“Античность. Система координат” – выставка с таким названием работает в Медиацентре парка Зарядья летом 2024 года. Основу экспозиции составляют предметы из коллекции Юсуповых.
Посетители могут увидеть произведения французской и итальянской живописи и скульптуры. В основном артефакты датируются XVIII веком, но есть и более ранние работы.
На выставке интересно вспомнить наиболее популярные сюжеты античной истории и мифологии и рассмотреть, как их трактовали западноевропейские мастера в последующие времена. Также любопытны небольшие вкрапления произведений современных русских мастеров, которые черпали вдохновение в древнегреческом искусстве.
Коллекция Юсуповых
___
“Краски усадьбы Архангельское” – подмосковный “Версаль” с гидом.
___
Основателем богатой коллекции живописи, скульптуры, графики стал Николай Борисович Юсупов (1750–1831). Он также коллекционировал декоративно-прикладные произведения, сюжеты которых брались из античной истории и мифологии. В екатерининские времена и позже, во время правления Александра I, дворянство интересовалось эллинскими и римскими традициями. В моду вошли классические скульптуры, античные вазы. Свои туалеты дамы стилизовали под греческие силуэты. Николай Борисович Юсупов формировал свою коллекцию на основе особого интереса к античности. Многие предметы он специально заказывал для себя в путешествиях по Европе, какие-то вещи покупал в Италии и Франции, обращал внимание на артефакты работавших в России западных художников и заказывал им живописные полотна.
Собирательскую деятельность продолжили потомки Николая Борисовича – его сын Борис Николаевич, внук Николай Борисович-младший и его вторая жена Зинаида Ивановна (Нарышкина), правнучка Зинаида Николаевна Юсупова.
Выставка “Античность. Система координат”
Коллекция Юсуповых долгие годы хранилась в музее-заповеднике Архангельское под Москвой, которой до 1917 года владели Юсуповы.
К сожалению, дворец Юсуповых в Архангельском более пяти лет закрыт на реставрацию. Предметы из его коллекции демонстрировались в разных музеях: ГМИИ им.Пушкина, музее в Новом Иерусалиме, их также показывали на тематических выставках.
___
Фривольные сфинксы и пустые склепы: аудиоквест по усадьбе Архангельское.
___
Сотрудники музея-заповедника Архангельское надеятся, что “Античность. Система координат” будет последней гастролью собрания Юсуповых. Уже совсем скоро коллекция вернётся в родные стены.
На выставке в Зарядье показывают около 30 картин, 40 бюстов и скульптур из мрамора, десяток листов графики. Также в экспозицию включили предметы декоративно-прикладного искусства: каминные часы, настольные мраморные скульптурные композиции, вазы, подсвечники. Артефакты датируются XVI – XIX веками.
Античность. Система координат. Впечатления о выставке
Трудно говорить о выставке “Античность. Система координат” без превосходных степеней. На небольшом выставочном пространстве представлено около сотни артефактов. Но от собрания душа замирает и улетает вместе с героями сюжетов в древнюю Элладу, Рим, на гору Олимп. Посетитель погружается в атмосферу мифа, он со всех сторон окружён легендарными персонажами.
Удивительна коллекция бюстов. Мраморные изваяния Медузы, Меркурия, Мельпомены, Елены, Персея словно сошли со страниц древнегреческих мифов и предстали в своём истинном обличье.
Восхитительна камерная декоративно-прикладная коллекция. Каминные часы достойны украшать самые знаменитые музеи мира. Настольные композиции поражают живой пластикой. Вазы демонстрируют совершенную форму и пропорции, качество материала.
От выставки “Античность. Система координат” у меня сложились самые восторженные впечатления. Побродив около часа по экспозиции, я поразилась и цельности темы, и высоким уровнем артефактов, и организацией пространства, и информационной составляющей выставки. Оцениваю её на 5+++ и безоговорочно рекомендую.
Коллекция Юсуповых. Живопись
Среди живописных произведений меня в первую очередь заинтересовали два женских портрета. Первый – это портрет супруги Николая Борисовича Юсупова, Татьяны Васильевны, урождённой графини Энгельгардт. Портрет ни в коем случае не противоречит теме античности. Княгиня изображена в платье стиля ампир – с высокой талией, мягко спадающими складками. В таком наряде Татьяна Васильевна представляет богиню, наяду или нимфу. Мода того времени предписывала носить туалеты пастельных тонов.
На втором портрете изображена Татьяна Александровна Юсупова, жена Николая Борисовича-младшего, мать Зинаиды Николаевны Юсуповой, бабушка Феликса.
Татьяна Александровна урождённая Рибопьер была наполовину швейцаркой, дочерью русского посланника и княгини Е.М.Потёмкиной. Она изображена на фоне античных руин и действие на картине как бы переносится в далёкое прошлое.
Парные полотна Франсиско Хавьера Рамоса-и-Альбертоса представляют героев Олимпа Гебу и Ганимеда. Оба они изображены с чашей и орлом.
Согласно древнегреческой мифологии, Геба была дочерью Зевса и Геры и отвечала за юность и вечную красоту. Во время пиров она была виночерпием. Позже её выдали замуж за Геракла.
Ганимед по происхождению был земным юношей, сыном троянского царя Троса. Юноша обладал такой привлекательной внешностью, что Зевс похитил его, превратившись в орла и сделал Ганимеда своим личным виночерпием. Поэтому весёлый дух Ганимед изображён с чашей и орлом.
Мимо полотна под названием “Венера и Марс” я бы прошла мимо. Но этикетка гласила, что работа сделана в мастерской Антониса ван Дейка, ученика Рубенса.
На полотне жена огненного бога Вулкана Венера изменяет мужу с Марсом. И бог войны поддался чарам любви, забыл об оружии и купидоны забавляются с его доспехами. Любовь выше войны!
***
Ещё одно достойное внимания полотно выполнено учеником Жака-Луи Давида. Его имя Арман-Шарль Карафф. Он несколько лет работал в Российской империи. Полотно называется “Клятва Горациев”. Художник написал её по заказу Николая Борисовича Юсупова.
Мастер представил описанный Титом Ливием сюжет из истории Рима. Трое братьев-близнецов приносят отцу Горацию клятву победить своих соперников из города Альба-Лонга, которые грозили Риму войной. Братья сражались не на жизнь, а на смерть, в живых остался только один из них и Рим стал победителем. Карафф запечатлел сцену принесения братьями клятвы.
Не менее, а может быть и более выразительной частью выставки стала скульптура.
Коллекция Юсуповых. Скульптура
Из всех скульптур показываю фигуры, представляющие человеческие характеры. Их только две – холерик и меланхолик, обе выполнены в конце XVIII века неизвестным скульптором.
Скульптурный портрет Рафаэля Санти некогда был заказан министром просвещения Сергеем Семёновичем Уваровым для музея мраморов усадьбы Поречье (Можайский район).
Меня заинтересовала и прекрасная Елена, эталон античной красоты, невольная виновница Троянской войны.
А где Елена, там и Парис, похититель прекрасной девы.
Николай Борисович Юсупов был лично знаком со знаменитым мастером эпохи Антонио Кановой. Непревзойдённый скульптор, виртуозно владеющий резцом, навсегда оставил свой след в Архангельском. Неизвестный скульптор, изваявший Елену, по всей видимости, выполнил копию с оригинала Кановы.
Декоративно-прикладное искусство на выставке “Античность. Система координат”
Среди небольшой коллекции предметов декоративно-прикладного искусства мне больше всего понравилась коллекция каминных часов. Композиция “Амуры, несущие корзину” сделана из мрамора, бронзы и эмали. Часы выполнены в Санкт-Петербурге в конце XVIII века.
Я не сразу сообразила, где находится циферблат на часах под названием “Колесница”. Деления нанесены на колесо, чёрные стрелки показывают без четверти шесть.
Настольное украшение в виде трёх коленопреклонённых фигур под пальмой и канделябры с фигурой Ники, кажется, составляют единый ансамбль.
Впечатление обманчиво! Канделябры выполнили в Париже, вероятно, в мастерской Томира. Настольное украшение предположительно сделали в России в начале XIX века, этим же временем датируются и канделябры.
Античность. Система координат. Коллекция Юсуповых. Посетителю на заметку
Выставка “Античность. Система координат” проходит в Медиацентре парка Зарядье.
Сроки: до 4 августа.
Билет стоит 600 рублей, для льготных категорий – 300 рублей.
По понедельникам выставка работает бесплатно. Билет нужно забронировать заранее онлайн на сайте Зарядья.
По понедельникам Медиацентр открыт с 14.00 до 21.00.
В остальные дни Медиацентр работает с 10.00 до 21 часа.
Адрес: улица Варварка, д.6, стр 1.
Ближайшее метро: площадь Революции, Китай-город.
В будние дни ажиотажа на выставке нет никакого, в первой половине дня зал обычно пустует. Билеты можно купить в кассе Медиацентра или на их сайте онлайн. Также в зале установлены автоматы по продаже билетов на выставку.
Зарядье находится в одной минуте ходьбы от храма Василия Блаженного. Предложим читателям аудио-экскурсию по знаменитому собору.
Храм Василия Блаженного: история, загадки и легенды в лабиринтах церкви. Аудиоэкскурсия.
Очень интересна экскурсия по центральным площадям Москвы. Подробности по ссылке:
____
Экскурсия с личным гидом по Красной площади и близлежащим достопримечательностям.
___
Дублирую ссылки на экскурсии в Архангельском – аудоиоэкскурсия и экскурсия с гидом.
Фривольные сфинксы и пустые склепы: аудиоквест по усадьбе Архангельское..
___
“Краски усадьбы Архангельское” – подмосковный “Версаль” с гидом.
___
План московских выставок на 2024 год.