О самом знаменитом полотне Карла Павловича Брюллова “Всадница” мы уже рассказывали. Обратимся теперь к другим работам мастера.
В собрании ГТГ хранится автопортрет художника. Карл Брюллов прославил имя русской живописи и при жизни вкусил славу и признание. Но в последние годы о мастере забыли и он доживал свои дни в Италии приживалом у друзей. Они и схоронили художника недалеко от Рима.
Свой автопортрет Брюллов написал за два года до смерти всего за пару часов. Художник был очень болен, врачи запрещали ему работать. Но в какой-то момент наступило облегчение и доктор ненадолго разрешил мастеру встать. Брюллов сел в своё любимое вольтеровское красное кресло и написал автопортрет. Картина была выполнена после целого года художественного молчания. В автопортрете явно чувствуется высокая самооценка – на первом плане – бессильно повисшая кисть руки художника. Брюллов изображает себя королём живописи и даже кресло, в котором он сидит, напоминает трон. Безжизненная рука – признак неудачи и несбывшихся надежд. Этот жест выражает разочарование целого поколения художников в их попытках сделать мир лучше, добрее. (Кстати, бессильно повисшая рука – любимый мотив Ван Дейка, который был кумиром Брюллова). То есть этим Брюллов ищет у себя нечто гениальное и ставит себя в один ряд с великими мастерами прошлого.
Несмотря на свою даровитость, знаменитость и знатное происхождение, отношения художника с императорской семьёй не сложились. Говорят, что однажды Николай I заказал Брюллову свой портрет. Но опоздал на сеанс на 20 минут. Брюллов же, зная себе цену, ждать не стал. Собрал материалы и ретировался, оставив слугу объясняться с Его Величеством. Императору же сказали, что художник уже решил, что царь не придёт. Николай Павлович воскликнул: “Какой нетерпеливый мужчина!” и больше портретов у него не заказывал.
Но всё же Брюллов писал некоторых членов императорской фамилии. В ГТГ представлен эскизный вариант портрета Марии Николаевны, есть и другие наброски Великих Княгинь. Единственный, состоявшийся портрет члена императорского дома – портрет Великой Княгини Елены Павловны с дочерью Марией. Её Высочество путешествовала по Италии. Именно там Брюллов и написал Елену Павловну с девочкой. Государь Николай I всегда держал мастера в поле своего зрения и однажды предложил ему написать сюжет из русской истории.
Император сам придумал сюжет исторического полотна. Он предложил изобразить коленопреклонённого государя Ивана Грозного перед иконой в крестьянской избе. Государь совершает молитву по случаю взятия Казани. Полотно должно было воплощать триаду – самодержавие, православие, народность. Но Брюллов представил себе, как это будет выглядеть на большом полотне, ужаснулся и выдал свой вариант картины. Самому художнику сюжет в конце концов тоже не понравился.
Очевидно, что “Последний день Помпеи” тяготел над Брюлловым всю его творческую жизнь. Он мечтал создать что-либо сопоставимое по размаху и грандиозности с “Помпеей”, но только на сюжет национальной истории. Брюллов с энтузиазмом принялся за работу, и также, как и в сюжете о гибели города написал около 30 портретов персонажей. И позже художник вспоминал: “Второй “Помпеи” мне больше не создать”. Именно поэтому, поняв тщетность усилий, он назвал картину “Досада от Пскова”, развернул незаконченное полотно к стене и больше никогда к нему не возвращался.
Самое позднее из произведений художника – это “Портрет Микельанжело Ланчи”. Интересно, что художник почти никогда не изображал пожилых людей. Может быть, потому что сам с детских лет страдал болезнью старости – тугоухостью. Карл Брюллов сам предложил Микеланжело Ланчи написать его портрет, сказав при этом, что он увековечит Ланчи на века. На портрете этот вельможа минуту назад был чем-то занят, может быть писал письмо, или читал. Но вот он отложил работу и внимательно взглянул на нас. У картины есть особенное свойство – в каком бы месте комнаты вы бы не находились, глаза персонажа всё равно смотрят на зрителя.
Портрет был приобретён Павлом Третьяковым в первые годы собирательства. Это было замечательное приобретение, потому что очень немногие последние работы Карла Брюллова вернулись в Россию. И когда Третьяков повесил полотно у себя в доме, его девочки, дочки, пробегали мимо картины, закрыв лица ручками. “Что такое, в какую игру вы играете?”- спрашивала Вера Николаевна Третьякова у дочерей. “Он на нас смотрит, он всё о нас знает”, – отвечали девочки. Такова была сила искусства Брюллова.
Очень здорово, что Вы рассказываете не только о городах, но и очень подробно о их достопримечательностях. Ведь не все имеют возможность путешествовать в реальности, а вот с помощью Интернета – всегда пожалуйста! Твитнул.
Читая эти статьи попадаешь в совершенно другой мир, творческий и интересный. Спасибо.
Каждый раз, когда всматриваюсь в работы великих художников, всегда удивляюсь их таланту – только красками и кистью передать всю гамму чувств,завораживающий эффект присутствия, действия. И ещё иметь такой сильный характер, гордость – браво!
Интересно, спасибо. Такие статьи заставляют обращать внимание, что вокруг много интересного.
Талантливейший художник! Большое спасибо, очень интересно! Успехов ВАМ во всем!