На прогулку по Каунусу приглашает Валентина Русланова, автор статей о Маркучай (Пушкиновке) и усадьбе Тышкевичей в Траку Воке.
Поездка в Каунас не входила в наши планы. Мы с сестрой купили экскурсию в Раудондварис (поместье Тышкевичей) на кораблике по Неману, который отправляется из Каунаса. До посадки у нас была пара часов на прогулку по старому городу в сопровождении местной жительницы (знакомой сестры, учительницы английского языка в гимназии). Она предложила на выбор, на каком языке говорить. Я переоценила свои языковые знания и не возражала против литовского. Она была прекрасной рассказчицей, но из услышанного с моим знанием языка за давностью времени я поняла лишь две трети. Информацию добирала по путеводителю.
От Вильнюса до Каунаса полтора часа езды на двухэтажном комфортабельном современном электропоезде. Стоимость билета поездки в 1 классе на верхнем этаже на 2 евро дороже, чем билета во 2 классе: 6 и 4 евро соответственно.
Раннее воскресное утро, пассажиров – хватит пальцев на руках пересчитать. Усаживаемся с сестрой на верхнем этаже, чтобы всё рассмотреть и, конечно, пофотографировать.
Станций немного, все они кроме Лентвариса, в маленьких павильончиках, на платформах никого. Всюду чисто. За окнами мелькают загородные дома (дачи). Некоторые из них плотно примыкают друг к другу (это же наши отечественные 6 соток), как правило, заборов никаких не нагорожено. Ну почти. Таковы обычаи и традиции литовской культуры
Жизнь Каунаса – временной столицы Литвы в промежутке между двумя мировыми войнами, при нынешней численности в 300 тыс. человек богата на события. Город студентов и столица баскетбола. Баскетбол в Литве играет ту же роль, что хоккей в Канаде. Баскетбол в Литве – это вторая религия.
Читаю в последнем выпуске Путеводителя по Каунасу:
“Постоянно действующие уникальные музеи: художественный М.К.Чюрлёниса, музей произведений и коллекций А. Жмуйдзинавичюса – единственный в мире музей чертей, народных инструментов, … Это самые посещаемые туристами места”.
Далее перечисляются ежегодные мероприятия:
- Джаз, танцы, спорт, игры, ремесла. Рынки и ярмарки. Концерты и фестивали;
- Дни Ганзейского союза с рыцарскими турнирами;
- Фестиваль «Kaunas Jass»;
- Соревнования по спортивным танцам «Янтарная пара»;
- Праздник песни школьников;
- Международная феста «Bike show millennium & Auto show»;
- 3 месяца классической музыки в Пажайслисе (ох, какой там монастырь!;
- Оперетта в каунасском замке под открытым небом;
- Международный фестиваль танца «Aura»;
- Международный каунасский фестиваль кино;
- Праздник зажжения рождественской елки, украшение которой меняется год от года;
- Международный рынок старинных и антикварных вещей «Колесо времени» 3 раза в год;
- Рынок багажников, на котором торгуют из багажников автомобилей ненужными и старыми вещами каждые субботу и воскресенье круглый год.
В начале ХХ века Каунас называли «Мини Парижем». Это не я сказала. Так написано в путеводителе. В Каунасе было много красивых дам. Даже сейчас проводится экскурсия «Каунас улыбается женщинам» с пикантными историями, со знакомством с изделиями шарфов, колье в технике “шибори”, угощением любовным напитком «Любчик».
Каунасу более 900 лет или около 700 лет – это кто как считает. Первое упоминание в летописи относится к 1361 году. О происхождении названия существует несколько версий. Согласно легенде, город Каунас основал средний сын римского патриция Палемона (I в. н. э.) – Кунас расположен в живописном месте, в руслах двух могучих рек: Нямунаса (Неман) и Нерис.
Вначале в XV века здесь появилась твердыня – ЗАМОК, она служила оборонительной крепостью против набегов крестоносцев. Это первый каменный замок в Литве с двумя рядами стен. Так выглядит замок сейчас.
Двор древнего замка был небольшой. Высота стен 9 м, толщина 3,5 м. По углам возвышались 4-х этажные башни (1370-1404). Артиллерийский бастион, что виден на фото справа у круглой башни, пристроен к замку во время реконструкции в 1656-70 годов. Уже тогда замок использовался для представительских целей. Свое оборонное значение замок потерял, когда разросшемуся поселению окрест него было предоставлено Магдебургское городское право (1408 г.). Что не разрушили войны, доделала природа: во время разлива Нерис в 1611 года обвалились башни, стены. В XVII-XVIII веках замок продолжал разрушаться. В полуразрушенном состоянии он находился довольно-таки долго, пока в постсоветский период не настало «время собирать камни»: каунасский замок отреставрировали, в башне и в бастионе открыт музей – теперь это другая история.
