Коломенское. Передние ворота. Лекция Светланы Анатольевны Зуйковой.
Иллюстрированный конспект лекции Мелешко Бориса Вадимовича опубликован в статье “Вехи истории Коломенского”.
ЗАЛ 1. Экспозиция расположена в комплексе передних ворот, что является предметом гордости музея, так как выставка находится в историческом здании XVII-XVIII веков. В стене можно видеть зондаж, открывающий кладку XVII-го века. За стеной этого зала находится модель дворца Алексея Михайловича.
В первом зале можно проследить три вехи в развитии села Коломенское:
-древнейшие времена;
-древние времена;
-княжья эпоха.
На территории Коломенского присутствуют геологические памятники мезозойской эры,датированные 150млн.лет назад. В эту эпоху здесь бушевало море.
Первая маленькая витрина
рассказывает об этом. Две нижние полки- памятники мезозойской эры. К этой же эпохе относятся памятники пребывания здесь человека -3-5 тыс. лет до н.э.
Далее – памятники того, что человек здесь был и цивилизация развивалась дают представление присутствие керамики. Человек здесь живёт и перерабатывает то, что ему будет далее нужно.
Далее – древние времена. Культура, которая прославила это место на весь мир – археологи всего мира знают понятие Дьяковская археологическая культура. Её границы – 8-ой век до н.э. – 8-ой век н.э. Об этом рассказывают три витрины.
Дьяково городище – это высокий холм, на котором ещё нет славянской культуры, Дьяковская культура – это финно-угорская культура с акцентом на финскую культуру, угрских примет здесь очень немного. Она просуществовала до 8-го века н.э.
Люди здесь жили в деревянных домах барачного типа с двускатной крышей, которая делилась на перегородки примерко по 15кв м на семью. В середине каждой комнатки был очаг, вокруг которого жила семья. Люди в ней владели самыми разными ремёслами , о которых рассказываестся в витринах – они знали скотоводство, земледелие (кувшины для хранения зерна), домашнее хозяйство (прялки, скребки), охоту (каменные стрелы). Люди имели систему верований, поклонение предкам – языческая культура – в витрине фигурки человека, говорящее о том, что предметом поклонения были предки.
Зная систему культа предков, мы можем судить о системе верований. Люди знали не только церемониальное сожжение, но и церемониальное погребение. От этого и произошло слово Коломенское – от финского слова Коломисто – кладбище, погост, захоронение. Согласно финской традиции трупы хоронили в отдалении, не рядом, как в других культурах и выбирали высокий берег над текущей водой.
В конце X в. сюда пришли славяне с юга, вятичи и это слово Колмисто в славянском языке получило звучание как Коломище от которого до Коломенского 2 шага. Финское Колмисто – Коломисто – Коломенское.
Славяне селились на склонах холма (Дьякова пойма), не на вершине, как финны. Ассимилировались, вступали в браки и расселялись с юга ближе к территории Москвы. Это происходило в X веке.
И, наконец, княжий период. Имя первого князя, которое важно лля истории Коломенского – Иван Калита – XIV век. В его грамоте в 1336 (1331), в духовной грамоте, в завещании впервые упомянуто имя Коломенское среди его княжеских владений. И ещё одно упоминание – 1339 (1336). В экспозиции представлены копии его грамот, где Коломенское упомянуто, он оставил своему среднему сыну Андрею. И к 1380 году Коломенским владеет внук Калиты Владимир Андреевич Серпуховской, которое передаёт его своей жене. Овдовев, Елена Ольгердовна булучи в бедственном положении вынуждена была отписать своё владение Коломенское великому князю Василию Васильевичу Тёмному. А в 1380-м это ещё не Московское владение.
Год 1380-й важен для истории села Коломенское, так как в этом году Дмитрий Иванович Донской идёт на Куликово поле через эти земли, где останавливается станом.
Эпоха похода на Куликово поле представлена в экспозиции в
СЛЕДУЮЩЕЙ ВИТРИНЕ.
Князь был одет в кольчугу, которая была весьма дорогой и состояла из 20-30 тысяч колец. Один мастер ковал её за 3 года и стоила она до 20 рублей серебром. Для сравнения можно отметить, что что за 4 рубля серебром можно было построить деревянную церковь или купить стадо из 100 коров. Понятно, что простой воин не мог себе позволить купить такое обмундирование.
В витрине представлены шлемы, топорики, бердыши – дырочки для них устроены только для облегчения веса, наконечники для стрел.
Очень важно было в бою обездвижить противника, вывести из строя его коня. Татарская конница не имела подков, поэтому русские воины впереди татарской конницы разбрасывали шипы – чесноки (так как они были острые), чтобы лошади противника, поранившись не могли передвигаться.
Но какой бы надёжной не была броня, главным оружием, главной защитой было не вооружение, а силы небесные, вера в жизнь вечную после смерти. Поэтому в поход с собой брали образа, нательные кресты и нательные образки. Самым главным образом был образ самого Господа – подателя жизни вечной. Почитался Святой Николай – покровитель всех плавающих и путешествующих и Архангел Михаил – покровитель войска небесного, это обязательная атрибутика всего русского воинства.
Возвращался Дмитрий Донской с Куликова поля тоже через Коломенское. Две миниатюры лицевого свода показывают поход через Коломенское на Куликово поле и возвращение с него, где мы видим не Дмитрия Ивановича, а русский народ – москвичи вышли на площадь, которая видна через окошко, встречать войско хлебом, солью, мёдом и соболями.
Куликовская битва – одна из самых кровавых битв в русской истории. Если на Бородинском поле пал каждый третий, то на Куликовом поле остались в живых трое из десяти. Эти немногочисленные остатки русского воинства и были удостоены почётной встречи.
Имя третьего князя, связанного с историей села – Василий Иванович Третий. До 16-го века на берегу Москвы-реки стояли великокняжеские терема, деревянные, которым не хватало храмов. Поэтому в XVI -м веке здесь строят церковь Святого Георгия Победоносца, которую в XVIII-м веке разбирают, а на её месте строят Георгиевскую колокольню – храм «иже под колоколы». Нижнее, маленькое помещение, собственно церковь, над которой надстроена колокольня, так как главная её задача – возвещать о победе (на Куликовом поле, потому что впервые она была построена в XIV-м веке как церковь). Пространство церкви очень мало, поэтому появляется необходимость строить больший храм.Он появляется в 1532-м году.
Храм строится при последнем московском князе Василии Третьем, после его правления княжий период в истории Москвы заканчивается.
ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОЕ.
Во многих источниках говорится, что храм построен в честь рождения наследника престола царевича Ивана, будущего царя Ивана Четвёртого. Событие это, несомненно важное само по себе, в данном конкретном случае чрезвычайно значительное, если учитывать события ему предшествовавшие, всё-таки является событием частным , семейным, входящим в разряд событий из частной жизни. Строительство же храма должно было знаменовать событие куда более значимое, чем эпизод из личной жизни государя.
Этим событием государственной важности было объединение русских земель вокруг единого центра – Москвы. Ведь храм был построен в то время, когда закончилась средневековая междуусобица и началось формирование единого русского государства со столицей в Москве. Знаком ВОЗВЫШЕНИЯ, ВОЗНЕСЕНИЯ Москвы над другими городами земли русской и явился храм Вознесения, который своей архитектурой символизирует мощь, обращение к небесам.
Это первый каменный шатровый храм, построенный на Руси и это первый из 11 каменных шатровых храмов построенных за всю историю архитектуры на Руси. До храма Вознесения существовали деревянные шатровые храмы, что было очень удобно для деревянной конструкции – просто поднять брёвна вверх и соединить их между собой. Но для каменного храма это было технически очень сложно. Поэтому, совершенно естественно возникает вопрос об авторстве постройки.
Есть версии об участии в проекте итальянского мастера Петрока Малого, о чём письменных свидетельств не сохранилось. Такая версия оправдывается архитектурной композицией храма – в ней есть готические элементы. Так же на кирпичах кладки церкви есть отметки о дате постройки – 1532 год, такие отметки характерны для западной архитектуры. Но, анализ декора храма, его структурных и архитектурных деталей наводит на мысль о другом авторе постройки.
Важно, что внутренне помещение храма очень мало, он не мог разместить всех желающих, да и необходимости в этом не было. По статусу храм являлся великокняжеским и не все имели право в него войти. Да и в конструкции этого храма внутреннее его помещение не несло той символической нагрузки, которую взяло на себя внешнее убранство этого храма.
Особенности архитектурной отделки храма подчеркивают его иконографичность- сходство с изображением Вознесения Господнего. Местоположение храма играет немалую роль- он был виден с расстояния 7 вёрст и даже из Кремля.
Для того, чтобы лучше понять архитектурные особенности храма , стоит обратиться к священной истории о том, как Христос вознёсся. Событие произошло на 40-й день по Воскресению в присутствии 12 его учеников. Такое малое число свидетелей говорит о том, что видели это только те, кто готов был увидеть. Христос поднялся на масличную гору Елеон, которая омывается рекой, и , одетый в белые одежды, хитон, начал медленно возносится вместе с тяжёлым телом. Даже ангелы слетелись, посмотреть, как же такое может быть . Именно поэтому иконографическое изображение Вознесения Христова всегда рисует Христа в белых одеждах в присутствии 12 учеников окружённого ангелами возносящимся в небо.
Стоит напомнить о том, что через всё средневековье прошла тема Апокалипсиса, все ждали второго пришествия Христа. В писании было сказано, что Христос придёт туда, откуда вознёсся.Но земля, где расположена Елеонская гора была уже осквернена и скорее всего пришествие Христа ожидалось в том месте, на ту землю, которая отождествлялась с горой Елеон.Местоположение Коломенского как нельзя лучше соответствовало Елеонской горе – высокий холм, омываемый рекой, сливовые деревья, которые ассоциировались с масличными. На Руси немало было таких мест, но не следует забывать, что в то время Москва была объявлена Третим Римом, поэтому и Христос должен был прийти на святую землю, Москву, которая стала восприемницей Рима через Константинополь.
Именно поэтому храм и имеет такую архитектуру – как бы стремящуюся вверх, белый по цвету, символизирующий белые одежды Христа во время Вознесения. Восьмигранник опирается на ряд кокошников, которые символизируют крылья ангелов, подлетевших посмотреть на событие. И 12 конструктивных столпов – по 3 с каждой из 4-х сторон – это олицетворение 12-ти апостолов, столпов христианства, они связывают Христа с нами. Человек средневековья всё это видел и читал с любой точки.
Из всего вышесказанного следует, что разработка такой глубокой религиозной идеи в конструктивных особенностях храма вряд ли могла принадлежать лицу светскому. Авторство митрополита Даниила хотя и не доказано, но очень вероятно, слишком явственно в архитектуре храма читается мысль о пришествии Христа именно на это место .
И ещё одна немаловажная деталь, о которой не следует забывать. На внешней стороне храма есть царское место, трон, и очень многие предполагали, что царь сидел на этом месте и любовался Москвой-рекой забывая о том, что ни один земной царь не мог себе позволить сидеть спиной к алтарю.Это место Царя Царей, место, куда Христос придёт и сядет лицом к реке и будет судить живых.
В настоящее время храм включён в мировой список культуры, которые находятся под охраной ЮНЕСКО.
Высота храма -62м.
СЛЕДУЮЩИЙ ЗАЛ (№2)
Царская история села Коломенское.XVI-й век. Эпоха Ивана Грозного. Памятники XVI-XVIIIвв.
Время, когда Иван Четвёртый стал называться царём.Он был первым в истории государства, принявшим на себя этот титул, поэтому необходимо было подчеркнуть природность и законность этого звания. Природность его не подвергалась сомнению, так как ветвь Рюрика не прерывалась, эта древняя, всеми признанная ветвь. А вот законность принятия этого титула нужно было доказывать.
Понятие законности власти подразумевало тот факт, что на престол царь был пожалован самим Господом. Царь- помазанник Божий. Все проходят церемонию миропомазания единожды в жизни, царь- помазывается дважды, чтобы иметь дополнительную силу правления, просвещения. Вот эта идея просвещения прослеживается во времена Ивана Четвёртого и в экспозиции этого зала.
Народ был неграмотный, поэтому просвещение шло через лубочные картинки, печные изразцы. Сам Иван Четвёртый был высокообразованным человеком. В этот период появляются книги – Синодики- для поминания усопших.
Книгопечатание. С развитием книгопечатания грамоте учатся многие, а в семье Алексея Михийловича читать умеют даже девочки, что совсем не было характерко для Руси Ивана Четвёртого.
Иконопись. Изображены 3 святителя. Иоанн Златоуст написал текст повседневной литургии, Василий Великий – автор праздничной литургии,рождественской и великопостной литургии, Григорий Двоеслов – написал литургию преосвященных даров.
Этот сюжет был настолько популярен в XVI-м веке, что заказчик иконы позволил себе заменить одного из святых Святым Николаем Угодником, которого почитали Богом на Руси. На этой иконе отсутствует изображение Василия Великого, ведь его служба читается только 12 раз в году, Святой Николай Угодник изображен вместо него.
Также представлена икона царей Константина и Елены. На Руси им соответствовали Святые Ольга и Владимир.
Довольно часто стало появляется изображение двуглавого орла и на печных изразцах и в архитектуре, что объясняется желанием подчеркнуть преемственность и законность власти царя на Руси от Византии (родство- Иван Третий женат на Софии Палеолог).
СЛЕДУЮЩИЙ ЗАЛ– МОДЕЛЬ ДВОРЦА (№3)
XVII-ый век. Находится в помещении, построенном в XVII-м веке. Вся архитектура постройки говорит об этом, в том числе оконные и дверные проёмы. Здесь находится МОДЕЛЬ ДВОРЦА.
Появление дворца – это новая веха в истории Коломенского- Романовская.
Новая правящая династия не нуждалась в подтверждении законности своей власти, они нуждались в подчёркивании её природности. Это они доказывали тем, что нарочито любили все то, что любили Рюриковичи. Рюриковичи любили Коломенское – и мы, Романовы- тоже; строили здесь Рюриковичи дворцы – и мы, Романовы, тоже будем строить, ожидали здесь предшественники второе пришествие Христа – и мы тоже будем.
Первый маленький дворец был построен ещё Михаилом Фёдоровичем.
По стратегическим целям, дворец Михаила Фёдоровича не был построен на берегу, но отнесён вглубь территории. Царь решил, что домовый храм Вознесения далековато расположен от дворца, ведь у царя болели ноги и он решает построить новый храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Первоначально храм был другим. При Алексее Михайловиче храм расширяется, строится придел в честь св.Дмитрия Солунского, внутреннее помещение храма расширяется.
В 1666-м году царь отдаёт приказ заготавливать древесину. В течении года собирают материалы и в мае 1667 г. начинают строительство. Построен в максимально короткие сроки. Площадь дворца была около 2000кв.м, 270 комнат, 3000 окон из слюды. Построен он был за один строительный сезон – с мая по ноябрь 1667 г. Не отделан до конца, но были выведены все 27 отдельных теремов.
Единого архитектурного плана у строителей не было и в ходе строительства возникали разные идеи, которые тут же и воплощались в строительстве.
Дворец играл и представительскую роль. Алексей Михайлович в 1668 году в ещё неотделанном дворце принимал Антиохийского и Александрийского патриархов, которые прибыли низложить патриарха Никона.
Отделывали дворец в течении следующих 20 лет, а когда отделали, он стал похож на сказочный терем и его назвали 8-м чудом света. Царь въехал сюда со своей второй семьёй.
