На смену обряду венчания на царство приходит церемония коронации императоров Российской империи. В 1724 году впервые в истории государства прошла коронация Екатерины I.
Провозглашение Петра императором
В 1700 году Россия начинает Северную войну со Швецией. Война продлилась до 1721 года и завершилась заключением Ништадского мира. В ходе торжеств, посвящённых победе, Пётр I принимает титул императора. Сенат провозгласил государя императором и Отцом Отечества.
Пётр стал императором без ритуала коронации. Необходимости в церемонии не было, ведь Пётр ранее венчался на царство. Приняв императорское звание, Пётр I задумался о титуле своей супруги Екатерины I. Церковный брак государь заключил с ней ещё в 1712 году. Биографию супруги Петра хорошо знали и в России, и в Европе. Чтобы поднять престиж молодой империи и обеспечить выгодные браки с европейскими принцами своим дочерям Анне и Елизавете, Пётр и его сподвижники задумываются о важной церемонии, совершенно новой для российского государства – о коронации первой русской императрицы.
Первый коронационный манифест
В 1723 году Пётр издал манифест, в котором объявил о своём намерении короновать супругу Екатерину I.
Позже на основе церемонии коронации Екатерины I, будут составляться чины коронации последующих императоров и императриц. Обязательный выпуск коронационного манифеста будет первым и обязательным действом перед всеми последующими коронациями. В нём никогда не указывали дату торжества, лишь объявляли намерение о коронации. Коронационный манифест – это важнейший документ. Он не только называл имя будущего императора, но и провозглашал некоторые цели будущего царствования. В 1723 году в этом не было необходимости, но в манифесте немало говорилось о достоинствах будущей императрицы. Таким образом обосновывалась необходимость коронации.
В манифесте Пётр заявлял, что данной ему Богом самовластью он решил короновать императорским венцом свою супругу Екатерину Алексеевну. И в манифесте, и позже, в торжественной речи на коронации в Успенском соборе, перечислялись многочисленные достоинства первой русской императрицы. Речь произнёс сподвижник Петра Феофан Прокопович. Сам император принимал непосредственное участие при составлении текста манифеста. Государыню объявили “собранием всех добродетелей”. Вспомнили, что в других странах обыкновенно коронуют жён монархов. В России тоже были женщины, достойные коронации, но Бог ждал того часа, когда явится наидостойнейшая героиня, дабы русский народ принял этот обычай. Екатерине приписываются истинно мужские добродетели: “Сия великая героиня столь сильна. В походах, зное, стуже, на квартирах неспокойных и в прочих здравию вредительных трудностях она проявляла храбрость и мужество.”
Коронация Екатерины I. Коронационная комиссия
Коронация Екатерины I состоялась в мае 1724 года. Первоначально церемония планировалась раньше, в 1723 году, но из-за болезни Петра торжества отложили.
Впоследствии коронации российских императоров назначались на май, или август-сентябрь. Эти месяцы выбирали дабы избежать излишней стужи или сильной жары. До начала XIX века каждое торжество готовила особая коронационная комиссия. В XIX веке в государстве учредили Министерство императорского двора. Оно занималось в том числе вопросами коронации нового монарха.
В XVIII веке коронационная комиссия, состоявшая из опытных царедворцев, достойнейших вельмож, занималась организацией самого ритуала, заказом коронационного одеяния и государственных регалий. Особенно сложной была работа самой первой коронационной комиссии.
Комиссия разработала все элементы ритуала, используя документы о коронациях западноевропейских монархов. Но в основе лежал чин венчания на царство русских царей. Коронации российских императоров имели прямую связь с допетровской эпохой. Они по прежнему совершались в Москве в Успенском соборе. Императоры провозглашали себя наследниками и продолжателями русских царей.
Однако ритуал заметно изменился. Появились иные знаки власти: корона вместо шапки Мономаха. Изменились и одеяния. Они опирались на образцы парадного западноевропейского костюма. Возникли и такие внешние элементы, как шествие под балдахином.
Церемония коронации
Поскольку столицей к тому времени уже был Петербург, то императорский двор приезжал в Москву как минимум за две недели и останавливался или в одном из загородных дворцов, или непосредственно в кремле. В 9 часов утра начиналось шествие из дворца в собор. Народ заполнял Соборную площадь. На особых деревянных амфитеатрах располагались приглашённые по билетам. В ходе шествия будущего правителя сопровождала многочисленная свита. Она состояла не только из высших придворных и военных чинов, но и представителей дворянства и выборных из других сословий.
В церемонии обязательно принимала участие рота кавалергардов. Её учредил Пётр по образцу шведских драбантов. Кавалергарды принимали участие во всех коронациях.
Важнейший момент коронации в Успенском соборе можно увидеть на уникальном серебряном блюде. Оно хранится в фондах ГОП. Пётр I возлагает корону на голову Екатерины I.
Роль главы православной церкви на коронации стала гораздо менее значимой. Да и самого главы к 1724 году уже не существовало. Пётр отменил патриаршество и ввёл коллегиальный орган управления церковью – Святейший Синод. На коронации обязательно присутствовал высший архиерей. В XVIII веке это был митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский. Однако митрополит не возлагал корону на голову монарха. В 1724 году это сделал Пётр. Со времён Елизаветы Петровны государыня сама возлагала корону на свою голову.
Сначала на Екатерину I возложили мантию, затем Пётр венчал императрицу короной. Корона – новый знак власти, прежде его не было. Также императрице вручили державу, а скипетр Пётр оставил в своих руках.
На блюде Пётр изображён в короне и мантии, которых у него никогда не было. Корону сделали только для Екатерины I.
Корона Екатерины I
Корона Екатерины I представлена в Оружейной палате.
Регалию создал мастер Самсон Ларионов. Первоначально он работал в Москве, затем переехал в Петербург. Там он и сделал корону для первой российской императрицы. Корону украшали алмазы и жемчуга. Вскоре после коронации корону “разобрали”. Для чего с короны сняли драгоценные камни и где использовали установить не удалось. Сохранился лишь серебряный золочёный остов короны.
Форму русской короны учредил сам Пётр I. Будучи за границей Пётр обращал внимание на символы власти европейских королей. Особенно внимательно он изучал сокровищницу Священной Римской Империи Германской нации в Вене. Внимание русского царя привлекла “домашняя цесарская корона”. Она и послужила прообразом российской императорской короны.
Форма короны символизирует соединение двух ветвей власти, светской и церковной. Два полушария напоминают митру, то есть знак власти верховных архиереев церкви. Верхняя дуга и обруч соответствуют короне светского монарха. Пётр утвердил именно такую форму короны, ибо российский император после упразднения патриаршества становится главой и государства, и церкви. Первая императорская корона олицетворяла форму государственной власти в России, установленную в начале XVIII века.
Коронация Екатерины I. Императорская мантия
Мантия стала новым знаком государственной власти. Долгое время мантию называли порфирой. Это механическое перенесение европейского слова в русскую речь. Европейские мантии были алого цвета, отсюда и название. Порфир – это красный цвет. Российские мантии всегда были золотыми. Их шили из гладкой золотной парчи. Это наследование византийской традиции. Одеяния византийских императоров цвета золота ассоциировались с триумфом и величием.
Мантия Екатерины I не сохранилась. Существуют документы с её подробным описанием. Мантию сшили из золотной парчи, украсили вышивкой с изображениями двуглавых орлов. Пелерину и опушку мантии сделали из меха горностая. Горностай был известен русским царям уже в XVII веке. Его широко использовали в Европе. Этот драгоценный мех служил символом высшей власти монарха.
Коронационное платье Екатерины I
В документах коронационное платье Екатерины I называется “робой”. Так называли только парадное дамское платье. Роба первой императрицы российской сшита по образцу парадных испанских платьев, хоть само слово французского происхождения. Один из современников так описал одеяние государыни: “Екатерина была в богатейшей робе из пунцовой штофной материи, сшитой по моде гишпанской”. Пышная юбка и богатейшая вышивка серебряной нитью свидетельствуют об обращении к испанскому старинному костюму.
Подобная вышивка уже была откровенно устаревшей. Здесь использовали вышивку в трёх разных техниках. Подол расшит серебряной нитью по предварительно созданному эскизу, вверху аппликации короны и на лифе корсажа – шитьё по карте. Использование испанского образца должно было символизировать чистоту королевской крови. Старинный испанский костюм употребляли при многих европейских дворах, в том числе и для русской императрицы.
Платье создали в Берлине и привезли за несколько дней до торжества. Видимо его подогнали по фигуре уже на месте. Платье состоит из трёх частей: лиф-корсаж, юбка и съёмный шлейф на крючках. Коронационное платье вместе с нижними юбками по окончании церемонии передали на хранение в Оружейную палату.
Продолжение в статьях о коронационных церемониях Петра II, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Статья написана по материалам лекции методиста I категории экскурсионно-методического отдела Юлии Николаевны Уваровой.
Как купить билеты в Кремль, что посмотреть и как увидеть царские регалии своими глазами мы рассказали в статье “Москва. Кремль. Экскурсия”.