Киев Подол . В Киеве мы обосновались довольно далеко от Подола. Потому и начали экскурсию с самого дальнего от нас конца города.
Подол – одна из древнейших частей Киева. Тысячу с лишним лет тому назад князь Владимир Красно Солнышко крестил здесь киевлян в исчезнувшей ныне речке Почайне. На Подоле издревле жили торговцы и ремесленники, бурсаки и гетманы, митрополиты и авантюристы. Знакомство с Подолом надо бы начинать с Почтовой площади, но у нас почему то получилось наоборот – с Контрактовой. Площадь получила свое имя по знаменитым в свое время Контрактовым ярмаркам, переведенным из Дубно в Киев в 1797 году по повелению Павла I. Ярмарки продолжались вплоть до 20-х годов ХХ века и исчезли в советское время с прекращением НЭПа. Контрактовый дом, построенный В.Гесте в 1817 году, напоминает о былом торжище. Здесь не только заключались торговые сделки. Контрактовый дом служил местом проведения балов, здесь выступали знаменитости европейского уровня, среди них гениальный Ференц Лист. Сейчас в нем разместилась Украинская валютная биржа.
Гостиный двор, стоящий в центре площади, спроектировал петербургский зодчий Луиджи Руска. Судьба этого сооружения оказалась несчастливой. Его начали строить в 1809 году, а в 1811 году весь Подол сгорел в страшном пожаре. Уцелело лишь 18 домов. После пожара незаконченный Гостиный двор кое-как подлатали и только в 80-е годы XX века здание достроили вторым этажом по сохранившимся архивным чертежам.
Контрактовая площадь – весьма оживленное место. Рядом с Гостиным двором расположено трамвайное кольцо, поблизости стоят ларьки, палатки и соответствующая маргинальная публика. Что поделать – центр Подола грязноват и немного страшноват.
Но это неудобство искупается замечательными достопамятностями. Взять хотя бы изящный фонтан, увенчанный статуей Михаила Архангела – покровителя Киева.
Под сводами фонтанной беседки – наивная статуя Самсона, разрывающего пасть льва. Благодаря ей фонтан именуется “Самсоном”. Восстановили его совсем недавно. В 30-е годы прошлого века некий “высокий комиссар”, проезжая по площади, увидел у фонтана кучу мусора и коротко приказал”Убрать!” Чиновники недопоняли, а переспросить побоялись – вместе с мусором убрали и фонтан.
Неподалеку от “Самсона” стоит памятник странствующему философу и литератору Григорию Сковороде. В свое время он учился в Киево-Могилянской академии, главное здание которой выходит на площадь. Современные студенты “Могилянки” ласково именуют его “тефаль”.
Однако нынешняя студенческая молодежь куда скромнее своих предшественников-бурсаков, обучавшихся в “Могилянке”. Вот как пишет об этом Н.В.Гоголь в повести “Вий”: “…грамматики, риторы, философы и богословы, с тетрадями под мышкой, брели в класс. Грамматики были еще очень малы; идя, толкали друг друга, бранились между собой самым тоненьким дискантом; …карманы их вечно были наполнены всякой дрянью; как-то: бабками, свистелками, сделанными из перышек, недоеденным пирогом, а иногда даже и маленькими воробьёнками… Риторы шли солиднее… эти говорили и божились между собою тенором. Философы целою октавою брали ниже: в карманах их кроме крепких табачных корешков ничего не было. Запасов они не делали никаких все, что попадалось, съедали тогда же; от них слышались трубка и горелка иногда так далеко, что проходивший мимо ремесленник долго еще, остановившись, нюхал, как гончая собака, воздух… Философов и богословов торговки боялись задевать, потому что философы и богословы всегда любили брать только на пробу и притом целою горстью.”
Академию основал митрополит Петр Могила, от имени которого она и получила прозвище “Могилянка”. 14 гетманов Украины, включая Ивана Мазепу, постигали науку в Киевской академии. Позже здесь учился и Михайло Васильевич Ломоносов. В академии служил профессор богословия Афанасий Булгаков, отец Михаила Булгакова.
Старый Подол почти полностью погиб во время пожара 1811 г. Лишь пара-тройка старинных церквей и палат напоминает о прошлом. На Подоле стоит несколько храмов, освященных во имя св. Николы. Это неудивительно – ведь Подол лежит на берегу, здесь был торг, жили купцы и кормщики, а Никола покровительствует всем торгующим, плавающим и путешествующим. Храм Николы Набережного стоит на Почайнинской ул. неподалеку от Днепра. Нынешняя каменная церковь относится к 70-м гг. XVIII в. Ее построил известный украинский зодчий И.Г.Григорович-Барский. Гуляя по Киеву, мы еще не раз вспомним его имя. Как водится в древних городах, храм был поставлен на месте более раннего деревянного.
Возникновение церкви связывают с чудом, случившимся в 1096 г. Молодая семья переправлялась на лодке через Днепр, вдруг шальная волна накренила лодку и мать выронила за борт младенца. Родители отчаянно пытались спасти свое дитятко, но течение уносило его все дальше и дальше. Добравшись до берега мать вбежала в ближайший храм (по другой версии добежала до Софийского собора) и стала истово молиться св. Николе о спасении младенца. К ней подошел сторож (а, быть может, и сам Святой) и недовольно сказал, что надо быть внимательнее – вон плачет забытый младенец. Женщина бросилась туда и, к великой радости, обнаружила своего сына, живого и невредимого, лежащего рядом с иконой Чудотворца. Икона и мальчик были мокрые, как будто их только что вытащили из воды. В честь этого чудесного спасения и была поставлена Николо-Набережная церковь.
Если от Контрактовой площади идти в сторону, противоположную берегу Днепра, то придешь к храму Николы Притиска. Это странное название связано с чудом, случившимся в церкви. Однажды ночью туда забрался вор. Он содрал золотой оклад с иконы Николы, собрал драгоценные церковные сосуды и уже полез в окно, когда обиженный святитель сдавил – притиснул нечестивца в оконном проеме, да так и продержал до утра.
Самый молодой из Никольских храмов Подола стоит прямо на искусственном острове в русле Днепра и именуется Никола на Водах. Эту уникальную церковь построили в 2005 году.
Ильинский храм считается древнейшим на Подоле и одним из самых старых во всем Киеве. Согласно “Повести Временных Лет”, написанной Нестором здесь еще в 945(?) году дружинники клялись в верности киевскому князю. Существует гипотеза, согласно которой первоначальную церковь во имя Ильи Пророка построили киевские князья Аскольд и Дир. Во время похода на Царьград они стали очевидцами Божественного чуда, под впечатлением которого приняли крещение, и, вернувшись в Киев, возвели Ильинский храм. Нынешняя каменная церковь насчитывает более 300 лет, колокольня и врата церкви сооружены И.Г.Григоровичем-Барским.
Нам очень понравились современные мозаики, установленные при входе в церковь. на одной изображена княгиня Ольга…
на другой – Владимир Красно Солнышко.
В глубине Подола на ул. Спасской стоят старинные двухэтажные палаты с колоннами. Их возвели в глубине двора и стоят они наискосок от “красной линии” улицы. Это один из 18 домов, переживших пожар 1811 года. Согласно преданию это дом Ивана Мазепы, что не подтверждается историческими документами. Здесь находится музей гетманства.
На Притиско-Никольской улице сохранилась старейшая в Киеве аптека, основанная немецким фармацевтом Бунге в 1728 году. Здесь можно купить лекарства и мыло ручной работы, но главное не в этом. Это одна из многих аптек-музеев, весьма популярных на Украине.
В подвале особняка устроена алхимическая лаборатория, подобная тем, где добывался философский камень и изготавливались эликсиры бессмертия.
В соседнем покое устроена “хата” знахарки-травницы.
Наверху можно посетить респектабельный кабинет преуспевающего фармацевта.
Аптека находится прямо у ворот Флоровского женского монастыря. Это не самое спокойное место на Подоле – то и дело подъезжают экскурсионные автобусы с надписью “Краевiд”, толкутся многочисленные нищие. Но для любителей старины, святынь и истории церкви монастырь обязателен к посещению. Первое сохранившееся упоминание о нём относится к XVI веку. Согласно грамоте польского короля Сигизмунда III, адресованной киевскому воеводе князю Константину Острожскому, девичий Флоровский монастырь на Подоле предоставляется в потомственное владение или управление возобновившему его киевскому протопопу Якову Гулькевичу. Вплоть до начала XVIII века монастырь был весьма захудалым, все его постройки были деревянными. В 1712 г. Петр I закрыл Вознесенский Печерский монастырь, поскольку его территория понадобилась для возведения арсенала. Сестры монастыря вместе со святынями и прочим имением были переведены на Подол, во Флоровский монастырь. Возможно, определенную роль в закрытии Вознесенского монастыря сыграло и то обстоятельство, что его настоятельницей была игуменья Магдалина, в миру мать Ивана Мазепы. Соборная Вознесенская церковь была построена в камне в первой трети XVIII в. и освящена в 1732 году.
В пожар 1811 года монастырь сгорел, остался лишь поврежденный огнем Вознесенский собор. Архитектор Андрей Меленский восстановил обитель после пожара. Он построил замечательную Воскресенскую церковь в форме ротонды, увенчанной куполом.
Советская власть закрыла монастырь в 1929 году. Служение возобновилось в 1941 году во время оккупации и более не прерывалось, несмотря на хрущевские гонения, размещение в монастыре протезной фабрики и аннуляции прописки у сестер монастыря в начале 60-х годов XX века. Флоровский монастырь примечателен тем, что именно отсюда начался путь к святости Прохора Мошнина, вошедшего в историю русской церкви под именем Серафима Саровского.
Наталья Борисовна Шереметьева (в иночестве Нектария), дочь героя Северной войны Бориса Петровича Шереметьева, супруга сосланного в Сибирь, а затем казненного Ивана Алексеевича Долгорукова, приняла постриг во Флоровском монастыре в 1758 году. В 1767 была пострижена в схиму в этом же монастыре. Это одна из первых русских женщин-писательниц. Ее перу принадлежат знаменитые “Своеручные записки”, девизом которых может служить следующая фраза: “Я доказала всему миру,что любви своей была верна.”
Возвращаясь от монастыря на Контрактовую площадь можно увидеть еще одну замечательную церковь Подола – Успения Богородицы Пирогощу. Её поставили в начале XII в князья Мстислав и Ярополк, сыновья Владимира Мономаха. Непривычное на современный слух прозвание “Пирогоща” вероятно происходит от слова “пирготис”,т.е. “башенная”. Так именовались иконы, на которых были изображены башни. Икона почиталась чудотворной. Каждый, кто возвращался в Киев после долгого и опасного путешествия, должен был отслужить молебен у этой иконы. Богородица Пирогоща упоминается в “Слове о полку Игореве”:
Девицы поют на Дунае
Вьются голоси через небо до Киева
Едет Игорь по Боричеву
Ко святой Богородице Пирогоще
Страны рады и грады веселы.”
Есть и другая версия, согласно которой храм был возведен на средства купцов, торговавших хлебом. “Гоща” – производная от слова “гость”, т.е. купец, а “пир” связывают или с греческим переводом слова “пшеница” или с древнерусским “пиро” – рожь, мука, пирог.
Церковь неоднократно перестраивалась: в XVIII веке хорошо знакомым нам И.Г.Григоровичем-Барским, а после пожара 1811 г. – Андреем Меленским.
К сожалению, ни древность, ни упоминания в Ипатьевской летописи и “Слове о полку Игореве” не спасли церковь от разрушения в 1936 году. Сейчас на месте древней церкви стоит новодел 1998 года, выглядящий довольно странно благодаря своему “древнерусскому” облику.
Киев Подол . Покидая Контрактовую площадь, стоит еще обратить внимание на живописный ансамбль бывшего Греческого монастыря. Первоначальная греческая церковь святой Екатерины в Киеве была деревянной. В 1738 году по прошению игумена Преображенского монастыря Синайской горы Евгения и при содействии преосвященного Рафаила Заборовского греческая община в Киеве получила указ о строительстве каменного храма. Монастырь несколько раз менял свое местоположение и оказался на Контрактовой площади после пожара 1811 г. Монастырские постройки были реконструированы в начале ХХ века. Колокольню возвели по проекту Л.Эйснера, а соседний корпус построил знаменитый мастер эпохи модерна Ф.И.Лидваль. Монастырь не сохранился до наших дней, его здания занимает Национальный банк Украины.
Далее пересекаем древний Боричев узвоз и попадаем на улочку Боричев ток. Здесь вовсю буйствуют краски осени
и стоит старинный Покровский храм, построенный в 1766 году И. Г. Григоровичем-Барским на месте армянской Покровской церкви. Приземистая двухъярусная колокольня (слева) относилась к не сохранившейся церкви Николы Доброго, в которой венчался Михаил Афанасьевич Булгаков.
По тихому провинциальному Боричеву Току можно выйти на Почтовую площадь, миновав забитую транспортом улицу Сагайдачного. Почтовая площадь названа по станции почтовых дилижансов. Когда-то вокруг скромного одноэтажного здания почтовой станции теснились конюшни и каретные сараи. Их снесли, когда строили станцию метро “Почтовая площадь”.
Киев Подол . Площадь окружают разностильные здания, включая роскошную, стилизованную “под модерн” гостиницу “Ривьера”.
Но самая здешняя достопримечтельность – это Рождественская церковь, которую в Киеве зовут “Шевченковской”. Изящное здание в стиле классицизма построил Андрей Меленский в 1809-1814 годах. Подобно многим другим памятникам церковного зодчества, храм Рождества Христова на Подоле был разрушен в 1935 году. Церковь отстроили заново в 2002-03 годах.
Церковь стали именовать “Шевченковской” после прощания с прахом Тараса Григорьевича Шевченко, когда гроб с его телом перевозили из Санкт-Петербурга в Канев. Прощание с Кобзарем собрало огромную толпу. К 4 часам, когда была назначена панихида и вынос гроба к пароходу, не только церковь, но и двор оказались битком набиты. Когда кто-то из несведущих поинтересовался, кого же хоронят при таком стечении народа, то получил ответ:”Мужика, но чин при ём генеральский”.
От Почтовой площади можно легко подняться на фуникулере к Михайловскому Златоверхому монастырю. Мы не преминули им воспользоваться.
Статьи о поездке в Киев на нашем сайте:
Киев. Первые впечатления
Без Подола Киев невозможен
Киев. Андреевский спуск
София Киевская и окрестности
У Золотых ворот
Церкви Подола неповторимы!
Спасибо, Макс! С удовольствием вспомнили храмы Подола.
Макс, спасибо за ссылку, с удовольствием посмотрели Ваши потрясающие фотографии. Мы были в Киеве 2009-м году и снимали, увы, мыльницей, зеркалки у нас тогда ещё не было.
Спасибо за прекрасный фоторассказ о нашем любимом городе! 🙂 Мы с женой очень любим гулять по Подолу. Оля как раз работает на Контрактовой. Вечером там обычно и встречаемся и идем бродить улочками. И никогда не надоедает 🙂
До чего же прекрасен город Киев! Я была там только проездом, города и не видела считай… А так хотелось бы прогуляться по его улицам, не спеша…
Сколько всего может поведать старинный город. Легенды его поражают, история ведет по улочкам, заставляя окунаться в атмосферу прошлого… Сколько же дней нужно, чтобы все прошагать, пережить и разложить…
Мы были в Киеве четыре дня. Хватило только на основные достопримечательности, хотя в Лавру ходили два раза. Остались бы ещё на один день, но гостиница отказалась продлить бронь. С тех пор надеемся и мечтаем вернуться. Как, впрочем, и во многие другие места. И вынашиваем “большую украинскую покатушку”. 🙂
Как приятно увидеть знакомые и практически родные мне места! Спасибо за прекрасную экскурсию и интересные факты из истории. Вот ведь правду говорят, когда живешь в городе, не обращаешь внимания на многие вещи.
Большое спасибо! Я – киевлянка не сосчитать в каком поколении, да и на Подоле проработала лет двадцать, вроде многое известно, но удовольствие получила невероятное! Просто чудо.
Даже не хватает слов выразить вам свой восторг и похвалу.
Такую подробную экскурсию по Киеву устроили, словно сама там побывала и увидела все своими глазами 😉
ПРОСТО СУПЕР – СПАСИБО БОЛЬШУЩЕЕ!!!