Казань. Музей Е.А.Боратынского (Баратынского). Окончание. Начало в первой части.
Музей Е.А.Боратынского. Зелёная гостиная
В зелёной гостиной дома Николая Евгеньевича Боратынского собиралась вся семья, здесь принимали друзей, гостей. Посещала Боратынских чета Фукс – о Карле Фёдоровиче Фуксе я упоминала. Его супруга – Александра Андреевна занималась литературной деятельностью, была русской поэтессой, автором этнографических очерков и мемуаров.
В витрине представлены личные вещи Фукс.
На экспозиции увидим портрет Николая Лобачевского, цветные офорты В.С.Турина помогают представить облик Казани первой половины XIX века.
Главный экспонат Зелёной гостиной – стол-бюро из дома Энгельгардтов. Александр Сергеевич Пушкин останавливался у Энгельгардтов во время путешествия в Поволжье и на Урал. Он собирал материал к “Истории Пугачёва” и повести “Капитанская дочка”. За этим столом великий поэт делал записи в дорожной тетради.
Боратынские. Последнее путешествие
Осенью 1843-го года Боратынские поехали в путешествие по Европе. Были в Германии, зимой жили в Париже, весной 1844-го года устремились в Италию. О Европейском турне Боратынских рассказывает ряд предметов коллекции. Портрет дочери французского короля – напоминание о парижских днях.
Кстати, в Париже Боратынские познакомились с художественной и литературной элитой Франции, в том числе Натье – автора оригинала портрета.
Об Италии напоминает морской пейзаж неизвестного художника.
Три жанровые акварели и два вида Неаполя принадлежит кисти Александры Евгеньевны Боратынской – дочери поэта.
В витрине – французская декоративная тарелка и итальянская шкатулка и купленная в Сорренто.
Приведу фрагмент стихотворения Е.А.Боратынского “Пироскаф”. Оно написано весною 1844 года на пароходе, когда семья путешествовала в Неаполь из Ливорно.
“Много земель я оставил за мною;
Вынес я много смятенной душою
Радостей ложных, истинных зол;
Много мятежных решил я вопросов,
Прежде чем руки марсельских матросов
Подняли якорь, надежды символ!”
Конец земного пути
В Неаполе Боратынского не стало. Он скоропостижно скончался в июне 1844-го года. Тело его перевезли в Санкт-Петербург и похоронили в некрополе Александро-Невской Лавры.
Овдовевшая Анастасия Львовна заказала шкатулку в форме книги для хранения писем покойного супруга. На ней – надпись по-французски – «Mon plus grand trésor après celui qui n’est plus» («Мое самое величайшее сокровище после того, кого уже нет»). Цвет ткани подобран неслучайно. Фиолет – символ траура и скорби. Продублирую снимок витрины, в ней хорошо виден артефакт.
В 1975-м году Полина Иосифовна Чинарова передала шкатулку в тогда ещё школьный музей. Внучка поэта Ксения Николаевна Алексеева-Боратынская, покидая Казань, оставила своей подруге Полине Чинаровой на хранение вещи из семейного архива, в том числе шкатулку бабушки, Анастасии Львовны Боратынской.
Рассказ о Евгении Абрамовиче закончу стихотворением, написанным в пору расцвета творчества, в 1828-м году:
“Мой дар убог и голос мой не громок,
Но я живу, и на земле мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах: как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношенье,
И, как нашел я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.”
Путешествие по дому-музею продолжается.
Казань. Музей Е.А.Боратынского (Баратынского). Ираклий Абрамович Боратынский
Два года спустя смерти Е.А.Боратынского казанским генерал-губернатором назначили брата поэта, Ираклия Абрамовича. В экспозиции есть его портрет.
Ираклий Абрамович губернаторствовал одиннадцать лет, с 1846-го по 1857-ой годы. За это время по его инициативе:
– построен губернаторский дворец в Казанском Кремле;
– построено здание городского театра;
– построено здание училища для девиц духовного звания;
– установлен памятник Г.Р.Державину;
– он инициивал выход журналов “Православный собеседник” и “Записки Казанского экономического общества”.
– поддерживал деятельность детских приютов.
Супруга Ираклия Абрамовича Баратынского – Анна Давыдовна Абамелек-Баратынская считалась одной из красивейших женщин России своего времени. (Фото с сайта http://addnt.ru/internacional-na-primere-istorii-odn/)
А.С.Пушкин знал княжну Абамелек, когда она была совсем ещё крошкой. В 1832-м году он написал в её альбом такие строки:
“Когда-то (помню с умиленьем)
Я смел вас нянчить с восхищеньем,
Вы были дивное дитя.
Вы расцвели — с благоговеньем
Вам ныне поклоняюсь я.
За вами сердцем и глазами
С невольным трепетом ношусь
И вашей славою и вами,
Как нянька старая, горжусь”.
По национальности Анна Давыдовна была армянкой, по роду деятельности – переводчицей. Она перевела на французский язык стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. В её английском переводе читатели узнали Туманского, Апухтина, А. Толстого. Известны переводы Анны Давыдовны на русский Гёте, Гейне, Байрона.
Сожалеем, что не обратили внимание на семейный портрет четы Боратынских. (Фото с сайта “Наш дом – Татарстан” http://addnt.ru/internacional-na-primere-istorii-odn/).
Казань. Музей Е.А.Боратынского (Баратынского). Николай Евгеньевич Боратынский
Напомню, что в 1869- м году дом купил сын поэта, Н.Е.Боратынский.
Ещё один экспонат прошёл мимо нашего внимания – это портрет Николая Боратынского и его супруги Ольги Александровны, урождённой Казем-Бек. Рядом висит портрет итальянки Алаиды. Молодой Боратынский во время итальянского путешествия увлёкся сеньоритой Алаидой Гамба. Дело шло к свадьбе, но Николай Евгеньевич был вынужден вернуться домой, грянула реформа 1861-го года. Утверждают, что черты двух женщин, Ольги Казем-Бек и Алаиды несут чрезвычайное сходство. Кто-то из потомков Н.Е.Боратынского написал на портрете итальянки “Она ли не она?”
Николай Евгеньевич вёл широкую общественную деятельность. Служил предводителем дворянства Казанского и Царёвококшайского уездов, был избран председателем попечительского совета Мариинского училища.
“Имя Н.Е.Боратынского стало в Казанской губернии известно как синоним главнейших доблестей дворянства, чести, правды, добра”,
– писал современник.
Казань. Музей Е.А.Боратынского (Баратынского). Комната хозяйки
Следующая зала анфилады рассказывает о представительницах рода Боратынских. Здесь вспоминают о “прекрасной персиянке” – Ольге Казем-Бек, невестке поэта. Хранится память о Надежде Дмитриевной Шиповой – она стала женой внука Евгения Абрамовича, Александра Николаевича Боратынского. Здесь найдём следы Литы – Ольги Ильиной-Боратынской, правнучки поэта, дочери Александра Николаевича и Надежды Дмитриевны.
В комнате хозяйки хранятся фотографии загородного имения Шушары, оно находится в 20-ти верстах от Казани. В Шушарах прошло детство многих Боратынских. Ольга Александровна Боратынская (Казем-Бек) открыла там артель вышивальщиц “Шитушки”. На экспозиции можно увидеть бронзовую медаль. Шушарские рукодельницы получили её на всемирной Колумбовой выставке в Чикаго в 1893-м году.
Дочь Ольги Казем-Бек и Николая Евгеньевича, внучка поэта Ксения Николаевна организовала школу для крестьянских детей. Она совершила паломничество в Ясную Поляну, где написала портрет Льва Николаевича Толстого. Его можно разглядеть над кушеткой.
Об Ольге Александровне Боратынской-Ильиной, Лите, как её называли дома, я упоминала в первой части рассказа. Её судьба заслуживает отдельного исследования, оставлю его за рамками статьи. С сайта музея позаимствовала портрет О.А.Боратынской. Когда полотно было написано, она ещё не стала Ильиной. (http://boratynskiy.tatmuseum.ru/my-product/o-a-ilina-boratynskaya/)
Приглашаю читателей в последнюю часть экспозиции.
Казань. Музей Е.А.Боратынского (Баратынского). Кабинет хозяина
Кабинет изолирован от анфилады комнат, чтобы попасть в него, нужно пройти через вестибюль. На стене представлена родословная дома Боратынских (Баратынских).
В комнате хозяина обращаем внимание на портреты. Один из них – Александра Касимовича Казем-Бек. Копия портрета сделана его внучкой, Прасковьей Александровной Казем-Бек в 1896-м году.
На портрете изображён тесть Николая Евгеньевича Боратынского. Его женитьба на дочери Александра Касимовича сдружила две семьи, долгие годы они поддерживали самые тёплые отношения. Есть в коллекции групповые портреты двух семей.
Расцвет дома наступил при внуке Е.А.Боратынского – Александре Николаевиче.
По образованию А.Н.Боратынский был юристом. Занимал высокие должности в судебной системе Российской империи. В 1899 году, как и его отец, был избран предводителем дворянства Казанского и Царёвококшайского уездов. Председательствовал до 1917-го года.
Александр Николаевич находил время и для обустройства усадьбы, при нём в доме появились электричество, водопровод. Рядом с кабинетом обустроена ванная комната. Нигде больше не видела такого интересного устройства ванны.
Купальню обнаружили во время реставрации дома.
За помощью к Александру Николаевичу обращалось множество людей – вдовы искали поддержку и помощь, молодёжь из небогатых семей просила пособия на обучение, шли бедные, надеясь на пенсию. Редко кому Александр Николаевич отказывал. В начале ХХ века дом стали называть “Боратынкой”.
Боратынка была центром культурной жизни Казани. Двери дома были открыты для художников, музыкантов, поэтов. Сюда захаживали Н.И.Фешин, его ученица Н.М.Сапожникова, Н.Г.Гарин-Михайловский. Случилось принимать и Григория Распутина.
Казань. Музей Е.А.Боратынского (Баратынского). Семья А.Н.Боратынского
Женой Александра Николаевича стала Надежда Дмитриевна Шипова. Любимая супруга умерла в 1903-м году, оставив безутешному мужу троих детей – Дмитрия, Ольгу (Литу) (Боратынскую-Ильину) и Александра. Александр Николаевич попросил шурина, Павла Николаевича Шипова написать портрет сестры. Его мы видим в экспозиции.
“За годом год идёт, и жизнь проходит мимо,
Но я с тобою здесь, как прежде неизменный,
И как ещё живу, стою несокрушимо,
Как этот белый крест, хранитель твой священный.”
А.Н.Боратынский.
Удивителен портрет младшего сына Александра Николаевича и Надежды Дмитриевны – Алека, Александра Александровича Боратынского.
Написан он на кровавом фоне, как предчувствие трагической развязки. Так изобразила Алека художница Надежда Михайловна Сапожникова, ученица Николая Ивановича Фешина.
Алекс погиб в 1918-м году, сражаясь в армии Колчака. Узнал ли отец о гибели сына или наоборот, сын оплакивал отца, мы не знаем. Красные расстреляли Александра Николаевича Боратынского в ночь с 18-го на 19-ое сентября 1918-го года.
Низкий поклон Вере Георгиевне Загвоздкиной. Если бы не она, то музея Боратынских могло бы и не быть. Огромное спасибо всем, кто принимал и принимает участие в работе музея. Мы восхищены и поражены удивительной коллекцией, открывающей дверь в благородный мир семьи Боратынских.
При написании статьи я пользовалась подаренной в музее брошюрой “Сумерки и рассветы дома Боратынских”. Некоторые фотографии и сведения об экспонатах нашла на сайте музея Е.А.Боратынского.
Для путешественников мы подготовили полный обзор мини-гостиниц и отелей Казани.
Интересуетесь экскурсиями по Казани? Мы выбрали лучшие, посоветовали достойные и подобрали недорогие прогулки по Казани с экскурсоводом.
Восхищена проделанной Вами работой! Кланяюсь в пояс! С Вашим путеводителем по музею мы обратили внимание на все артефакты и подробно познакомились с судьбой Евгения Боратынского и историей дома. Ваши верные читатели Елена и Михаил.
Здравствуйте, работники музея . Высылаю фотографию . Возможно вам она понадобится. На ней изображены: гувернер, моя прабабушка Варвара Павловна Олоровская (преподавала до революции в Родионовском институте ) и муж с женой Боратынские. После расстрела Дмитрия жена Софья уедет в Америку. Сидят в загородном доме Боратынских.
С уважением к Вам, потомок Олоровских.
Фотография было добыта в Ленинке.
Уважаемый Вадим! Спасибо Вам за фотографию и за дополнение к нашей скромной статье. Хочу Вас огорчить, мы не имеем ни малейшего отношения к дому-музею Боратынских в Казани. Мы посетили экспозицию, она нам столь понравилась, что мы решили подробно рассказать о ней. Снимок я прикрепила к Вашему отзыву.
Спасибо большое за информацию. Все знают поэта Баратынского Евгения Абрамовича, но мало кто знает Боратынского Евгения Абрамовича и историю его семейства.
Спасибо за отзыв! Когда посещаешь дома-музеи, то частная жизнь выходит на первый план. Благодарю за Ваш интерес. Боюсь, что сейчас имя Баратынского – поэта известно в очень узких кругах. Отрадно, что в Казани его память бережно хранят.
Добрый вечер , автору рассказа . Это кусочек родной нам родины , с тем человеческим укладом . Мои Олоровские , те прабабушка была дружна с одной из внучек Баратынских . Как и Баратынские , так же Олоровские были причислены к Казанской губернии . Судьба Баратынских известна , а вот Олоровских следы пропали . Эти люди сделали для России много , на несколько вперед . Мы о них помнили и будем помнить . Потомок Олоровских и Глинок . П . С . Спасибо за теплый рассказ .
Вадим, огромное Вам спасибо, что вынимаете из забвения имена Олоровских. Нам очень понравилась экспозиция музея и в статье захотелось передать наши чувства. Льстим себя надеждой, что ими удалось скрасить сухой фактологический материал. 🙂 Благодарим покорно за отзыв!