Карл Брюллов в ГТГ

5
420
Карл Брюллов

О самом знаменитом полотне Карла Павловича Брюллова “Всадница” мы уже рассказывали. Обратимся теперь к другим работам мастера.

В собрании ГТГ хранится автопортрет художника. Карл Брюллов прославил имя русской живописи и при жизни вкусил славу и признание. Но в последние годы о мастере забыли и он доживал свои дни в Италии приживалом у друзей. Они и схоронили художника недалеко от Рима.

Свой автопортрет Брюллов написал за два года до смерти всего за пару часов. Художник был очень болен, врачи запрещали ему работать. Но в какой-то момент наступило облегчение и доктор ненадолго разрешил мастеру встать. Брюллов сел в своё любимое вольтеровское красное кресло и написал автопортрет. Картина была выполнена после целого года художественного молчания. В автопортрете явно чувствуется высокая самооценка – на первом плане –  бессильно повисшая кисть руки художника. Брюллов изображает себя королём живописи и даже кресло, в котором он сидит, напоминает трон. Безжизненная рука – признак неудачи и несбывшихся надежд.  Этот жест выражает разочарование целого поколения художников в их попытках сделать мир лучше, добрее. (Кстати, бессильно повисшая рука – любимый мотив Ван Дейка, который был кумиром Брюллова). То есть этим Брюллов ищет у себя нечто гениальное и ставит себя в один ряд с великими мастерами прошлого.

Несмотря на свою даровитость, знаменитость и знатное происхождение, отношения художника с императорской семьёй не сложились. Говорят, что однажды Николай I заказал Брюллову свой портрет. Но опоздал на сеанс на 20 минут. Брюллов же, зная себе цену, ждать не стал. Собрал материалы и ретировался, оставив слугу объясняться с Его Величеством. Императору же сказали, что художник уже решил, что царь не придёт. Николай Павлович воскликнул: “Какой нетерпеливый мужчина!” и больше портретов у него не заказывал.

Но всё же Брюллов писал некоторых членов императорской фамилии. В ГТГ  представлен эскизный вариант портрета Марии Николаевны, есть и другие наброски Великих Княгинь. Единственный, состоявшийся портрет члена императорского дома – портрет Великой Княгини Елены Павловны с дочерью Марией. Её Высочество путешествовала по Италии. Именно там Брюллов и написал Елену Павловну с девочкой. Государь Николай I всегда держал мастера в поле своего зрения и однажды предложил ему написать сюжет из русской истории.

Император сам придумал сюжет исторического полотна. Он предложил изобразить коленопреклонённого государя  Ивана Грозного перед иконой в крестьянской избе. Государь совершает молитву по случаю взятия Казани. Полотно должно было воплощать триаду – самодержавие, православие, народность. Но Брюллов представил себе, как это будет выглядеть на большом полотне, ужаснулся и выдал свой вариант картины. Самому художнику сюжет в конце концов тоже не понравился.

Очевидно, что “Последний день Помпеи” тяготел над Брюлловым всю его творческую жизнь. Он мечтал создать что-либо сопоставимое по размаху и грандиозности с “Помпеей”, но только на сюжет национальной истории. Брюллов с энтузиазмом принялся за работу, и также, как и в сюжете о гибели города написал около 30 портретов персонажей.  И позже художник вспоминал: “Второй “Помпеи” мне больше не создать”. Именно поэтому, поняв тщетность усилий, он назвал картину  “Досада от Пскова”, развернул незаконченное полотно  к стене и больше никогда к нему не возвращался.

Самое позднее из произведений художника – это “Портрет Микельанжело Ланчи”. Интересно, что художник почти никогда не изображал пожилых людей. Может быть, потому что сам с детских лет страдал болезнью старости – тугоухостью. Карл Брюллов сам предложил Микеланжело Ланчи написать его портрет, сказав при этом, что он увековечит Ланчи на века. На портрете этот вельможа минуту назад был чем-то занят, может быть писал письмо, или читал. Но вот он отложил работу и внимательно взглянул на нас. У картины есть особенное свойство – в каком бы месте комнаты вы бы не находились, глаза персонажа всё равно смотрят на зрителя.

Портрет был приобретён Павлом Третьяковым в первые годы собирательства. Это было замечательное приобретение, потому что очень немногие последние работы Карла Брюллова вернулись в Россию. И когда Третьяков повесил полотно у себя в доме, его девочки, дочки, пробегали мимо картины, закрыв лица ручками. “Что такое, в какую игру вы играете?”- спрашивала Вера Николаевна Третьякова у дочерей. “Он на нас смотрит, он всё о нас знает”, – отвечали девочки.  Такова была сила искусства Брюллова.

Всадница, Вирсавия и Карл Брюллов.

Поделиться в

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень здорово, что Вы рассказываете не только о городах, но и очень подробно о их достопримечательностях. Ведь не все имеют возможность путешествовать в реальности, а вот с помощью Интернета – всегда пожалуйста! Твитнул.

  2. Читая эти статьи попадаешь в совершенно другой мир, творческий и интересный. Спасибо.

  3. Каждый раз, когда всматриваюсь в работы великих художников, всегда удивляюсь их таланту – только красками и кистью передать всю гамму чувств,завораживающий эффект присутствия, действия. И ещё иметь такой сильный характер, гордость – браво!

  4. Интересно, спасибо. Такие статьи заставляют обращать внимание, что вокруг много интересного.

  5. Талантливейший художник! Большое спасибо, очень интересно! Успехов ВАМ во всем!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь