Собор Рождества Иоанна Предтечи . Местоположение
В Завеличье напротив полуразрушенной Варлаамской башни Окольного города стоит один из древнейших храмов Пскова, уцелевший до наших дней – собор Рождества Иоанна Предтечи бывшего Иоанно-Предтеченского девичьего монастыря.
Устье реки Псковы также может служить неплохим ориентиром, хотя собор стоит ниже по течению на противоположном берегу реки Великой.
Общий вид собора
Собор Рождества Иоанна Предтечи воздвигли новгородские мастера в 40-х годах XII века. Его исконная древность видна в неровных стенах, подслеповатых оконцах со “слюдяными” вставками, в общем абрисе, чем то неуловимо напоминающим Софию Новгородскую. Бурная “созидательная ” деятельность советской власти привела к тому, что собор оказался почти что в “чистом поле” – от монастырских построек и кладбища не осталось и следа. Это ещё довольно приличный ракурс – в кадр не попали асфальтовая пустыня и унылый заводской корпус поблизости от собора.
История девичьего монастыря
В XIII веке вокруг собора сложился девичий монастырь, впервые упомянутый в 1243 году в связи с погребением в нём преподобной княгини Ефросиньи Псковской. Родом княгиня была из Полоцка. Она была дочерью тамошнего князя Рогволда и приходилась тёткой святому князю Довмонту-Тимофею, глубоко почитаемому псковичами по сей день. Тяжкая судьба выпала Ефросинье: рано овдовев, она становится женой Ярослава – сына псковского князя Владимира Мстиславича. Ярослав переметнулся на сторону крестоносцев, бежал в Ливонию, где принял католичество и женился на немке.
В 1240 году псы-рыцари, среди которых был и Ярослав, захватили Псков. Ефросинья к тому времени уже приняла постриг и стала игуменьей Иоанно-Предтеченского монастыря. Её стараниями удалось сохранить монастырь от разграбления.
После освобождения Пскова Александром Невским Ярослав, бежавший в принадлежавший ему город Оденп (ныне Отепя в Эстонии), вызвал туда свою бывшую супругу, игуменью Евпраксию. Евпраксия вместе со своей келейницей были убиты в Оденпе сыном немецкой жены Ярослава. Похоронили её в соборе, после чего случилось чудо мироточения от иконы, стоявшей над гробом игуменьи. Ефросинья Псковская причислена к лику местночтимых святых.
Монастырь находился за пределами городских укреплений, поэтому неоднократно был разорён во время вражеских нашествий. Однако обитель оставалась богатой и привилегированной, чему способствовали государевы и боярские вклады. В 1510 году Василий III жаловал монастырю Несудимую грамоту, подтверждённую его сыном Иоанном IV Васильевичем и внуком Фёдором Иоанновичем.
После разорения монастыря шведским королём Густавом Адольфом во время осады 1615 года, Михаил Федорович вместе с отцом своим патриархом Филаретом дал монастырю жалованную грамоту, подтверждающую прежние владения и дающую обители новые привилегии. Эту грамоту подтвердили Алексей Михайлович и его сыновья Иван и Пётр Алексеевичи.
Даже после секуляризации церковных земель в 1764 году Иоанно-Предтеченский монастырь уцелел, хотя его статус понизили до второклассного. Советской власти удалось уничтожить обитель и почти полностью разрушить монастырский ансамбль. Сохранился лишь собор, пострадавший во время освобождения Пскова от фашистов и частично реставрированный в 1949-50 годах.
Архитектура собора
К западу от собора есть поздняя крытая паперть, по мнению Ю.П.Спегальского относящаяся к XVII веку. В ней и устроен вход в храм.
Над юго-западным углом собора надстроена двухпролётная звонница “псковского типа”.
Собор отличает позакомарное покрытие, причём закомары, как и в Софии Новгородской, разного размера. Собор трёхглавый. Он увенчан шлемовидными куполами, покоящимися на световых барабанах. Позже такая композиция станет излюбленным приёмом псковских зодчих. В 1485-89 годах они возведут трёхглавый Благовещенский собор в Московском Кремле, впоследствии увенчанный ещё шестью главами.
В древности Иоанно-Предтеченский храм выглядел гораздо живописнее и, одновременно, величественнее. Древняя обмазка собора была цемяночной, розового цвета. Она оставляла отдельные плинфы, что придавало храму яркий праздничный облик. Кроме того за прошедшие столетия вокруг храма нарос культурный слой толщиной не менее двух метров. Прежде в храм поднимались по каменным ступеням, теперь же, войдя на паперть, приходится спускаться вниз.
Интерьеры Иоанно-Предтеченского собора
Интерьеры собора отличаются строгим и торжественным обликом. Скорее всего в древности стены и своды не расписывали фресками. Существующие ныне росписи относятся к началу XXI века, однако они стилизованы под средневековое псковское письмо. Иконостас (вернее, алтарная преграда) также современный работы С. Михайлова.
Столпы, своды и барабан купола не расписаны. Поэтому прекрасно видна их конструкция, отверстия для замурованных в стены голосников и мощные деревянные связи, соединяющие столпы собора.
В заключение хочется отметить доброжелательное отношение послушницы на свечном ящике, разрешившей сделать фотографии в интерьере храма. В настоящее время собор служит подворьем Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря.
А почему Вы решили, что не было фресок?
Если со смотрительницами душевно поговорить или попросить благословение, сославшись, например, на необходимость показать снимки взрослым детям, друзьям, родственникам и пр., то они “снисходят”.
Спасибо за рассказ. Люблю всё, что выходит из под Вашего пера и “мыльниц”. Чужая.
Это не я решил, это в “умной книжке” у Спегальского написано. А ему можно доверять.
Никогда не была в этих краях, но статью вашу прочитала на одном дыхании! Спасибо за душевный рассказ и конечно,за уникальные фото!
Спасибо за потрясающий рассказ и интересную экскурсию! Как будто и на самом деле там побывала!
Не, у меня “нокиа” 🙂 Ну должны же быть у людей какие-то различия во пристрастиях! 🙂
Да, всегда радует, когда находишь людей, чем-то похожих на тебя. 🙂 Мы с Галей Лукас столько раз обнаруживали потрясающие совпадения, что аж забавно. )) Хотя ведь разные люди.
Муж давно порывается подарить мне новую мыльницу. Как и новый мобильник, кстати. Но я человек старой закалки. Считаю, пока вещь совсем не “сдохла” – нечего транжирить денежки. Лучше на них куда-то съездить. ))
Кстати, моя мыльница в полумраке ведёт себя гораздо лучше, чем зеркалка. Та – уж очень чувствительная барышня. А мыльница никогда не подведёт при съёмке в помещении.
Псков – в наших планах. Но не знаю на когда. Всё же далеко ехать.
Галя, ещё одна “похожесть” – это старорежимность. Не хочу обновлений, верните мой старый телефон “сименс”!
Танюш, у меня тоже довольно большая зеркалка. Но не профессиональная, любительская. И тоже часто принимают её в музеях за профессиональный фотоаппарат! Ну прямо хоть описание с собой носи с техническими параметрами! 🙂
На этот случай у меня всегда в поездках моя древняя мыльница, которая уже на последнем издыхании (аккумулятора к ней уже нигде не найти, а под батарейки гнезда нет) – тогда пользуюсь ею.
Спасибо этой девушке ещё раз! Без её разрешения мы бы не увидели этих фото. А вообще удивительно. Обычно в храмах даже и мыльницами снимать не позволяют. Я разговаривала со многими батюшками на эту тему. Говорят, никакого официального запрета на съёмки в храмах нет. И это всё – только воля настоятелей конкретных храмов….
И как же я хочу в Псков!!!
Галя, кажется, в нашей группе ФБ “Вебмастерица” мы невероятным образом собрались с похожими привычками путешественниц! И у нас тоже “мыльничка” с собой. И тоже с полудохлыми аккумуляторами! Куда же без неё? В каждом путешествии ей находится дело. На пару-тройку снимков за одну сессию, ровно на количество заряда в батарейке. Но эти кадры всегда оказываются бесценными. Конечно, с “зеркалками” не сравнить, качество снимков оставляет желать лучшего, но лучше, чем мой устаревший телефон.
А Псков… Это потрясающий город!
Великолепный храм! Очень хочу там побывать. Как и вообще увидеть Псков. Спасибо огромное послушнице. Редко встретишь такое отношение к путешественникам.
Тань, а что вы ей там сказали? Как-то особо попросили? Мне кажется, блогерам-путешественникам, как и журналистам, надо пресс-карту выдавать виртуально, заранее, по просьбе, чтобы могли снимать то, что не могут другие, “обычные” туристы. Ведь через наши блоги тысячи людей могут увидеть то, что видели мы. И хотя личное соприкосновение со святыней всё равно ничто не заменит, но увидеть внутреннее убранство (хотя бы на фото) дорогого стоит…
Галя, действительно, чувства, которые возникают в этом храме ни в одной статье не опишешь. Да Пётр и не старался. Просто из всех десятков храмов, которые мы видели в Пскове этот оказался особенным, про него и решили написать.
Девушке за свечным ящиком мы ничего особенного не говорили. Храм был пустой. Пётр подошёл и сказал, не позволит ли она сделать несколько снимков. Она посмотрела на его довольно скромный “Canon-600”, покачала головой: “У вас же профессиональная камера…” А потом добавила: “Ну, ладно, снимайте!”
А про разрешение на фото блогерам – отличная идея! Только не всем, а кто доброе пишет!