Корона Екатерины II и её копия

3
1064

Корона Екатерины II официально называется Большой императорской короной. Выполнили её в 1762 году для коронации русской императрицы немецкого происхождения Екатерины II.

Где хранится Большая императорская корона

Экскурсия по Александровскому саду и Алмазному фонду.

С приснопамятного 1762 года все российские императоры короновались Большой императорской короной. Екатерина Алексеевна стала последней императрицей на русском престоле. После неё государством правили мужчины – потомки царицы.

Николай II был пра-пра-правнуком великой императрицы. Именно он в последний раз надел на голову Большую императорскую корону.

Корона Екатерины II. Большая императорская корона
Корона Екатерины II. Большая императорская корона.

До 1914 года корона Екатерины II вместе с другими ценностями хранилась в Зимнем дворце в столице империи Санкт-Петербурге. С началом Первой мировой войны коронные регалии и важнейшие царские драгоценности отправили на хранение в Оружейную палату Московского кремля.

В настоящее время реликвия хранится в Алмазном фонде.

Большая императорская корона (Екатерины II). Ювелиры

В 2012 году к двухсотпятидесятилетнему юбилею Большой императорской короны смоленские ювелиры сделали копию реликвии.
Корону часто связывают с именем швейцарского мастера Иеремии Позье. Следует помнить, что эскиз регалии создал придворный ювелир Георг-Фридрих Экарт, также родом из Швейцарии. Два придворных мастера соперничали между собой за влияние и заказы при дворе. Более расторопный и влиятельный Позье оказался удачливее Экарта и получил столь ответственный заказ.

Мы упомянули, что ювелиры создали копию, хотя они настаивают, что это не копия, а реплика. Слово “replica” как раз означает точная копия. Но в русском языке значения двух слов немного разошлись. Репликами стали называть не точные копии, а повторения с некоторыми различиями. Художественная ценность реплики может быть даже выше, чем оригинала.

Отличие подлинника от копии короны

Чем же отличается новая корона от подлинной? Различий очень много. Они видны невооружённым глазом, особенно если поставить два шедевра рядом.

Копия и подлинник большой императорской короны Екатерины
Слева – подлинник . Справа – копия. Копия и подлинник Большой императорской короны Екатерины.

Во-первых, реплика на 300 грамм тяжелее оригинала. Екатерина II указала, что корона должна весить не более пяти фунтов, то есть двух килограммов. Позье выполнил условие, его творение весит чуть меньше, чем было условлено, 1994 грамма. Вес реплики – 2312 граммов.

Реплика большой императорской короны.
Реплика большой императорской короны.

Новая корона выше. 35 см в высоту против 27 с половиной сантиметров Большого императорского венца.

Что касается использованных материалов, то отличий довольно много. Во-первых, венчает корону НЕ шпинель, а рубеллит. Подлинная шпинель немного не дотянула до 400 карат. Рубеллит незначительно уступает в весе – 384 карата.

Рубеллит на реплике Большой императорской короны.
Рубеллит на реплике Большой императорской короны.

Екатерининскую регалию первоначально украшали 75 жемчужин. Но для коронации Павла I в 1797 году ювелир Жакоб-Давид Дюваль удалил жемчуг Позье и заменил его на 54 более крупные жемчужины.

В жемчужном пункте две короны абсолютно идентичны, на современной их тоже 54 штуки. Жемчужины купили в Австралии, все остальные материалы – золото и бриллианты – отечественные.

Корона Екатерины. Копия. Фрагмент.
Корона Екатерины. Копия. Фрагмент.

Большая императорская корона. Бриллианты

По числу бриллиантов новая корона намного опередила подлинник. На короне Позье четыре тысячи девятьсот тридцать шесть бриллиантов. Реплика лидирует с большим отрывом – 11 426 камней круглой формы. Все они добыты в Якутии. Больше половины камней оцениваются как крупные. Центральный камень весит более 10 карат.
В общем весе бриллиантов новая корона на целых тысячу карат уступила оригинальной. В венце Екатерины общий весь бриллиантов без малого три тысячи карат, в реплике – почти две тысячи. Это означает, что перед смоленскими ювелирами стояла более сложная задача, они работали с мелкими бриллиантами.

Позье наряду с золотом использовал серебро, понимая, что цвет этого металла отлично подходит для оправы бриллиантов. Ведь платину тогда ещё не применяли. В новой короне совсем нет серебра. Современные ювелиры создавали корону только из белого не радированного золота 583 пробы.

Фрагмент копии короны
Фрагмент копии короны.

Сколько времени нужно для создания короны

Чтобы создать свой шедевр Иеремии Позье отвели всего два месяца. Это был жёсткий цейтнот. У ювелира не было времени заниматься огранкой новых камней. Он использовал те, что были под рукой, взятые с других украшений.
Современные мастера выполнили реплику за полгода. Да и работали в команде – 60 лучших ювелиров посменно трудились над копией.

Главный хранитель Алмазного фонда России Евгений Гопанюк так оценил реплику Большой императорской короны:

«Этому произведению нет аналогов мире. Я имею большую практику работы с уникальными экспонатами Алмазного фонда и смело могу утверждать, что по мастерству исполнения современные мастера превзошли своих знаменитых предшественников».

Подлинник и копия короны Екатерины.
Подлинник и копия короны Екатерины.

8 ноября 2012 года страховая стоимость реплики составила 100 миллионов долларов. Подлинник не может покидать Алмазный фонд. А вот творение современных ювелиров успешно гастролирует и выступает как наглядный образец великой исторической реликвии России. Я его увидела на выставке «Записки ювелира. Бриллиантовая история» в Историческом музее.

Напомним, что Большая императорская корона Екатерины хранится в Алмазном фонде и все посетители музея любуются главной регалией Российской империи.
Доступ в Алмазный фонд возможен только с экскурсией.

Экскурсия по Александровскому саду и Алмазному фонду.

Как попасть в Алмазный фонд мы рассказали в статьях:

Билет в Алмазный фонд.

Как попасть в Алмазный фонд.

На выставке я рассмотрела корону в деталях, сделала и озвучила небольшой ролик о ней.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Корона впечатляет! Видел подлинник в Алмазном фонде много лет назад. Современная тоже хороша! Наверное, это правильно, что сделали копию и дают возможность не только полюбоваться, но и сфотографировать на память.

    • Валентина, подлинник не оценивают. Невозможно оценить стоимость исторической драгоценности, поэтому корона не покидает пределы Алмазного фонда.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь