Коронация императоров XIX века происходила по чину коронации Павла I. Единственно что менялось, так это коронационные костюмы императоров.
В 1801 году короновался Александр I с супругой Елизаветой Алексеевной (урождённой Луизой Марией Августой Баденской).
Александр I. Коронация императоров XIX века.
Государь Александр I провёл новую мундирную реформу. Для коронации император выбрал генеральский мундир Преображенского полка. Это был мундир фрачного типа.
Помимо мундира в коронационный костюм вошли суконные штаны белого цвета. Они заправлялись в сапоги.
Костюм дополняли шарф и треуголка. В таком виде его и передали на хранение в Оружейную палату.
Коронационные торжества 1801 года длились недолго. Император пробыл в Москве только две недели. Однако иллюминация кремля была великолепной. Колокольня Иван Великий преобразилась благодаря множеству свечей и горящих плошек. Купол превратился в роскошную корону. Звонницу украсила огненная звезда ордена Андрея Первозванного.
Коронация Николая I
Император Николай I короновался в 1826 году.
Его коронационный мундир также был фрачного типа.
После коронации император посетил Успенский собор и обратил внимание на Евангелие в драгоценном окладе. Это был вклад Натальи Кирилловны Нарышкиной. Красота оклада потрясла государя и он приказал в последующих коронациях использовать именно это Евангелие. Его использовали трижды: на коронациях Александра II, Александра III и Николая II.
Коронационные костюмы императорской четы хранятся в Оружейной палате. Мундир находится в фондах, а платье Александры Фёдоровны сейчас на реставрации. Платье сшили в “русском” стиле из гладкой серебряной парчи.
Ритуал коронации Николая I получил один новый элемент. По завершении церемонии в Успенском соборе императорская чета в сопровождении свиты вновь поднялась по ступеням Красного крыльца. На верхней площадке император и императрица остановились, обернулись к толпе на площади и троекратно поклонились народу.
Троекратный поклон с Красного крыльца с тех пор стал традиционным. Его будут повторять все государи не только во время коронаций, но при любой встрече с народом в Московском кремле. Это был знак благодарности народу за то уважение, которое он выказывал государю. Крики “ура” к тому времени уже стали традицией. Впервые они раздались ещё во время коронации Екатерины Второй.
Безусловно любая коронация была грандиозным спектаклем. Все её элементы были тщательно продуманы коронационной комиссией, а впоследствии Министерством двора. Гости прибывали в кремль по особым пригласительным билетам. Их раздавали только проверенной публике.
Коронация Александра II
Эта церемония состоялась в 1856 году.
Красочный коронационный альбом зафиксировал абсолютно все эпизоды торжеств начиная с торжественного въезда в Москву. Процессия двигалась по Тверской улице, миновала Триумфальную арку и временные декоративные павильоны. Во главе процессии двигалась рота кавалергардов. За ними ехал сам император верхом на белом коне. Его сопровождали члены императорской фамилии и европейские принцы крови. Дамы ехали в экипажах.
Коронационные костюмы Александра II и Марии Александровны соответствовали новым вкусам императорского двора. Их выполнили в русском стиле. Вначале русский стиль проникает в дамскую моду. В 1834 году Николай I подписал указ о русском фасоне официального придворного платья. Такие платья получили название “шлейф-сарафан”. Первый корнационный шлейф-сарафан сшили для Марии Александровны. Платье сделали в Петербурге из традиционной серебряной парчи. Его расшили серебряными нитями. За коронационным нарядом следила опытная фрейлина. Сама же государыня не могла повлиять на фасон и отделку платья.
Императорский мундир соответствовал той реформе, которую провёл император взойдя на престол. Мундирная реформа стала традицией русского императорского двора. Александр II приказал создать новый мундир в форме полукафтана. Для коронации государю сшили общегенеральский мундир. На эполетах коронационного мундира всегда вышивали монограмму предшествующего императора. Эполеты Александра II украшала монограмма Николая I.
Подробности коронации Александра II
Иллюстрация из коронационного альбома представляет молитву императрицы Марии Александровны. (Прим.редакции – во всех источниках хранящаяся в Алмазном фонде малая императорская корона принадлежала супруге Александра I Елизавете Алексеевне). После возложения короны, государыня преклонила колени и обратилась к Господу.
Из всех корон императриц сохранилась лишь малая императорская корона Марии Александровны. Она представлена в Алмазном фонде. Остальные короны разобрали. Такое было возможным, поскольку малая императорская корона не являлась наследственным знаком власти. Драгоценные камни, украшавшие её, можно было использовать для создания иных ювелирных изделий.
Корону на императрицу всегда возлагал император.
Ещё один элемент включили в коронацию при Николае I. Это был ритуальный поцелуй императорской четы.
После этого члены императорской фамилии приносили поздравления государю и государыне. Они находились поблизости и после возложения регалий поднимались на помост для поздравлений.
Следующая иллюстрация представляет ставший традиционным поклон с верхней площадки Красного крыльца.
Торжественный обед по традиции проходил в Грановитой палате. Центральный столб использовали как поставец и украшали редкостями из царской сокровищницы. Эта традиция берёт своё начало в допетровские времена. Дипломатические дары, поднесённые русским царям, выставлялись на коронационных обедах императоров.
Новшеством торжеств 1856 года стал парадный обед в Золотой Царицыной палате. Там накрыли столы для дипломатического корпуса. Прежде дипломаты лишь приветствовали коронованного императора в Грановитой палате и затем покидали её. Столы накрывали только для приближённых государя, которые будут вместе с ним трудиться во славу Отечества. Для дипломатов перед церемонией в Успенском соборе накрывали завтрак. После коронации и приветствий в Грановитой палате они отправлялись по домам. В 1856 году ритуал изменили и дипломатов также пригласили к столу, но в другом дворце.