С получением Магдебургских городских прав вся городская жизнь переместилась на Ратушную площадь – главную площадь средневекового города. Это XV-XVI века.
Сначала на площади было возведено здание ратуши, в которой заседали магистрат и суд, там же хранились образцы мер и весов. Ратушу называют «Белой лебедью», возможно, из-за многообразия смешения всех архитектурных стилей, которые своими элементами придали высокой башне схожесть с шеей, а пристройке – корпуса, как у птицы.
Когда-то на фронтоне стояли скульптуры князей, а на ярусах башни – скульптурные вазы. О готическом облике здания можно судить по готическим деталям, которые отреставрированы и показаны в обнажениях на фасаде и в интерьере. Восстановлены подвалы, залы, вестибюли. В подземелье работает музей керамики и центр информации для туристов. Ратуша и бык Таурас, который изображён на гербе города, стали символом Каунаса.
На площади проходила вся общественная жизнь: она заполнялась торговцами, гуляками, на ней проводились ярмарки, праздники, выборы, экзекуции. Если два последних пункта из перечисленного исключить, то всё сохранилось и сегодня. С 1973 г. в здании ратуши располагается Дворец бракосочетаний. Да и сейчас по рассыпанным лепесткам роз у боковой двери стало понятно, что здесь недавно принимали молодоженов.
Мы обошли всю площадь по периметру. Как дети радовались «букашкам-таракашкам»…
…натирали псам носы.
Слева от Ратуши с 1977 года стоит скульптура Йонаса Мачюлиса-Майрониса (1862-1932). На уроках литовской литературы в школе мы познакомились с Майронисом как с поэтом. И только сейчас от нашей спутницы я узнала, что он был священником. Скульптор Г. Йокубонис в рамках советской идеологии решил дилемму «поэт-священник» таким образом: поэт облачен в католический костюм, а согнутая в локте рука закрывает висящий на груди крест.
Памятное захоронение прелата и поэта Йонаса Майрониса находится у стены базилики.
Вокруг Ратушной площади возводились храмы, монастыри, группировалось немало типичных домов конца XV века. Их строили из кирпича купцы, почетные и богатые граждане. В тот исторический период времени готический стиль зданий обуславливался строительным материалом – кирпичом. Дома выходили на площадь боковым фасадом. Фасады не штукатурены, арки и ниши обрамлены профилированным кирпичом. Дома добротные, все как на подбор: с подвалом и чердаком. Со стороны двора к дому пристраивался склад. Во дворе – конюшни, баня, пивоварня. Дворик выкладывался крупным булыжником. Дома всегда были в идеальном состоянии.
А вот и дом, который имеет незавершенную (?) надстройку без окон. Стекла раньше были дорогие и, возможно, этого количества окон было достаточно для освещения помещения. Но если посмотреть на здание с другой стороны (фото ниже) – комнат-то нет. «Так зачем тратиться», – так могли рассуждать в те и в нынешние времена строители и реставраторы. Есть и другое мнение, что это детали архитектурного стиля.
Угловой дом – старинная почта. По карнизу лентой нарисованы почтовые знаки.
Врач А. Шнебергер, живший в XV веке, в путевых заметках писал, что Каунас был «прекрасным и веселым городом, гостеприимные купцы и правители которого любили весело покутить в своих домах».
Фрагмент из статьи про Каунас на сайте «По городам и странам». Эта рожица – солнечные часы. Но почему вертикальные?
АНСАМБЛЬ костела (св. Францишка Ксавера), монастыря и коллегии иезуитов (XVII в.)
Выделяется двумя башнями, а когда в 1928 году оба корпуса монастыря надстроили на 2 этажа, высота башен зрительно уменьшилась. Здесь в советское время размещались средняя школа им. А.Мицкевича и ПТУ. До сих пор в помещениях монастыря действует гимназия. Костел – действующий.
БАЗИЛИКА (1412 г., XVIII-XIX в.) – Кафедральный собор Петра и Павла.
Костел сооружался на средства горожан и вельмож. Стоит несколько углом к Ратушной площади. Сооружался, расширялся, разрушался, горел, восстанавливался и, наконец, в начале XIX века приобрел настоящий вид, а в конце XIX столетия стал кафедральным собором.
Имеется 9 алтарей, ризница перекрыта «хрустальными» сводами (хрустальные – в смысле архитектурный стиль).
В Каунасской базилике ширина перекрытий сводов одна из самых больших в Европе, а само строение – самое крупное готическое строение в Литве (83х34, высота 30 м, высота башни 55 м).
Вильнюсская улица
Главная и одна из самых красивых улиц старого города. Пешеходная. Она приведет вас на Ратушную площадь. На каждом шагу встречаются уникальные телефонные будки и даже старые круглые тумбы под афиши и старые журнальные киоски. На улице традиционно проводятся дни города и ярмарки Казюкаса.
Мой кофе еще не принесли.
Президентский дворец и сад (1846)
В саду черно-белые фотографии на стендах. Три фигуры первых президентов Литвы в бытность Каунаса временной столицей:
Антанас Сметона (1920, 1926-40), Александр Стульгинский (1920-26), Казис Гринюс (1926).
В этом здании располагалась президентура, теперь – филиал Национального художественного музея им. М.К.Чюрлениса.
Фото красивого здания (псевдорусский стиль?) на одном из стендов.
Костел тела Господня и монастырь доминиканцев
Ансамбль костела св.Георгия (Юргиса) и Бернардинского монастыря (1471 г., XVI-XVIII вв.) находится напротив замка. Костел зальный, безбашенный. Шесть пышных алтарей украшены образами и скульптурой. Его тоже не обошла участь быть отданным под склад. Действующий, реставрируется.
Дом ПЕРКУНАСА (XV-XVI в.) – дом языческого Бога Грома – Перуна.
На короткой улице Алексото, идущей от Ратушной площади вниз к Неману, стоит красно-кирпичное здание в стиле «пламенеющей» готики со своеобразными деталями: изумительный фронтон фасада, эркер (из него можно было видеть, плывут ли суда по реке), керамический фриз, оконные проемы, островерхая черепичная крыша. Название прижилось с подачи историка Т.Нарбутаса, когда якобы во время ремонта в нише была найдена статуэтка языческого бога Перкунаса. Вряд ли в языческие времена мог появиться такой готический дом. Но легенда прижилась. Дом использовался как здание гражданского назначения, как постоялый двор, драмтеатр, приют, школа, часовня, склады. В настоящее время принадлежит иезуитской гимназии и мемориальному музею А. Мицкевича.
КОСТЕЛ ВИТАУТАСА – костел Успения пресвятой Девы Марии.
По улице Алексото у самого берега Немана стоит готический костел с одной высокой башней. Стрельчатые витражные окна, восьмиугольные столбы, нефные и звездчатые своды. Электронный орган. Костел был построен Витаутасом и посвящен Святой Деве Марии в благодарность за своё чудесное спасение в битве с татарами: князь был ранен, но ему удалось спастись.
Наполеоновские войска устроили склады для нужд французской армии. А с 1848 до Первой мировой войны здесь был православный храм.
В 1877 году к зданию была прикреплена старейшая гидрологическая измерительная рейка. Во время паводка 1946 года уровень воды достигал 2,9 м над фундаментом костела.
Верхний круглый медальон ставится на зданиях, с указанием, что это объект, охраняется государством.
Фото костела со стороны реки.
Вот мы и подошли к причалу, чтобы сесть на кораблик в Раудондварис. В следующей статье я расскажу об этом имении Тышкевичей.
На другом берегу реки аналогично, как и в Вильнюсе, признание в любви к Каунасу: «Все вместе любим Каунас».
МОСТ им. Великого князя ВИТАУТАСА (Алексотский мост) – 256 м длины и 16 м ширины и в былые времена говорили, что он самый-самый длинный мост. Даже шутили, что длина моста в 13 дней ходу. Казус случился из-за того, что на одном берегу жили по грегорианскому календарю, а на другом – по юлианскому, потому что на одном берегу жили литовцы, на другом – русские ссыльные и эта территория принадлежала России, поэтому на разных берегах жили по разным календарям. Мост, который стоит сейчас, построен в 1948 году пленными немцами.
Фрагменты с советской символикой с моста были сняты, так же как и со всех государственных учреждений и улиц Литвы. Надо отметить, что в Каунасе в отличие от Вильнюса советские символы убрали очень быстро.
Как украсят мост, чем заменят снятые фрагменты – время покажет.
К сожалению, по мосту пройтись не пришлось. Могли опоздать на экскурсию. «А на том берегу хризантемы цветут…» Ну не хризантемы, а выложена из цветов клумба полосками национального флага Литвы.
Аллея Свободы (Лайсвес аллея)
Много лет тому назад я несколько раз возвращалась в Вильнюс с Куршской косы по Неману. И мысли не было пройтись по старому городу. Ребенок в одной руке, чемодан – в другой. Бегом – к поезду, чтобы добраться до Вильнюса. И всегда спешили на вокзал по маленькому отрезку Аллеи Свободы, кося глазом на белый собор в конце аллеи.
