковском трубаче не заканчивается. Ведь после того, как горло трубача пронзила татаро-монгольская стрела, Польша потеряла независимость. А вернуть её мог только польский трубач. Он должен протрубить свою песнь с самого высокого минарета Самарканда. Почему Самарканда? Легенды не требуют достоверной географической привязки к места, а Сарая, столицы татаро-монгольского государства, на тот момент уже не существовало, Самарканд был назначен “воспреемником”. Вот в 1918 году на самый высокий минарет в Самарканде поднялся поляк и от начала до конца протрубил свою песнь! И что бы вы думали? Вскоре Польша обрела независимость!
Интересно, что «Хейнал» Мариацкого костела стал позывными астрономической обсерватории в Кракове. Это сигнал точного времени, и каждый день ровно в двенадцать часов дня польское радио транслирует «хейнал» по всей стране.
Мариацкий костёл. История. Архитектура
Собор – строение неоднородное. На этом месте начале XIV века стоял романский костёл. Но его уничтожили в 1241 году, во время татарского набега. Вот этапы строительства костёла.
Старейшая часть храма – главный неф, его высота 28 метров. Его датируют XIII веком. Пресбитерий и корпус трёхнефной базилики веком старше.
Боковые нефы отделяются от центрального могучими филарами. Они переходят в высокий готический свод, который расчленён сетью нервюр.
Там, где дуга стрельчатой арки отделяет неф от алтарной части, находится распятие XV века, сделанное самим Витом Ствошем.
Мариацкий костёл. Главный алтарь. Мастер Вит Ствош
Вит Ствош создал знаменитый главный алтарь. Три его створки содержат около двухсот деревянных расписанных скульптур святых, исполненных с необычайной тщательностью. На главное дело своей долгой жизни (умер в 93 года) Вит Ствош потратил 12 лет жизни.
Главный сюжет — венчание Богоматери венцом Небесной Владычицы.
На его боковых крыльях изображены 12 сцен из жизни Богородицы. Вит Ствош собственноручно резал скульптуры из липового дерева, делал детали алтаря, сам расписывал их цветными красками. Работа резчика поражает своим жизнеподобием. В Средние века святых обычно изображали упрощенно-схематически. Вит Ствош воспроизвёл все пропорции, детали человечекого тела в движении со скрупулезной точностью. Они получились одухотворёнными, они живут…
Мастер Вит Ствош. История создания деревянного алтаря
Выполненный в 1477-1489 годах алтарь имеет непростую историю. Его столько раз пытались реставрировать, но каждый раз – неудачно. Огромных полиптих Вит Ствош вырезал из липового дерева. Фигуры святых в алтаре автор собственноручно расписывал. Их много раз золотили и перекрашивали, закрывая подлинную полихромную готическую роспись. Во время Второй Мировой войны шедевр Ствоша разобрали и вывезли в Германию. А в 1946 году его обнаружил профессор университета Кракова Кароль Эстрайхер. Липовый полиптих реставрировали, дерево обработали особым образом, счистили краску последующих веков.
Мастер Вит Ствош (Фейт Штосс). Поэма Константина Галчинского
И История алтаря непростая, но судьба его автора была несравненно драматичнее. Вит Ствош (Фейт Штосс) родился в Южной Германии. Но так получилось, что лучшие свои годы и непревзойдённые творения он отдал Польше. Те 22 года, что скульптор провёл в Кракове – это время напряжённого труда, это годы творческого расцвета. Именно в Кракове Ствош стал зрелым мастером. А вот его родной город принёс ему одни неприятности.
Когда скульптор вернулся в Нюрнберг в 1496 году, несчастья посыпались на него, как из дырявого мешка. Они сопровождали Ствоша до самой смерти. Он лишился состояния из-за банкротсва банкира. Попался на подделке векселя, чтобы вернуть себе хоть часть потерянных денег. За это палач заклеймил Ствоша калёным железом. Его бросили в тюрьму и лишили гражданских прав. И так продолжалось до самой смерти.
“Его сердце взял Краков, словно яблоко с ветки.
И, никем не оплакан, он пропал в Нюрнберге”,
с горечью восклицает поэт.
Талант намного пережил самого мастера. Недаром его незаурядная личность привлекла и покорила другого польского гения – поэта Константина Галчинского. Он посвятил средневековому мастеру резца романтическую поэму.
“А как ночь бледнела над лесом, в ту надбрежную мастерскую
Снова мастер входил и резал руки, души и плоть людскую,
И рубахи резал, и шубы, вифлеемские дивы и чуда,
И Марии нежные губы, и кривые губы Иуды;
Золотые звёздочки метил, ниже – яблочки круглолики,
сам дивился: о, сколь он светел, тот брусок из дерева липы!”
(Константин Галчинский).
Эта поэма дар гения слова гению резца, дань восхищения мастера-мастеру.
Мариацкий костёл. Интерьер
Весь интерьер Мариацкого костёла производит большое впечатление. Это и стремительная величавость структуры здания, и обилие великолепных произведений скульптуры и живописи. А полихромия алтарной части, выполненной по проекту Яна Матейки завершает удивительный образ храма. Купол и фризы, расписанные золотыми звёздами по лазоревому фону необычайно эффектны и декоративны.
Фрагменты спинок хоров с полихромными рельефами иллюстрируют земную жизнь Девы Марии, которой посвящён костёл. Не устаешь поражаться, с какой глубиной и тонкостью мастер усиливает трагическое напряжение сцены.
Или наоборот, подчёркивает её лиричность умело подобранным сочетанием красок.
Фонтан у Мариацкого костёла
Кроме поэмы Галчинского в Кракове есть еще один жест восхищения мастерством Вита Ствоша. Он не настолько изыскан и менее сложен, но в не меньшей степени полон уважения к грандиозному созданию средневекового мастера. В 1958 году рядом с костёлом современные ремесленники Кракова соорудили маленький фонтанчик. Он украшен фигуркой из бронзы – копией портрета ремесленника из алтаря костёла Девы Марии.
Вокруг Мариацкого костёла. Часовня преступников. Обруч грешников
За многие столетия Мариацкий костел приобрёл множество небольших часовенок-капелл, капличек по-польски.
Одна из таких часовен освящена в честь святого Антония. В народе её называли Часовней Преступников. По традиции, перед казнью ксендз исповедовал приговоренных к смерти преступников. Здесь же, на площади Главного Рынка им отрубали головы.
Также у бокового входа в храм укреплены можно увидеть кандалы, так называемый “обруч грешников” (Kuna). В назидание всем в них заковывали преступников, горожане должны были знать их в лицо. Кандалы расположены на такой высоте, что преступник не мог ни разогнуться в полный рост, ни даже встать на колени.
Не пропустите солнечные часы! В 1954 году они заменили прежние, установленные здесь в XVII веке. По ним можно определить не только час, но и день года.
Сегодня на Рыночной площади Кракова уже не рубят голов. Тысячи туристов щелкают затворами фотоаппаратов, желая запечатлеть овеянный легендами Мариацкий костел. Сотни людей прикрывают глаза ладонью от яркого солнца, вглядываясь ввысь и пытаясь увидеть крохотную фигурку трубача, снова и снова трубящий свою тревожную, внезапно обрывающуюся песнь… О чем он хочет предупредить нас?
Вот такая история. Использованный источник: В.И.Савицкая. “Краков”. М., Искусство, 1975 г.
Мариацкий костёл. Билеты
С 2001 года после долгого перерыва башня снова открылась для посетителей. Подняться на неё можно по вторникам, четвергам и субботам с 9:00 до 11:30, и с 13:00 до 17:30. Желающих очень много, очередь длинная. И будьте внимательны! Время посещения может меняться! Нет времени и желания стоять в очереди? Интернет нам в помощь!
Ссылка: билет в Мариацкий костёл без очереди
Но лучшим решением будет покупка туристической карты Кракова! В неё входит билет в Мариацкий костёл и замок Вавлель. Карта даёт право внеочередного прохода во все музеи.
Отлично! Покупаю карту Krakow Card и пропуск в музеи
У вас не очень много времени в Кракове? Тогда предложу отдельный билет в Вавель без очереди с экскурсоводом.
Ага! Заверните билет в Вавель с гидом!
Путешественнику на заметку
Мариацкий костёл разделён на две части – для туристов и для молящихся. Поэтому у храма два входа. Тот, что выходит на площадь – для верующих. Через него вы попадёте только в западную часть костёла. Сбоку, справа находится вход для туристов. Купив билет на посещение и отдельное разрешение на съёмку, вы увидите восточную часть с Распятием и алтарём Вита Ствоша. Ссылка: билет в Мариацкий костёл без очереди
А увидеть собор во всей красе без ограничений и бесплатно можно во время концертов органной музыки. Их довольно часто устраивают по вечерам. И тогда костёл можно осмотреть целиком при включённом освещении.
Продолжение в следующей части: “Краков. Королевский шлях”. Рекомендуем познакомиться с другими святынями Европы, например, Костницей в Чехии, иконой Ченстоховской Божией Материили храмами Вильнюса.