Люблю книги об искусстве. С большим удовольствием знакомлюсь с воспоминаниями художников о своей жизни, творчестве. Прочитаны книги И.Репина «Далёкое и близкое», Н.Рериха “Алтай — Гималаи. Дневники. Статьи”. Ждут своей очереди письма к брату Винсента ван Гога и воспоминания В.Поленова. Не прошла я мимо мемуаров К.Коровина «Моя жизнь». Небольшую книгу прочитала с большим удовольствием.
К.Коровин «Моя жизнь». Содержание
Сборник «Моя жизнь» состоит из мемуаров художника с одноимённым названием и нескольких рассказов. В историю своей жизни Константин Алексеевич включил детские воспоминания о жизни в Москве в доме деда – купца первой гильдии. Мастер пишет о семье, о своих детских увлечениях, проказах, жизни на даче, за городом. Живописец также рассказывает о студенческих годах – о преподавателях, друзьях, о том, как писал пейзажи, как А.К.Саврасов давал молодым мастерам уроки живописи и какими разными были отношения к живописи друзей Коровина – И.Левитана и М.Врубеля.
Литературный язык К.Коровина кажется несколько сумбурным, рваным. Но его стиль не умаляет несомненных достоинств повествования. Слог Коровина, лёгкий, мысль светлая. Да и тема мемуаров – детство в достатке в богатом доме деда, старая, милая Москва, дачные радости с ловлей рыб, верным псом, поиском мыса Доброй Надежды, мечты, студенчество, живопись понятны и близки любому читателю.
К.Коровин. Рассказы
Во вторую часть мемуаров вошли рассказы. По объёму рассказы занимают примерно две трети книги. Какие-то из них понравились больше, какие-то меньше. Но каждый из них раскрывает душу мастера – удивительно светлую, добрую, лёгкую, незлобливую, радушную. Названия рассказов говорят за себя: «Этот самый Пушкин…», «Репин, Врубель, Серов», «Из моих встреч с А.П.Чеховым», «А.Я.Головин», «Врубель».
Также К.А.Коровин рассказывает о поездке на Север вместе с В.А.Серовым («На Севере диком»), о любимой собаке («Мой Феб»), о замечательном докторе с его необычнрм способе лечения («Профессор Захарьин») об испанских впечатлениях («Испания»). В сборник включены разрозненные воспоминания разных лет. Писал их Константин Алексеевич уже в эмиграции, в Париже. Но в них нет ни слова о парижском опыте. Все чувства, все мысли Коровина возвращают его в Россию, которая безвозвратно канула в Лету.
«Всё прошло, улетело. Уж нет гостей моих. А калейдоскоп поворачивается, и сменяются картины жизни. Картины не новые, порой страшные и ненужные», – пишет художник.
Цитаты. К.Коровин “Моя жизнь”
Сохраняю несколько цитат мастера. Вот что он пишет о М.Горьком:
“Идя по лесу и беседуя с Горьким, я удивлялся твёрдому восхищению Алексея Максимовича собой.
Оно выражалось в оглядке после каждого слова и улыбке как бы в самом себе. Улыбка для себя. И в то же время во всём, что говорил Горький, был намёк на какого-то врага, всё казалось, что он сердится на кого-то.
Досадно было мне видеть такую странную черту в соль талантливом человеке.
И вдруг вспомнил Антона Павлочича Чехова – я был у него в Алупке, в Крыму, незадолго до его смерти.
– Горький, – сказал мне А.П., – имеет капризное свойство, которым обладают многие студенты, юноши, – совершенно не считать за людей – людей, одетых в крахмальный воротничок и галстук.
Это замечание было характерно и верно.” (с.299).
О романтизме, И.Левитане, роли С.И.Мамонтова и П.М.Третькова в культурной жизни России
«Грязная дорога, телега, убогая лесная сторожка, брошенная усадьба больше увлекали нас.
А Левитан всегда искал дальний просвет грустной вечерней зари, овраг с ручьями, повисшие ивы над прудом, сельское кладбище. Я часто видал на красивых глазах его слёзы. Он говорил мне: “Посмотри, какая красота, какой мотив… Я никак не могу сделать эти ветви, эту тоску”.
А. П. Чехов был веселей нас. Мы не любили города и всегда старались уйти подальше от него. И искренно восхищались проселочными дорогами, унылыми стогами на сжатом поле, пожелтевшими деревьями осени, собирали ветви и букеты с вялыми листьями, приносили домой.
Шиповник больше нравился, чем прекрасные розы.
Странный романтизм жил в нашей душе в молодые годы.
Может быть, эти свойства души рождались в нас вследствие отчуждённости от общества, которое мало интересовалось искусством в то время. Как-то никому оно не было нужно. И если бы не было замечательного гражданина Павла Михайловича Третьякова, Саввы Мамонтова, то, вероятно, картины Васильева, Саврасова, Перова, Репина, Сурикова, Поленова и многих других остались бы у них в мастерских и вряд ли были бы созданы. И может быть, русские люди не слыхали бы опер Римского-Корсакова – “Снегурочку”, “Псковитянку”, “Садко”, “Царя Салтана”, “Кащея”, “Майскую ночь” и “Хованщину” Мусоргского и многих других, которые С.И. Мамонтов впервые ставил в Частной опере Москвы, где Ф.И. Шаляпин проявил свой великий талант…” (с.296)
Поклонение шиповнику
«Я любил солнце, радость жизни, цветы, раздолье лугов. И однажды у пригорка за городом, где внизу блестел ручей струей бегущей воды, расцвел шиповник, большие кусты его свежо и ярко горели на солнце, его цветы розовели праздником радости весны.
– Исаак, – сказал я, – смотри, шиповник, давай поклонимся ему, помолимся.
И оба мы, еще мальчишки, встали на колени.
– Шиповник! – сказал Левитан, смеясь.
– Радостью славишь ты солнце, – сказал я, – продолжай, Исаак…
– …и даришь нас красотой весны своей.
– Мы поклоняемся тебе.
Мы запутались в импровизации, оба кланялись шиповнику и, посмотрев друг на друга, расхохотались: “До чего глупо!”» (с.172)
Экзамен по анатомии
Забавный случай на экзамене по анатомии в МУЖВЗ. Святославский – однокурсник и друг К.А.Коровина.
«Экзамен анатомии. Профессор анатомии Тихомиров — красивый человек. Он держит карандаш. Перед ним стоит Светославский, в руках у него череп человека, он пристально смотрит на него.
– Ну, скажите, – говорит профессор, – что вы знаете про череп?
Святославский молчит.
— Что это? — указывает профессор карандашом, стукая по черепу.
— Глаза, — отвечает Светославский.
— Простите, тут были раньше глаза, а теперь это глазные впадины. Ну-с, а скажите, чем мужской череп отличается от женского?..
— У мужчин борода, — бодро отвечает Светославский.
— Садитесь, — говорит профессор.
— Ну-с, возьмите вы череп, — предлагает профессор Левитану.
— Не могу, — отвечает Левитан.
Тихомиров удивленно смотрит на него:
— Почему не можете?
— Это ужасно! Это смерть! Я не могу видеть мертвых, покойников…
Выручил профессор Петров. Засмеялся и заметил, показывая на нас:
— Они — пейзажисты. Почему их внесли в списки? Им нужно писать с натуры природу. Теперь май, весна, ступайте… Он нам махнул рукой… Выйдя на улицу, мой брат, смеясь, говорил Левитану:
— Ну, знаешь ли, Исаак, ты — Гамлет… Сцена с черепом тебе удалась» (с.178).
Книги К.Коровина
Мне немного жаль, что закрыта последняя страница книги К.А.Коровина. У художника есть и другие книги. “Встречи и совместная жизнь” он написал в соавторстве с Ф.И.Шаляпиным.
Другие произведения К.А.Коровина называются:
- Рассказы о любви к людям
- Колька
- Краски России
- Первая любовь
- “То было давно… Там.. в России…”
Отдельными книгами вышли рассказы мастера “Мой Феб”, “Белка”, “Московские чудаки”, “Звери”. Они включены в сборник “Моя жизнь”, вышедший в серии “Эксклюзивная классика” издательства АСТ.
В “Моей жизни” Коровин раскрылся как человек. Мне кажется, что после прочтения воспоминаний мастера, я по-другому буду воспринимать его живопись – сквозь призму необыкновенно светлого, солнечного человека, Константина Алексеевича Коровина.
В Третьяковской галерее экспонируются несколько работ К.Коровина. Билет в музей удобно покупать вместе с аудиотуром.