Принимал Алексей Михайлович здесь иноземных послов, которых сначала выдерживали перед приёмом во дворце две недели , для карантина – их осматривали лекари, а также для соблюдения соответствующей субординации – чтобы знали, что к русскому царю не так просто попасть.
Все 27 теремов дворца были соединены галереями и их можно было обойти не выходя наружу. Такая конструкция называлась хоромы.
Жизнь в тереме была разделена на мужскую и женскую и так же построена экспозиция этого зала
Мужская половина. Стул. В интерьере дворца стульев ещё не было, в XVII-м веке этот простой предмет мебели символизировал маленький трон, подавался только двум людям в государстве – царю- главе государства, и патриарху- главе церкви.
Львы. Ими украшался дворец.
Ларцы- для хранения ценных бумаг.
Ящички для хранения различных диковинок – чаще всего ювелирных изделий, Алексей Михайлович очень любил янтарь и возможно различные фигурки из янтаря хранились в этих ящичках.
Иконы. Спас-Эммануил. Икона была заказана Алексеем Михайловичем, возраст Петра соответствовал возрасту Христа-Эммануила и, предположительно лик Христа списан с лица молодого Петра, поэтому в иконе ясно угадывается портрет Петра I в иконографическом изображении.
Женская половина. Женская чарка – доза вина для женщины, в 17-м веке официально разрешено употребление вина лицам женского пола.
Предмет женской моды- платок-ширинка. Длина платка соответствовала ширине ткани. Он был отрезан по ширине произведённой ткани, длина отреза платка была равна его ширине, поэтому платок так и назван – ширинка. Использовался он как носовой платок, его закладывали за рукав, вышивали, иногда в вышивке использовался жемчуг, золотые нити. По такому платку нередко определяли социальный статус женщины – только богатые дамы могли себе позволить иметь такой платок.
Фигурки львов – очень женственные, эмоциональные.
Интересна икона с изображением семи мучениц, чьими именами были названы царевны, дочери Алексея Михайловича. Кстати сказать, девочек в царской семье обучали грамоте, что для того времени было большой редкостью.
СЛЕДУЮЩИЙ ЗАЛ (№4)
Реконструкция приказной палаты, места, где работал государь. Дьяки (работники канцелярии) работали сутками, поэтому это помещение больше напоминает жилое. Работали за большим столом. Скамья – перемётная, с перекидной спинкой, которая давала возможность поворачиваться к визитёру.
Царь также нередко посещал это помещение и ежедневно уделял не менее двух часов канцелярской работе. Ему подавался стул. Интерьер воссоздавался по описи Забелина, включая иконостас, двойная (верхняя и нижняя) скатерти.
Одна из задач приказа – хранить документы. Исторические книги и по «государеву разгону» (свитки, длина которых могла достигать 0,5км!!!).Хранились документы в шкафах-поставцах и печурах с чугунными заслонками – «пожарного страху ради».
Окно- закрыто пластинами, имитирующими слюду, подлинной слюды не сохранилось.
Изразцы 17-го века гордость музея- таких изразцов нет даже в Кремле.
Переход под навесом соединял дворец с тем местом, где государь работал. Предназначался для посетителей, которые подолгу ждали своей очереди на приём. Всегда приходили с подарками – поминками, подносить деньги считалось унизительным, ценилось то, что производилось или делалось своими руками. Такие подарки назывались поминками, так как оставляли добрую память о дарителе. Это могло быть зерно, выпеченный каравай, сани, пряжа. Так же приносились и живые подарки, ценились куры, свиньи. А что бы посетители не могли сравнивать свои поминки с подношениями других, их завязывали в мешок.
Употребление металла в украшении интерьера- решётки на окнах для охраны документов. И, конечно, охранники –в витринах представлены документы, которыми пользовались стрельцы.
СЛЕДУЮЩИЙ ЗАЛ – МЕТАЛЛ (№ 5)
Бердыш- использовали как подставку под пищаль. Пищаль – маленькая пушка.
Колокола. Возвещали об опасности, призывали для участия в церковной службе.
МЕТАЛЛ. Пушки для обороны. Змеиная голова по оформлению и аспид.Дальность полёта ядра – 2-2,5км. (угол 36 градусов) Но точность была низкая. Поэтому развитие артиллерии шло по уменьшению дальности и увеличению угла до 45 градусов. И если такое ядро попадало в строй, то, по принципу домино, оно сметало 40 человек. А если ядро попадало в землю, то прорывало траншею до 0,5 км. А если в камень – то пробивало камень до 25 см. Это очень серьёзное оружие.
Поднимаемся по лестнице на второй этаж.
ПОМЕЩЕНИЕ «НАД БОЛЬШИМИ ПЕРЕДНИМИ ВОРОТАМИ”
(«ПАЛАТА ЛЬВИНОГО РЫКУ»)
Ворота были украшены диковинками, фигурками деревянных львов, которые обрамляли большую и малую арку ворот с механизмами. Львы были накрыты шкурами, поднимали головы, вращали глазами рычали, приветствую входящих в ворота. Эта диковинка была сконструирована русским мастером Семёном Высоцким и приводилась в движение специальным механизмом, который и стоял в этом помещении, поэтому оно называлась органная палата.
Так же здесь находился механизм башенных часов. Механизм часов был соединён с механизмом колоколов, которые отбивали время каждые 15 минут и были слышны за 7 км.
Мы поднимались в это помещение по очень крутой лестнице, которая специально была такая узкая и неудобная – в целях экономии тепла – для того, чтобы меньше тратить дров для её обогрева. Государство было богатым, роскошь двора поражала многих, но очень часто это достигалось путём жесткой экономии.
СЛЕДУЮЩИЙ ЗАЛ. XVIII-ый век.
Первый император неразрывно связан с Коломенским, поэтому экспозиция этого зала рассказывает об этом важном периоде в истории Коломенского.
Родиться в Коломвенском Пётр не мог, а вот весть о рождении сына Алексей Михайлович получил именно здесь. Такую же радостную весть много лет спустя сам Пётр получил здесь, в Коломенском. Известие о рождении дочери Елизаветы Пётр получил находясь в Коломенском. Весть дошла очень быстро. Гонец доскакал до Алексея Михайловича за 3 часа, до смерти загнав коня и от этой вовремя доставленной вести и возникла легенда о рождении Петра именно здесь, что документально не подтверждается.
Детство Петра тесно связано с Коломенским. Пётр очень любил Коломенское и сам говорил: «Мне здесь никто ни в чём не перечил». Любовь к этому месту он сохранил на всю жизнь. Он вернулся сюда в 1709-м году после победы под Полтавой( В детстве Пётр жил здесь, а юность провёл в Преображенском.) и приказал устроить здесь встречу, подобную встрече Дмитрия
Пётр решил подремонтировать дворец и поднять его на фундамент, что продлило жизнь дворца ( в древнерусской архитектуре фундамент возводился только под церквями, а дома, в том числе царские терема и дворцы ставили первым венцом прямо на землю, как и дворец в Коломенском). Хотя и нечасто, но Пётр посещает Коломенское. В обиходе появляется стеклянная посуда и царь приказывает оснастить стеклянной посудой Коломенское, в том числе и аптекарской посудой.
Печи. На европейский манер их приказывают облицевать изразцами.
В Коломенском празднуется день Петра и Павла. Именины первого императора праздновались широко, хотя он сам и не всегда приезжал на праздник, но приказывал выкатывать бочки с вином и угощать местных крестьян.
Нововведение Петра – приказ брить бороды. За ношение бороды теперь нужно было платить. За уплату давали монеты, на которых написано «деньги взяты», они представлены на витрине. Но таких монет не хватало и тогда крестьянам ставили специальный знак под бороду такой же нагретой монетой. Водку в кабаках продавали только тем, кто уплатил за бороду и крестьяне, заходя в кабак делали знак- показывали под бороду – что пить можно. Такой жест дожил до нашего времени.