Аллея самая длинная в Литве пешеходная улица – 1,6 км. Непосредственно перетекает в Вильнюсскую улицу. На аллее расположены здания государственного назначения, магазины, театры, пекарни и кафе. Мы с сестрой из-за нехватки времени не прогулялись по аллее, оставили это на следующий приезд в Каунас, о чем напишу в продолжении.
Памятник Витаутасу Великому (1350-1430). Был поставлен в 1932 г. в Панемуне в ознаменование 500-летней годовщины смерти великого князя. В 1952 году разрушен. В 1990 г. воссоздан и установлен на Аллее Свободы по инициативе гражданского клуба Аукурас (Возрождение). На постаменте – фигуры участников Грюнвальдской битвы: литовцы, поляки, татары, русские – оплот великого князя. Это я так увидела. Но есть мнение, что это поверженные в бою враги. В 600-летний юбилей Жальгириской (Грюнвальдской) битвы у памятника захоронена капсула с землёй с поля битвы.
Скульптура «Весть» – акцент в конце Лайсвес аллеи.
КОСТЕЛ св. ГЕРТРУДЫ – XV век.
Небольшой костел с планировкой в виде креста. Расположен он в глубине двора с входом через арочный проход с Аллеи Свободы. Найти не просто.
Гертруда – католическая святая. Её мистические видения подготовили культ Святого Сердца Иисуса в католической церкви.
Здесь можно купить свечи, поставить их в подземельном склепе и они будут гореть 7 дней.
А ещё кроме архитектуры мы любовались вывесками и витринами. Ну как не зайти в магазинчик и не купить сувениры? Встречают приветливо. Свободно общаются на русском.
Ассортимент кофе на вокзале.
А на зданиях вильнюсского и каунасского вокзалов висит вот такое «сообщение». Такая вот история – позорная для Советской России, скорбная для Литвы.
Впечатлениями поделилась Русланова В.
Корректор – Татьяна В.
Сентябрь 2015 г.
Другие статьи В.Руслановой:
Три усадьбы Тышкевичей в “интерьерах” Литвы
Усадьба Тышкевичей в Траку Воке
Ярмарки в Литве
Вильнюсская ярмарка Казюкаса
Дудутки
Жили-были Радзивиллы
Никольский музей стекла и хрусталя
Красная Поляна после Олимпиады. Город Горки
Красная поляна после Олимпиады. Роза Хутор
Весна с литовским акцентом
Маркучай (Пушкиновка) – Пушкины
В горах Абхазии или Перемога
Литва. Вевис
Раудондварис. И снова Тышкевичи
Сапеги. Дворец и костёл тринитариев
Ув. Маша! Вопрос, конечно, на миллион. Один из часто задаваемых. Я хотела бы ограничиться одним примером. Когда Литва стала Республикой и освобождалась от прошлого наследия Литовской ССР, она “рубила сук”, на котором сидела: прибыль казны от туризма. Что скрывать, русскоязычные туристы – бОльшая составляющая из всего потока гостей. Вы помните анекдоты о руссо-туристо, сейчас их переписывают на китайскую категорию. Теперь русский турист – один из желанных туристов в мире.
В Литве выросли поколения без знания русского языка, т.е. обслуживающий персонал (молодежь) гостиниц, магазинов, кафе профнепригодно. Совсем недавно спохватились и теперь штат укомплектовывают “со знанием русского языка”.
Вильнюс и Каунас по национальному составу противоположны. Кажется и менталитет горожанина этих двух городов разный. Вильнюсцы больше экстраверты, интернациональны, каунасцы – интроверты, “вещь в себе”.
Но главный мой вывод: чем больше улыбаться в чужой стране, тем вернее вызвать к себе расположение. Улыбка, она обезоруживает.
Я не пропустила ни одного года посещения Литвы из 50 лет проживания в Москве. Положа руку на сердце, скажу: я ни разу не нарвалась на неприязнь со стороны литовцев. Но слышала о не дружелюбности разное.
Вот как-то так. Валентина Р.
Валентина, очень интересно взглянуть на Каунас вашими глазами, заинтересованными и внимательными. В Литве мне побывать не довелось, а вот в Таллине и Риге была. Несмотря на то, что и улочки уютные, и кафешки приятные, и замки исторические, мне было очень холодно среди прибалтов. В фигуральном смысле, конечно. Всякая бяка в голову лезла, о которой я тут не хочу распространяться. Но в связи с этим хочу спросить, какими вы находите жителей Каунаса? Какой-то диалог возможен? У меня вот не получилось, хотя я понимаю, что тут важна внутренняя готовность к этому диалогу, коего у меня, пожалуй, не было.
Маша, Валентина ответит чуть позже. Позволю себе вспомнить нашу остановку в Каунасе – это был наш первый прибалтийский город в “Польско-литовском путешествии”. У нас не было ни местных денег, мы не знали правила парковки. И везде литовцы нам помогали – поменяли деньги в банке, в книжном магазине с улыбкой дали мелочь. Девушка в кафетерии не говорила ни на одном знакомом нам языке. Как же она хотела нам помочь! И ей это удалось – она позвала старшего и молодой человек очень приветливо изъяснялся с нами на русском языке. В Вильнюсе мы тоже везде видели только доброжелательные лица. Литовцы оказались гораздо более приветливыми, чем мы ожидали.
Спасибо, Валентина! Обязательно посмотрю
Оля, если Вы интересуетесь колокольным звоном в Каунасе, посмотрите ссылку. Там очень полные сведения.
https://www.discogs.com/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%81-%D0%9A%D1%83%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%B2%D0%B8%D1%87%D1%8E%D1%81-%D0%93%D0%B5%D0%B4%D1%80%D1%8E%D1%81-%D0%9A%D1%83%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%B2%D0%B8%D1%87%D1%8E%D1%81-%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-%D0%9A%D0%B0%D1%83%D0%BD%D0%B0/release/7950297
И еще: информация про каунасские колокола – карильон – и концерты
все на русском
https://www.google.lt/?gws_rd=ssl#q=%D0%BA%D0%B0%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0
и конкретно эта ссылка инфюпортала
http://nstar-spb.ru/musical/print/article/new43042/
Спасибо за интерес к сайту “По городам и странам” С уважением. Русланова Валентина.
Национальный вопрос – очень тонкая материя. В нашем клане есть и русские и литовцы. Мы никогда не затрагиваем щекотливые политические темы. У нас есть другие интересные события и темы. Я твердо усвоила, что просто население всегда найдет повод “чайку попить”, а национальная рознь и ее розжиг – удел (подлость) политиков.
Елена, Ваши три копейки “палка о двух концах”, или “бабушка надвое сказала”. Правильно сказано: “Нет в России семьи такой….” Память поколений ничем не выжечь. Всегда будут двухсторонние претензии и своя правда. Давайте закончим на позитиве. С уважением. Автор статьи.
Насчет советских оккупантов, отправляющих в ссылку нелояльных жителей Литвы вставлю свои три копейки. Этого факта я не отрицаю. Но! Всю семью моей бабушки вместе с моим отцом 7 лет, его новорожденной сестренкой и престарелыми родителями моей бабушки отправили в ссылку из их родного дома в Псковской области на литовский хутор в окрестностях Каунаса во время войны, где моя бабушка работала на хозяина хутора батрачкой. Почему у нас не принято об этом вспоминать? Покинутый дом в псковской области сожгли и потом семья 2 года ютилась в землянке, пока изыскали возможность построить дом. Мой отец пошел в школу только в 9 лет, поскольку псковская область после освобождения представляла из себя руины. Может после как вы поживете всем семейством несколько лет в землянке в полной нищете и нелояльные к советской власти литовцы не покажутся вам такими уж невинными жертвами режима, они поддерживали немецкую оккупационную армию. Кстати советская оккупационная армия и освободила мою семью из этого каунасского хутора.
Елена, Вы затронули такую больную тему, которую на нашем ресурсе совсем не хотелось бы обсуждать. “Нет в России семьи такой….” Семья моего прадеда тоже пострадала от репрессий, тоже жили три года в землянке ещё до войны. Хлебнули лиха…Кто в этом виноват? Литовцы? Латыши? Немцы? Я не думаю, что нужно всё сводить к национальностям. Ответов на наши вопросы мы не получили… Да и обвиняя друг друга точно не получим. Я знаю, что такие события и такую память простить очень трудно. Надо помнить об этом, передавать память другим поколениям и жить в мире. Упаси, Господи, от повторения такого кошмара.
В Каунасе была в далекие 70-е годы, будучи студенткой, и провели там несколько дней, конечно же и к Чурленису сходили, и в музей Чертей, а еще в те времена на Ратушной площади ежедневно был Колокольный концерт. Такая необыкновенная красота! А сейчас, может, тоже? Хотя, возможно, что исполнителя уже и нет, столько времени прошло…
Оля, а мы до Чюрлениса так и не дошли. Передам твой отзыв автору статьи, она непременно ответит тебе на вопрос о колокольном звоне.