Прогулка по городу и метро Казани

8
1260
метро Казани

Метро Казани и прогулка по городу. Из цикла “Казанский поход”. Предыдущая часть называется “Казань. Достопримечательности улицы Карла Маркса и Горького”.

1.Прогулка по Казани
2.Музей «Дом Ушковой»
3.По Казани без путеводителя
4.Метро Казани как достопримечательность
5.Станции метро Казани
6.Станция метро площадь Габдуллы Тукая
7.Станция Суконная слобода
8.Станция Козья слобода
9.Станция Кремлёвская
10.Выводы о посещении метро Казани
11.Третий вечер в Казани

Прогулка по Казани

Послеобеденное время мы снова куролесили пешком по Казани. После обеда в столовой “Ханума” шагали по улице Баумана, потом по улице Парижской Коммуны. Запечатлели соборную мечеть Нурулла.
метро Казани
Остановились у дома 70 по улице Московской. Это бывшие гостиничные номера «Амур», неплохой образец провинциального модерна.
метро Казани
Дом строился как доходный (1864-ый год, архитектор – Петр Евграфович Аникин). В последние месяцы своей жизни, с декабря 1912 по февраль 1913 года, в гостинице останавливался Габдулла Тукай. Дом признан памятником архитектуры республиканского значения.

Дорога привела театру Камала, его официальное название – Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала. Здание советское, 1987 года.
метро Казани
Но театр ведёт свою историю с 1906 года. Камал – татарский драматург. Габдулла Тукай называл Галиасгара Камала «татарским Островским».

Напротив стоит здание ТГГПУ (Татарского государственного гуманитарного педагогического университета) с надписью “Казанский Приволжский университет” с полукруглой колоннадой и памятником Салиху Замалетдиновичу Сайдашеву – татарскому композитору.

Очень понравилась необычная клумба в виде барса со щитом. Скоро её “раскрасят” декоративными травами и цветами.

Экскурсия в доме Ушковой начиналась в 16 часов и мы прибавили шаг. Поднялись вверх по Университетской. Остановились полюбоваться панорамным видом улицы. Она поднимается круто вверх по склону.

Обратили внимание на восточный мотив стенописи на доме.

Оставшееся до экскурсии время коротали на скамеечке напротив университета, наблюдали за молодыми и не очень прохожими. Нас впечатлила девушка с камерой в руках, одетая и лёгкий сарафан.

Даже смотреть на неё было холодно, при такой зябкой, ветреной погоде! Я сидела в плотной куртке для морских прогулок, да ещё для тепла натянула капюшон на голову. А она, казалось, не чувствовала холода в летней одежде. Для сравнения – фото Начальника в тёплой куртке. Он сидит на потешной скамейке с надписью “Казань”.

Музей “Дом Ушковой”

Наконец, подошёл час Х. Мы отправились осматривать шедевр архитектуры и свидетель образа жизни преуспевающих людей конца XIX – начала XX столетия.

Опущу подробный обзор музея в общем рассказе о казанских достопримечательностях. Замечу, что мне экспозиция очень понравилась.


Необычные интерьеры впечатлили, экскурсовод подробно и интересно рассказала и об Ушковых, и об их доме. Несмотря на то, что дом Ушковой – это действующая публичная библиотека, экскурсия получилось великолепной.

Начальник же вышел из музея в некотором недоумении.
– Что тут показывать? Тут играем, тут не играем, тут мы рыбу заворачивали? – возмущался супруг расположением экспозиции. Тут же смотреть нечего, всё стиснуто, сдавлено, занято другой организацией! Мы людям мешаем, они нас стесняют, невозможно оценить архитектурное убранство, почувствовать идею создателя и вкус заказчика! Это что угодно, но не объект для показа, – горячился Пётр.

– Ну, послушай, ты не прав. Переезжать библиотеке пока некуда. Лучше было бы, если интерьеры вовсе не показывали? Вспомни дом Пашкова? В нём тоже самый интересный зал старинных манускриптов – действующий читальный зал. И если бы не проводили экскурсию в доме Ушковой, разве мы с тобой узнали столько интересного!? Нет, ты не прав. Да, тесно и не совсем полноценно, но ведь у людей есть интерес, и рассказывала девушка вполне достойно. Я довольна.

По Казани без путеводителя

Остаток вечера мы снова догуливали по центральным улицам. Зашли в университетский двор,

оглядели круглое здание с латинской надписью – это анатомический театр 1836 года (арх. М.П.Коринфский. – знаковая фамилия у архитектора! Вот и колонны на полуротонде тоже коринфские).

Потом направились к церкви Петра и Павла. В первый вечер мы гуляли вокруг неё, теперь решили зайти внутрь.

Нам не очень повезло – уже началась вечерняя служба. Но мы успели рассмотреть высокий резной очень красивый иконостас храма. Внутри можно делать снимки, но беспокоить паству мы не стали. Хотя, многие и снимали на телефон….
Нижний храм художественной ценности не представляет – новая роспись, новый деревянный иконостас.

От церкви Петра и Павла два шага до Профсоюзной. Краем глаза мы успели заметить, что здесь ещё есть, над чем работать.

А Начальник указал на несколько зданий улицы. В его первый приезд в Казань они были в безобразном состоянии, а теперь от их недавнего печального прошлого и следа не осталось – преобразились, приосанились.

– Слушай, а угадай, что это за здание, – вдруг прервал Начальник свои воспоминания.

– Ну… синагога, – я не столько угадала по внешним признакам, сколько интуитивно догадалась. На снимке видна Менора (семисвечник), клянусь, что тогда я её не заметила.
– Точно! Ты в книге вычитала?
– Нет, просто… Мы с тобой уже видели много синагог. Эта очень необычная, простой обыватель может принять дом за жилой или организацию какую. У нас с тобой есть некий опыт опознания иудейских храмов, как бы они не выглядели 🙂

Метро Казани как достопримечательность

Профсоюзная вывела нас на площадь Тукая. Мы немного постояли в недоумении – куда идти? Центр обхожен… На что-то глобальное, например, на Татарскую слободу уже не хватит времени и сил… Домой идти рановато…

– Слушай, а давай покатаемся на метро? Говорят, тут имеется несколько интересных станций?
– А это мысль. Пошли!

Схема Казанского метро незатейливая, мы проехали четыре центральные станции от Габдуллы Тукая до Суконной слободы. Затем вернулись и проехали до Кремлёвской. От неё сели на поезд в обратном направлении, вышли на станции Козья слобода и вернулись назад на площадь Тукая.
метро Казани
Не имею представления, используют ли гиды Казани метро, как объект показа. Может быть и нет. А вполне стоило бы! Но забегать вперёд не буду, нам сначала нужно попасть внутрь.

Станции метро Казани

Как и в любом другом метро, на входе установлены турникеты. В Казани пропуском служит жетон – покупают их в кассах вестибюлей. А вот отыскать щель для приёма жетона мы не сразу смогли, понаблюдали за действиями местных жителей.
метро Казани
Внутри всё оказалось почти как в Москве. Во всяком случае, мы чувствовали себя, как стерлядь в Москве-реке плотва в Казанке.

Метро Казани. Станция площадь Тукая

Первая станция – площадь Тукая. Пожалуй, она самая красивая. Украшена мозаичными панно.
метро Казани
Имя татарского поэта Габдуллы Тукая и стало лейтмотивом оформления станции. На одной из мозаичных композиций увидим его портрет.
метро Казани
Сюжетами мозаичных панно стали герои его сказок, например – Су анасы, или водяная и сцены из истории Казани и татарского народа, описанных Тукаем.

Су анасы. Водяная. Мозаичное панно на станции Габдуллы Тукая.
Су анасы. Водяная. Мозаичное панно на станции Габдуллы Тукая.

Колонны украшены орнаментом в виде стрелок. Они интересны тем, что развернуты под углом 45 градусов относительно оси станции, это создаёт необычный эффект. Капители колонн “уходят” в потолочные кессоны. Подсветка создаёт видимость того, что потолок и колонны не зависят друг от друга.
метро Казани
Пол станции выложен полированным гранитом трёх видов: “мансуровский”, “старобабанский” и “габбро”. Переплетающиеся гранитные полосы разных цветов образуют национальный орнамент. Композиция рисунка пола “завязана” на расположение колонн.
Я сразу «примерила» эту станцию к экскурсии. Пожалуй, можно включить её в пешеходную «обзорку» – наглядно познакомить с местным фольклором.
метро Казани
метро Казани

Метро Казани. Станция Суконная слобода

Вторая станция на нашем пути – Суконная слобода. Её открыли в 2005 году.
метро Казани
Суконная слобода – исторический район Казани. Там, где сейчас расположена станция, народ занимался производством и торговлей тканями. Напомню, что Казань лежала на Великом Шёлковом пути.

Возникла Суконная слобода по повелению Петра I. Император повелел основать казенные мануфактуры для производства тканей и снабжения армии и флота сукном.

“Суконная слобода” оформлена в классическом виде. Станция отделана мрамором и гранитом. Полы станции отделаны гранитом двух типов по специальному рисунку: основной фон – выполнен из гранита “джильтау-надежда”, вспомогательные – “куртинский” и “мансуровский”.
метро Казани
Главный цветовой тон – кремовый. Свод держат два ряда мраморных колонн и пилястры. Колонны станции облицованы итальянским мрамором “боттичино” с гранитной окантовкой. По замыслу архитекторов, это должно напоминать пассажирам о традициях позапрошлого века, ведь раньше на месте станции располагалась древняя ремесленно-торговая слобода при Суконной мануфактуре на пути Ногайского тракта в Золотую Орду.

Интересны светильники на станции. Они отдалённо напомнили светильники в Лопатинском саду Смоленска. Каждая вторая колонна украшена ажурным кованым светильником.
метро Казани
Метро неглубокого залегания. Свод поддерживают лёгкие колонны, а не массивные пилоны.

Мы заметили, что объявления в метро делаются на трёх языках – русском, татарском и английском.
Интервалы между поездами около 5 – 7 минут.

Метро Казани. Станция Козья слобода

Осмотрев Суконную слободу мы сели в поезд противоположного направления, проехали три станции и вышли на станции Козья слобода. Она отделана в стиле хай-тек.
метро Казани
Но без Зиланта не обошлось. 🙂
метро Казани
Открыли эту станцию в 2010 году. С её названием в Казани случилась целая интрига, вплоть до митингов студентов Энергетического университета, они хотели назвать станцию “Энергетическая”. “Козья слобода” соответствует исконному топониму места. Оно упоминается в истории города и его легендах на протяжении столетий. Конечно, наше дело – сторона, но имя “Козья слобода” нам очень приглянулось.

Метро Казани. Станция Кремлёвская

Четвёртая станция – Кремлёвская. кстати её татарское название куда лаконичнее: “Кремль”. Она была очень скудно освещена.

Название станции наложило отпечаток на её оформление. “Кремлёвская” выглядит как средневековое подземелье неприступной крепости эпохи Казанского ханства: сводчатые потолки, каменная кладка стен с зубцами, средневековые башни, сеть подземных переходов и ходов. Убранство выдержано в восточном стиле.

На широком перроне станции стоят пять миниатюрных башен трёх видов. Их венчают минареты с мусульманскими полумесяцами.
метро Казани
Центральная башенка олицетворяет знаменитую казанскую башню Сююмбике. Две крайние башенки увенчаны мавзолеями, они символизируют историю Казанского ханства.
метро Казани
Между центральной и боковыми стоят башенки с минаретами, они символизируют религию татар.
метро Казани
Пол отделан полированным гранитом “куртинский” (тёмный) и “джильтау” (светлый).
Стены перронов оформлены в виде зубчатых кремлёвских стен с десятью “башнями” (по пять с каждой стороны). Они напоминают о Казанской крепости.
На стенах в арочных проёмах “башен” расположены мозаичные панно с изображением бытовых сцен средневековых Булгарского и Казанского ханств.
метро Казани
метро Казани
На голубых барельефах написано “Казан каласы — таш кала” на татарском языке (старинной арабской графикой) и “Казань — город белокаменный” на русском.
метро Казани
Свод станции украшают розетки -“картуши”, в которых выложены фрески-мозаики с узорами и изображениями знаков зодиака.
метро Казани
С середины потолка на пассажиров смотрит мозаичный Зилант – древний символ Казани.
метро Казани
Вагоны в метро старые, похожи на московские, которые использовали давным давно, только покрашены в белый цвет. Но встречаются и современные вагоны, оборудованные мониторами, на которых показывают рекламные ролики и потешные мультяшки про осьминожку.
метро Казани

Выводы о посещении метро Казани

Этих четырёх станций нам вполне хватило, чтобы составить впечатление о казанском метро. Мы вернулись туда, откуда начали экскурсию – на станцию ” Площадь Габдуллы Тукая”.

Поднимаясь наверх на станции Тукая не могли пройти мимо композиции с панорамой улицы Баумана. Узнали Казанское подворье? Здесь устроена своего рода диорама – с картиной и предметным планом. Вестибюль метро как бы продолжается улицей Баумана. А скамейки настоящие.
метро Казани

Общие выводы – если есть время, то на вполне можно посмотреть несколько станций. Кремлёвская и Габдуллы Тукая очень интересны. Можно спуститься на одну станцию – «Площадь Тукая», нам она показалась самой любопытной.

Некоторые данные о казанском метро и один снимок я взяла с сайта “Мир метро” http://www.mirmetro.net/kazan

Третий вечер в Казани

Традиционный заход в «Эдельвейс» облегчил наш карман на 500 рублей. Снова возник старый вопрос – в столовой по-человечески поесть стоит столько же, сколько жевать сухомятку в номере. И мы снова выбирали сухомятку… Ну…, потому что дома. Потому что можно горизонтально растянуться и хрумкать яблоко. Можно подойти с бокалом пива к окну и с куском пирога расхаживать по комнате…, за столом сидеть не при параде… и растянуть ужин на целый вечер.
Славный получился день!

Следующее утро началось с прогулки по Татарской слободе.

Для путешественников мы подготовили полный обзор мини-гостиниц и отелей Казани.
Интересуетесь экскурсиями по Казани? Мы выбрали лучшие, посоветовали достойные и подобрали недорогие прогулки по Казани с экскурсоводом.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

8 КОММЕНТАРИИ

  1. Таня, очень интересно! Я давно, году в 1980, была под Казанью в моей первой командировке на остров Свияжск. Там храмы и постройки 16 века. На гербе острова – плывyщий город – домик на корабле. Иван Грозный использовал Свияжск как базу для нападения на Казань (так я помню). Не доводилось туда попасть? Я смотрела современные картинки в интернете – там все переменилось. Окультурилось. Раньше там было заведение для душевнобольных. Помню мы реставрировали храм, примыкающий к двору сумашедшего дома. Алтарь, конечно desecrated, там мало, что осталось. Я зашла и в окно был виден абсолютно голый дядька, о чем-то сам с собой разговаривающий… Образ был тяжелый….

    • Вера, конечно, мы были в Свияжске. Заехали специально на пути к домой из Елабуги. Вы всё правильно помните. Там правда всё окультурилось. Свияжская серия непременно будет, она уже написана и ждёт своей очереди к публикации.

  2. Таня! Кто о чем, а я об жрачке… Была в Казани в 1985 году. Вернее, не в ней, а в деревне на Волге под названием Набережные Моркваши. Половина населения была там татар, а другая – чуваши. А самое страшно для них оскорбление почему- то было евреем тебя обозвать!

  3. Я не гид, но посвятила метро весь вечер. Прокатилась, вышла на каждой станции метро, все обсмотрела и обфоткала, на следующий день на машине прокатилась посмотреть наземные вестибюли, тоже хороши. А метро в Казани очень красивое, но маленькое.У меня даже конфуз получился. Я спросила на входе сколько веток, потому как схему не ту посмотрела, а проект метро, а женщина меня не поняла и спросила где веток столько)))

    • Потешно! Мы слышали, что метро в Казани красивое, но как-то забыли об этом и у нас получилось спонтанное посещение. Остались очень довольны!

  4. Очень даже симпатичные станции в казанском метро. Мне понравились. Плюс туалеты перед входом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь