Безжалостная история нередко стирает имена достойных людей из памяти соотечественников. Их помнят лишь специалисты в той или иной отрасли. Но благодаря историкам и музейщикам в 2024 году имя собирателя и крупного знатока русских древностей стало известно людям, интересующимся отечественной историей.
До 26 мая 2024 года в Московском Кремле проходит выставка под названием “Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века”. Выставка в первую очередь знакомит с артефактами из коллекции Павла Фёдоровича Карабанова. Экспозиция также повествует о личности собирателя и истории его увлечения.
Билет в Кремль с аудиогидом. Экскурсия по достопримечательностям Московского кремля.
Павел Фёдорович Карабанов
Павел Фёдорович Карабанов происходил из столбового дворянства. Он родился в семье тверского вице-губернатора. Его мать приходилась троюродной сестрой Светлейшему князю Г.А.Потёмкину-Таврическому.
По отцовской линии род Карабанова имел прямое отношение к князьям Шаховским. Участник Полтавской битвы князь Алексей Иванович Шаховской доводился Павлу Фёдоровичу прадедом. Интересно, что от прадеда коллекционеру достался уникальный артефакт – Библия, которая принадлежала шведскому королю Карлу XII.
А.И.Шаховской завладел королевской Библией как трофеем в Полтавской битве. Это единственная книга из коллекции П.Ф.Карабанова, которую оставили в Москве, в Оружейной палате. Другие книги увезли в Санкт-Петербург. Сейчас раритет выставлен на постоянной экспозиции в витрине, посвящённой Полтавской баталии.
П.Ф.Карабанов прожил долгую жизнь, почил в бозе на 84-м году жизни в Москве. На портрете ему больше 70 лет.
Некоторое время П.Ф.Карабанов служил в Преображенском полку. Супругой его стала княжна Варвара Ивановна Гагарина. Доходы семьи позволяли чете зимой жить в Москве, а лето проводить в тверском имении близ Кашина.
Павел Фёдорович был любознательным, интересующимся человеком. Он тщательно собирал материалы для “Российской родословной книги” и считался крупным специалистом в области изучения биографий исторических лиц.
Коллекция Карабанова
Карабанов интересовался предметами русской старины – книгами, монетами, гравюрами, церковной утварью, образцами декоративно-прикладного искусства. Более полувека он пополнял свою коллекцию и гордился богатейшим собранием русских древностей.
Ещё при жизни собирателя император Николай I высказал желание полностью выкупить всю коллекцию для пополнения фондов Оружейной палаты. При жизни Павел Фёдорович отказался продать собрание императору, но составил завещание, согласно которому после его смерти коллекция переходила в собственность государства. (Сведений о наследниках Павла Фёдоровича не нашли, по всей видимости он был бездетным).
Увы, владельческих меток у многих предметов не было и происхождение их неизвестно.
После 1851 года по смерти Карабанова его собрание перевезли из собственного дома на Петровке в Оружейную палату. Артефакты каталогизировали, часть оставили в Оружейной палате, а книги, табакерки, эстампы рукописей, миниатюрные портреты отправили в столицу, где они пополнили собрание нескольких музеев.
Немного позже некоторые предметы из карабановского собрания пополнили экспозицию вновь открывшегося музея “Палаты бояр Романовых”. Когда музей перешёл в ведение ГИМ, многие артефакты вернулись в Оружейную палату.
Какие именно диковинки входили собрание Карабанова? Некоторые из них мы увидели на выставке в кремле.
Предметы коллекции П.Ф.Карабанова
В первую очередь следует обратить внимание на интересную золочёную кружку с изображением сцены обручения царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной.
Кружку исполнил мастер Клаус Зюльсен II в середине XVII века в Гамбурге. Чеканную композицию на муфте кружки добавили в России в XIX веке.
Кружка вместе с кубком демонстрируется в витрине в отдельном серебряном чехле с замысловатой ножкой, выполненном в 1870 году.
Работы русских мастеров в собрании П.Ф.Карабанова
Коллекция Карабанова включала шедевры, выполненные в России и Европе. Из русских диковинок выделяется комплект предметов, изготовленных в Великом Устюге в конце XVIII века. Ультрамариновая посуда сделана из меди с применением серебряной фольги и эмали. Сейчас комплект хранится в фондах музея Московский Кремль.
Залюбовалась я и миниатюрной коробочкой, выполненной в форме дамской театральной сумочки.
Интересна простая на вид серебряная чарка XVII столетия. На тулово чарки в XIX веке добавлена надпись с эпиграфическими ошибками о том, что её выполнил сам царь Пётр Алексеевич.
Золотые женские ювелирные украшения покажем пунктиром, без подробностей.
Артефакты европейских мастеров из коллекции П.Ф.Карабанова
П.Ф.Карабанов собирал не только предметы русской старины. Были в его коллекции и серебряные артефакты знаменитых немецких златокузнецов. Например, ваза-рассольник конца XVII века.
Серебряный золочёный потешный кубок в форме корабля выполнен в начале XVII столетия в Нюрнберге.
Обращает на себя внимание табакерка в виде сидящей канарейки. По всей видимости, табак насыпали в небольшой контейнер – подставку под птичку. А сама канарейка служила ручкой табакерки. Выполнена диковинка в Англии в 1770-х годах. Сейчас она принадлежит собранию Эрмитажа.
Работы восточных мастеров
Билет в Кремль с аудиогидом. Экскурсия по достопримечательностям Московского кремля.
Неоднократно взоры Павла Фёдоровича Карабанова обращались на Восток. На экспозиции выставки отдельная витрина заполнена работами китайских и среднеазиатских умельцев. Эти артефакты наиболее древние. Кубок в виде всадника на коне происходит из Семиречья, выполнен на рубеже VIII – IX веков.
Красивы китайские чашечки для вина. Особой древностью они не отличаются, выполнены в XVII-XVIII веках, но мы можем оценить тонкость стенок, прозрачность и великолепное сияние сердолика, подчёркнутое умелым камнерезом.
Подделки в коллекции П.Ф.Карабанова
Подделки встречались и встречаются едва ли не во всех коллекциях. Были они и в собрании П.Ф.Карабанова. Некоторые имитации попали к нему случайно и Павел Фёдорович не всегда осознавал, что приобретает фальсификацию. Но бывали случаи, что коллекционер намеренно покупал подделку. Он прекрасно понимал, что впоследствии такая вещица может стать редкостью. К числу подобных уникальных предметов можно отнести пергаментную рукопись “Житие святых Бориса и Глеба”.
Имена фальсификаторов установить всегда непросто. Но в случае с этой книгой известно, что её выполнил московский антиквар, автор многих дошедших до наших дней имитаций древнего книжного искусства Антон Иванович Бардин. Карабанов купил книгу у княгини М.А.Голицыной, которая распродавала библиотеку имения Архангельское после смерти мужа.
Впоследствии фальсификации из собрания Карабанова изъяли из витрин Оружейной палаты. Но теперь они снова составляют славу музею. Карабанов был дальновиден!
Другие собиратели на выставке “Любители русской истории”
На экспозиции в Успенской звоннице выставку дополняют предметы из коллекций других московских коллекционеров: графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, князя Михаила Андреевича Оболенского, князя Николая Борисовича Юсупова, Михаила Петровича Погодина.
Великолепные вещи составляли гордость коллекции графов Мусиных-Пушкиных. Серебряный оклад на икону Владимирская выполнен в мастерских Московского Кремля в конце XVI столетия.
Мастера использовали самые разные техники и богато украсили оклад эмалями, драгоценными и полудрагоценными камнями.
Любопытен щиток с изображением двуглавого орла, также принадлежавший Мусиным-Пушкиныым. Его назначение не указано, а артефакт весьма интересен.
Один из самых роскошных предметов выставки – жалованный Екатериной II ковш. Государыня вручила драгоценность купцу Луке Девятову, очевидно за выдающиеся заслуги. Выполнен ковш из позолоченого серебра и происходит из коллекции князей Юсуповых.
Надо сказать, что витрина с предметами из коллекции князей Юсуповых поражает воображение массивностью предметов и высочайшим качеством исполнения. Например ваза-расольник, изготовленная златокузнецами из Аугсбурга.
Коллекция Карабанова. Посетителю на заметку
Предметы из собрания П.Ф.Карабанова показывают в Московском Кремле до 26 мая 2024 года. Выставка называется “Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века”.
Экспозиция расположена в двух помещениях – в Успенской звоннице и в выставочном зале Патриаршего дворца.
Билет на выставку стоит 500 рублей.
Билет на выставку с аудиотуром стоит 900 рублей.
Приложение Izi.travel выпустило бесплатный аудиотур по выставке.
Экспозиция выставки начинается в Успенской звоннице, а в Патриаршем дворце находится её продолжение.
Но по логике перемещения по Кремлю, лучше зайти сначала в Патриарший дворец, а продолжить осмотр в звоннице. Именно так я и сделала и не обнаружила разницы в порядке осмотра.
Расписание других художественных выставок 2024 года опубликовано в отдельной статье.
Рекомендуем авторский аудиотур по достопримечательностям Московского Кремля. Входной билет в Кремль включён в стоимость аудиогида.
Билет в Кремль с аудиогидом. Экскурсия по достопримечательностям Московского кремля.
Другие выставки 2024 года в Москве мы перечислили в отдельной статье.