В экспозиции присутствуют пейзажи, которые зарисовали при Николае Первом, который поверил в легенду о рождении здесь Петра Первого и повелел показать ему место рождения. Ему показали и он приказал зарисовать эти виды – вот они, в экспозиции этого зала.
Так как Пётр Второй также очень любил Коломенское, то решил отпраздновать мальчишник перед свадьбой с Марией Долгорукой.
Анна Иоановна после посещения дворца решила реставрировать дворец, составила смету, но за эту сумму желающих реставрировать дворец не нашлось.
Елизавета Петровна очень любила сады, посещала Коломенское, любила посещать крестьянские свадьбы и приказала к императорскому столу доставлять фрукты не из Европы, а из Коломенского. Яблоки, сливы, груши, белые, жёлтые, чёрные вишни и другие фрукты укладывались в мешки, пересыпались просом и доставлялись в Санкт- Петербург. Излишки продукции крестьяне продавали и на этом хорошо зарабатывали, так как фрукты, которые доставлялись к императорскому столу были значительно дороже.
Затем, во второй половине 18-го века к власти пришла Екатерина Вторая, немка, которая поставила задачу воспитать в себе русскость. Приехав в Коломенское в первый год восшествия на престол она была поражена красотой дворца и приказала всем придворным дамам «на буднях» носить русский национальный наряд. И сама она также с удовольствием носила русский костюм.
Для ремонта дворца императрица повелела составить смету, которая оценивала ремонт уже в 60 тыс. Рублей. Денег она пожалела и решила строить новый дворец. По её приказу в 1767-м году старый дворец начали разбирать. Разбирали долго – 15 лет. Во время разборки исполнялся приказ обмерить параметры старой постройки и сделать модель дворца. Модель сделали, она была в два раза больше современной и совершенно виртуозной – выполнена в цвете, золоте, со слюдяными окошками, в которых были видны горящие свечи. Для этой модели был построен дворец, в в нём сделано специальное помещение для демонстрации этой модели. В 1812-м году в Коломенском останавливались французы и модель была утрачена.
В новом дворце Екатерина праздновала 25-летие восшествия на престол. Три дня она жила в Коломенском, где принимала подарки. Императрица очень любила разные ремёсла, даже сама резала по кости. Поэтому одним из подарков была шкатулка, которая демонстрируется в этом зале. На шкатулке вырезаны портреты всех русских государей, как Рюриковичей, так и Романовых, включая её саму.
Александр Первый, после победы над Наполеоном решил реставрировать дворец, в котором прошло его детство, но увидя его состояние отказался от этой идеи и приказал построить новый дворец на месте Екатерининского, предварительно разобрав старый, построенный его бабкой, что и было сделано в 1814-м году. Александр Павлович очень хотел увидеть новый дворец, но не дожил до окончания строительства. Когда везли в Москву его тело, в Коломенском сделали остановку, гроб поместили во дворце, а на ночь оставили в Казанской церкви.
Николай Первый приказал этот обветшавший дворец разобрать и построить новый. Но этот проект осуществлён не был.
Александр Второй нового дворца строить не стал. Приказал выполнить модель, которая и экспонируется сейчас. Она была выполнена в 60-е годы 19-го века. На строительство модели было выделено 4 тысячи рублей, чтобы мастер консультировался с Забелиным, искал материалы в архивах и пр. Но денег мастер не получил. Работал он бесплатно, подрабатывая на мелких заказах и в общих чертах в 60-е годы закончил модель, доводя её «до ума» до 1904 г. Николай Второй, узнав, что модель готова расчитался с мастером, подарив ему клетку с поющей птицей и кольцо с бриллиантом.
Последние строительные работы в Коломенском проводились в 1843-м году- была построена трапезная Георгиевской церкви. В наших витринах экспонируются вещи из четырёх храмов Коломенского, зал посвящён Коломенским дворцовым сёлам.
Люди в этих сёлах были очень зажиточными. В этих витринах представлены вещи, которые принадлежали Коломенским крестьянкам. В других регионах даже жёны зажиточных купцов не могли позволить себе такие вещи, как коломенские крестьянки, которые могли купить себе вещи в самом дорогом Московском магазине- Мюр и Мюрлиз.
На витрине- свадебное платье из натурального ( другого не было) шёлка, вышитое. Сапожки, сделанные точно по ноге. В то время считалось, что порядочная мещанка должна иметь не менее 20 шалей, а порядочная дворянка- не менее 40. Так вот коломенская крестьянка менее 20 шалей не имела. Шали были сделаны из всевозможных тканей.
Дома в Коломенском были крепкими, двухэтажными. Такие возможности давала близость к царскому двору, все крестьяне были поставщиками царского двора, излишки продавали на рынках за весьма солидную цену.
В Коломенском вылавливалось до 40 видов рыб, включая осетров. Также распространено было производство мёда.
И ещё один вид дохода – только Коломенские женщины могли делать искусственные цветы из ткани и модистки изо всей Москвы посылали в Коломенское за ними.
В селе в основном жили старообрядцы, а у них винопитие было запрещено, поэтому староверы всегда жили богаче.Две витрины экспозиции- вещи из старообрядческих общин – нотные книжки, походный иконостас, чётки и литые иконы характерные для старообрядцев (они лучше сохранялись при гонения х).
Таким образом царский период в истории села закончился, позже закончилась и крестьянская жизнь и Коломенское начинает жить музейной жизнью.
ТРИ ПОСЛЕДНИЕ ЗАЛА
в экспозиции рассказывают о музейной жизни Коломенского. В первую очередь это коллекционирование. Здесь представлена коллекция белого камня, выставка белокаменной Москвы до пожара 1812 года, собрана Барановским.
В СЛЕДУЮЩЕМ ЗАЛЕ
представлено собрание древнерусской иконы. При показе этого зала лучше выбрать какую-нибудь тему и проследить развитие этой темы от экспоната к экспонату. Например, можно взять тему русской одежды- интересно отметить, что русские святые Борис и Глеб жили в 11 веке, но на иконах, написанных в 17-м веке они одеты в одежды, традиционные для времени написания иконы-17-го века, и такие же одежды воспроизведены в витражах. Святой- это всегда образец для подражания, он должен быть современен и он одет в современную одежду 17-го века, при Алексее Михайловиче такую же одежду носили.
А рядом- юродивые –Максим и Василий- они совсем раздетые, и над ними- митрополит Филипп (Колычев)- на нём церковная одежда – так выглядел священнослужитель времён Ивана Грозного. Митрополиты- князья русской церкви, в отличии от мирских одежд, никогда не украшали свою одежду мехом, то есть не оскверняли её убийством животных- на этой иконе кажется, что платье украшено мехом, на самом же деле так изобразили золочёную ткань.
Далее мы видим митрополита Алексия-первого московского митрополита на фоне Кремля.
Икона Знамения. Здесь показана истотия битвы Новгорода с Владимиром и Суздалем. Враги пустили стрелу, которая попала в икону и она отвернулась от врагов, напала тьма и новгородцы выиграли битву. Икона написана в 18-м веке, и в одном из клейм , в изображении одного из князей чётко читается лицо Петра Первого.
ЗОЛОТАЯ КЛАДОВАЯ.
При разборке деревянного дворца Алексея Михайловича, Баженов подбирал брёвна, чтобы употребить их для строительства Большого Кремлёвского Дворца в Кремле. Налицо парадокс- дворец разбирают за ветхостью, а брёвна, которым более 100 лет собираются употребить в строительстве нового дворца!!!
В заключении стоит привести цитату из письма Гектора Берлиоза князю Одоевскому о Коломенском:
«Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, оставившее свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками. Я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепных украшений, я ничего не видел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина, гармония красоты законченных форм. Я видел стремление ввысь, и долго стоял ошеломлённый.»
Иллюстрированный конспект лекции Мелешко Бориса Вадимовича опубликован в статье “Вехи истории Коломенского”.