Большой Кремлёвский дворец как место проведения коронационных торжеств
В 1856 году основные торжества прошли в новом Большом Кремлёвском дворце. Его построили именно для этих целей в царствие Николая I. Первой коронацией, которую в нём отпраздновали, стало восшествие на престол Александра II.
Поздравительная аудиенция проходила в главном тронном зале – Андреевском.
Представители разных сословий и губерний явились во дворец с традиционными подарками: серебряными подносными блюдами с караваями и солонками.
Впоследствии в других залах устраивали торжественные обеды, приёмы и маскарады. Всесесловный маскарад провели в Александровском зале. На нём присутствовало более восьми тысяч человек. Все они были в стилизованных национальных костюмах.
Коронация императоров XIX века. Александр III
Коронация Александра III состоялась в мае 1883 года.
В коронационном альбоме есть иллюстрация торжественного въезда в кремль. В кортеже помимо всадников было несколько экипажей. Ныне они хранятся в Оружейной палате. В их числе прусская карета, подаренная Фридрихом II Елизавете Петровне.
Коронационный мундир Александра III появился в результате очередной мундирной реформы. Это также был полукафтан, но с глубоким запАхом. Он имел ещё более русский облик. Его было сложно расстегнуть для миропомазания. Поэтому на груди сделали специальный отстёгивающийся клапан.
Платье императрицы также сшили в русском стиле в знаменитом ателье Изамбар Шансо. Декольте отделано кружевом. Платье имеет характерные широкие рукава “жико” и прекрасную вышивку. Это платье не выставляют в Оружейной палате. Серебряная парча – очень “капризная” ткань. День коронации Александра III оказался дождливым. Несмотря на балдахин, несколько капель попало на платье и на шлейфе появились пятна. Они почти незаметны, но платье решено было не выставлять.
Особенности серебряной парчи известны с XVII века. Поэтому создание коронационных платьев поручали только самым опытным мастерицам, поставщицам высочайшего двора.
Особенности коронации 1883 года
На иллюстрации из коронационного альбома видно убранство Успенского собора. В глубине находится коронационный балдахин, созданный в середине XIX столетия. Кавалергарды и конногвардейцы стоят на ступенях помоста. Они держат государственный меч, государственный щит и знамя. Печать не видно. Она находится на столе с регалиями. Для каждой коронации шили новые облачения для духовенства. В XIX веке главную роль играл митрополит Московский, а не Петербургский, как было ранее. У подножия помоста рядом с архиереями также стоят герольды.
На портрете Марии Фёдоровны видно не только платье, но и мантия. Для каждой коронации мантии создавали заново. В ГОП хранятся все мантии XIX столетия. Горностаевый подбой требовал от 800 до 900 шкурок на каждую мантию. Двуглавые орлы каждый раз изображали по разному. Это могла быть аппликация, могла быть вышивка. Для коронации Александра III предложили вышить на спине мантии огромного двуглавого орла. Но это решение признали неудачным и в 1896 году вновь расшили мантию небольшими двуглавыми орлами.
Придворный художник Зичи написал сцену приёма в Грановитой палате. Но это не коронационный обед, а торжественный приём, устроенный несколько дней спустя. Убранство стола и поставца у центрального столпа Грановитой палаты прежнее. Такое же было и в день коронации. Драгоценности из музея Оружейной палаты временно переносили на столы и на поставец.
Особенностью последних двух коронаций стали красочные меню в русском стиле. В их создании принимал участие Виктор Васнецов. Меню включало русские кушанья.
Музыкальное сопровождение приёма также соответствовало национальному духу. На коронации Александра III исполнили кантату Петра Ильича Чайковского, посвящённую Москве.
Поздравительные аудиенции проходили в Андреевском тронном зале дворца и также включали некоторые новшества ритуала и новых гостей. В это время в состав Российской Империи была включена Центральная Азия. Тамошние ханы и эмиры в национальных костюмах присутствовали на аудиенции.
Во время торжеств в Большом Кремлёвском дворце гости могли выйти из Александровского зала на открытую галерею и полюбоваться иллюминацией кремля.
Коронация императоров XIX века. Николай II
Последняя коронация в Российской Империи состоялась в мае 1896 года.
На иллюстрации государь возлагает корону на свою голову.
Николай II был единственным государем, который короновался не в генеральском мундире, а в мундире полковника Преображенского полка. Мундир сшили в ателье знаменитого портного Карла Норденштрема. Его величали “королём мундиров”. На груди также сделали клапан для церемонии миропомазания.
Платье императрицы создали в русском стиле. Его сшили в не менее знаменитом дамском ателье Ольги Бульбенковой. Тканью для коронационного платья как всегда послужила гладкая серебряная парча. Её изготовили на фабрике Сапожникова. Мастерицы-монахини из Ивановского монастыря украсили платье вышивкой. Платье государыни, туфельки, чулки и перчатки экспонируются в Оружейной палате.
Мундиры императоров время от времени экспонируются на выставках в музее-заповеднике Московский Кремль.
Цикл статей создан на основе лекции методиста музеев Московского Кремля Юлии Николаевны Уваровой.
Статьи о коронациях российских императоров и императриц:
1.Венчание на царство.
2.Коронация Екатерины I.
3.Коронация Петра II и Анны Иоанновны.
4.Коронация Елизаветы Петровны.
5.Коронация Екатерины II.
6.Коронация Павла.
7.Коронации XIX века (Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II).
Как купить билеты в Кремль, что посмотреть и как увидеть царские регалии своими глазами мы рассказали в статье “Москва. Кремль. Экскурсия”.