Искусство эмали известно на Руси с XI века. В древности эмаль называли финифтью. Слово пришло из Византии вместе с промыслом. «Фингитис» по-гречески – светлый, блестящий камень. Эмаль происходит от французского термина email. На протяжении веков русские эмальеры создавали выдающиеся произведения искусства. В Оружейной палате Московского Кремля хранится достойная коллекция творений русских эмальеров.
Многие музеи гордятся коллекцией шедевров русской эмали. 2021 год в Кремле начался выставкой “Карл Фаберже и Фёдор Рюкерт”. На ней показали удивительные предметы, выполненные в эмальерной технике.
В небольшом обзоре мы покажем лучшие предметы, увиденные на выставке. И немного расскажем о выдающемся мастере-эмальере Фёдоре Рюкерте.
Фёдор Рюкерт
Историкам пришлось приложить немало усилий, чтобы подробнее узнать о жизни Фёдора Ивановича Рюкерта. Сведений о нём немного и собирали их в буквальном смысле по крупицам. Пригодилось даже упоминание о Фёдоре Рюкерте в справочнике “Вся Москва” за 1900 год. Прусского подданного назвали “владельцем живописного по серебру заведения”.
Родился Ф.Рюкерт, по всей видимости, в 1851 году. В Россию приехал в юношеском возрасте. Поселился в Немецкой слободе на Рогожской заставе. Где и у кого учился эмальерному делу, история умалчивает. Известно, что в 1890-х годах Рюкерт сотрудничал с ювелирной фирмой Павла Акимовича Овчинникова – поставщиком императорского двора. Даже несмотря на богатейшие возможности своей фирмы, Овчинников предпочитал заказывать изделия в небольшой мастерской Ф.Рюкерта. Это говорит о признании его виртуозного мастерства и самобытного стиля. Сотрудничал Фёдор Рюкерт с сыном основателя ювелирной фабрики Александром Петровичем Овчинниковым.
К знаменитому эмальеру обращались и другие московские фвелирные компании, в частности фирма Ивана Петровича Хлебникова, Ореста Федоровича Курлюкова. Но историки искусства признают, что трансформация творчества эмальера и его мастерской связана с началом сотрудничества с Карлом Фаберже.
Фёдор Рюкерт и искусство эмали
Основанием мастерской Фёдора Рюкерта считается 1886 год. Известно, что в 1890-м году в ней работало четверо мастеров. Рюкерт был новатором в эмальерном искусстве. Одним из первых в Москве он стал использовать эмали с цветным крапом, украшать вещи амальгамой, вводить в узор тугие сканые золочёные клубочки.
В начале ХХ века в 1904 году в мастерской Фёдора Ивановича работало уже 14 человек. Мастерская занимала лучшие помещения в доме Соколова (арх.Н.Струков) на углу Воронцовской улицы и Безымянного переулка. На первом этаже располагалась мастерская, на втором – жилые комнаты семьи. Рюкерту было удобно руководить и контролировать творчество мастеров.
Семья Фёдора Рюкерта была многочисленной. Он воспитал десятерых детей – троих от первого брака и семерых от второго. Его сыновья Павел и Фёдор работали в мастерской отца и непродолжительное время учились в престижном Императорском Строгановском училище.
Первая Мировая война положила конец деятельности мастерской. После 1915-го года она больше не упоминается в московском справочнике. Умер Фёдор Иванович в Москве 7 декабря 1918-го года. Похоронен на Введенском кладбище.
Прежде чем взглянуть на восхитительные творения московских эмальеров, кратко поясним, какую технику эмали применяли ювелиры. А чтобы разобраться в специфических терминах этикеток, прилагаем краткий словарь.
Виды эмали
Эмали бывают разного вида. Выемчатые, перегородчатые, оконные, витражные, лиможские.
Выемчатые эмали. На поверхности предмета делали углубления и заполняли его эмалью. Чем глубже выемка, тем темнее, сочнее получается цвет. Это самый древний вид художественной обработки.
Эмаль по скани – это разновидность перегородчатой эмали. На золотой или серебряной поверхности продавливали углубление по контуру рисунка. Ко дну углубления припаивали тончайшие золотые или серебряные полоски. Часто их свивали вместе и получалась изящная косичка. Такие полоски и косички образовывали перегородки по контуру рисунка. Их заполняли разноцветной эмалью.
Оконная эмаль – одна из самых трудоёмких техник нанесения эмали. На основе делали сквозные отверстия, похожие на окна. Эти”окна” и заполняли эмалью.
В России эту технику впервые применили в XIX веке на заводе Павла Акимовича Овчинникова. Конфетница, показанная в качестве примера, выполнена на фирме И.Хлебникова.
Некоторые пояснения к терминам
Амальгама – сплав ртути с другими металлами. Амальгаму используют при золочении металлических изделий. Ниже – блюдо с применением амальгамы.
Кабошоны – полированные драгоценные и полудрагоценные камни обработанные без нанесения граней. Поверхность у кабошонов гладкая, выпуклая.
Халцедон – полупрозрачный минерал, разновидность кварца. Цвет может быть самый разный.
Хризопраз – полудрагоценный камень, разновидность кварца и халцедона. Содержит немного никеля. Цвет камня обычно яблочно-зелёный, но может варьироваться до тёмно-зелёного и голубовато-зелёного.
Альмандин – разновидность граната, самый твёрдый и самый распространённый вид красных или красно-фиолетовых гранатов. Цвет альмандинов может быть вишнёвым, малиновым.
Бонбоньерка – красиво оформленная коробка для конфет.
Крюшон – холодный освежающий алкогольный напиток. Готовят его из смеси вин с добавлением свежих и консервированных фруктов. На выставке представлено несколько приборов для крюшона.
Искусство эмали. Фотографии экспонатов и видео
Статьи о московских выставках
По возможности мы публикуем обзоры и наши впечатления от московских выставок, снабжаем их фотографиями экспонатов. Если вы хотите в подробностях рассмотреть царские венцы и короны, мы показали их в обзоре выставки “Хранители времени”.
Экспонаты Лейденской коллекции Томаса Каплана собрали в статье о выставке.
Очень рады, что в Москве проводилась выставка, посвящённая собирательской деятельности Щукиных.
В Московском Кремле на постоянной экспозиции Оружейной палаты и Алмазного фонда экспонируются лучшие работы русских и европейских ювелиров. Как попасть в Кремль и к какой экскурсии присоединиться мы рассказали отдельно.