Искусство эмали конца XIX – начала XX веков

0
962
Ковш. Фабрика М.Семёновой. Серебро, кварцы, халцедоны, хризопразы, лазурит, эмаль по скани.
КОВШ. 1908-1917. Фабрика М.Семёновой. Серебро, кварцы, халцедоны, хризопразы, лазурит, эмаль по скани. Частное собрание, Москва.

Искусство эмали известно на Руси с XI века. В древности эмаль называли финифтью. Слово пришло из Византии вместе с промыслом. «Фингитис» по-гречески – светлый, блестящий камень. Эмаль происходит от французского термина email. На протяжении веков русские эмальеры создавали выдающиеся произведения искусства. В Оружейной палате Московского Кремля хранится достойная коллекция творений русских эмальеров.

искусство эмали
Сливочник и сахарница хранятся в музеях Московского Кремля. Искусство эмали

Многие музеи гордятся коллекцией шедевров русской эмали. 2021 год в Кремле начался выставкой “Карл Фаберже и Фёдор Рюкерт”. На ней показали удивительные предметы, выполненные в эмальерной технике.
В небольшом обзоре мы покажем лучшие предметы, увиденные на выставке. И немного расскажем о выдающемся мастере-эмальере Фёдоре Рюкерте.

Фёдор Рюкерт

Историкам пришлось приложить немало усилий, чтобы подробнее узнать о жизни Фёдора Ивановича Рюкерта. Сведений о нём немного и собирали их в буквальном смысле по крупицам. Пригодилось даже упоминание о Фёдоре Рюкерте в справочнике “Вся Москва” за 1900 год. Прусского подданного назвали “владельцем живописного по серебру заведения”.

Искусство эмали. Ф.Рюкерт
КОВШ. Москва, 1908-1914. Мастер Ф.Рюкерт. Серебро, Кабошоны, амальгама, эмаль по скани. Собрание Д.Якобашвили, Москва.

Родился Ф.Рюкерт, по всей видимости, в 1851 году. В Россию приехал в юношеском возрасте. Поселился в Немецкой слободе на Рогожской заставе. Где и у кого учился эмальерному делу, история умалчивает. Известно, что в 1890-х годах Рюкерт сотрудничал с ювелирной фирмой Павла Акимовича Овчинникова – поставщиком императорского двора. Даже несмотря на богатейшие возможности своей фирмы, Овчинников предпочитал заказывать изделия в небольшой мастерской Ф.Рюкерта. Это говорит о признании его виртуозного мастерства и самобытного стиля. Сотрудничал Фёдор Рюкерт с сыном основателя ювелирной фабрики Александром Петровичем Овчинниковым.

Ковш. Эмаль. Рюкерт
Слева – КОВШ. Москва, 1899-1908. Мастер Ф.Рюкерт, фирма П.Овчинникова. Серебро, эмаль по скани. Собрание М.Ревякина, Москва.

К знаменитому эмальеру обращались и другие московские фвелирные компании, в частности фирма Ивана Петровича Хлебникова, Ореста Федоровича Курлюкова. Но историки искусства признают, что трансформация творчества эмальера и его мастерской связана с началом сотрудничества с Карлом Фаберже.

Искусство эмали. Ковш. Рюкерт
КОВШ. Москва, 1914. Мастер Фёдор Рюкерт. Фирма К.Фаберже. Серебро, амальгама, эмаль по скани. Собрание М.Ревякина, Москва

Фёдор Рюкерт и искусство эмали

Основанием мастерской Фёдора Рюкерта считается 1886 год. Известно, что в 1890-м году в ней работало четверо мастеров. Рюкерт был новатором в эмальерном искусстве. Одним из первых в Москве он стал использовать эмали с цветным крапом, украшать вещи амальгамой, вводить в узор тугие сканые золочёные клубочки.

искусство эмали
Справа – БОНБОНЬЕРКА, Москва, 1908-1917. Мастер Ф.Рюкерт, фирма К.Фаберже. Серебро, амальгама, эмаль по скани, оконная эмаль. Собрание М.Ревякина, Москва. Слева – ЧАША-КОНФЕТНИЦА, 1888 год. Москва, фирма И.Хлебникова. Серебро, эмаль по скани, оконная эмаль. Музеи Моск. Кремля.

В начале ХХ века в 1904 году в мастерской Фёдора Ивановича работало уже 14 человек. Мастерская занимала лучшие помещения в доме Соколова (арх.Н.Струков) на углу Воронцовской улицы и Безымянного переулка. На первом этаже располагалась мастерская, на втором – жилые комнаты семьи. Рюкерту было удобно руководить и контролировать творчество мастеров.

Семья Фёдора Рюкерта была многочисленной. Он воспитал десятерых детей – троих от первого брака и семерых от второго. Его сыновья Павел и Фёдор работали в мастерской отца и непродолжительное время учились в престижном Императорском Строгановском училище.

Первая Мировая война положила конец деятельности мастерской. После 1915-го года она больше не упоминается в московском справочнике. Умер Фёдор Иванович в Москве 7 декабря 1918-го года. Похоронен на Введенском кладбище.

Прежде чем взглянуть на восхитительные творения московских эмальеров, кратко поясним, какую технику эмали применяли ювелиры. А чтобы разобраться в специфических терминах этикеток, прилагаем краткий словарь.

Виды эмали

Эмали бывают разного вида. Выемчатые, перегородчатые, оконные, витражные, лиможские.
Выемчатые эмали. На поверхности предмета делали углубления и заполняли его эмалью. Чем глубже выемка, тем темнее, сочнее получается цвет. Это самый древний вид художественной обработки.

Эмаль по скани – это разновидность перегородчатой эмали. На золотой или серебряной поверхности продавливали углубление по контуру рисунка. Ко дну углубления припаивали тончайшие золотые или серебряные полоски. Часто их свивали вместе и получалась изящная косичка. Такие полоски и косички образовывали перегородки по контуру рисунка. Их заполняли разноцветной эмалью.

искусство эмали. Эмаль по скани
Эмаль по скани.

Оконная эмаль – одна из самых трудоёмких техник нанесения эмали. На основе делали сквозные отверстия, похожие на окна. Эти”окна” и заполняли эмалью.
В России эту технику впервые применили в XIX веке на заводе Павла Акимовича Овчинникова. Конфетница, показанная в качестве примера, выполнена на фирме И.Хлебникова.

оконная эмаль
Оконная эмаль

Некоторые пояснения к терминам

Амальгама – сплав ртути с другими металлами. Амальгаму используют при золочении металлических изделий. Ниже – блюдо с применением амальгамы.

Амальгама. Искусство эмали

Кабошоны – полированные драгоценные и полудрагоценные камни обработанные без нанесения граней. Поверхность у кабошонов гладкая, выпуклая.

Халцедон – полупрозрачный минерал, разновидность кварца. Цвет может быть самый разный.

Хризопраз – полудрагоценный камень, разновидность кварца и халцедона. Содержит немного никеля. Цвет камня обычно яблочно-зелёный, но может варьироваться до тёмно-зелёного и голубовато-зелёного.

КОВШ. 1908-1917. Фабрика М.Семёновой. Серебро, кварцы, халцедоны, хризопразы, лазурит, эмаль по скани. Частное собрание, Москва.

Альмандин – разновидность граната, самый твёрдый и самый распространённый вид красных или красно-фиолетовых гранатов. Цвет альмандинов может быть вишнёвым, малиновым.
альмандин

Бонбоньерка – красиво оформленная коробка для конфет.

Крюшон – холодный освежающий алкогольный напиток. Готовят его из смеси вин с добавлением свежих и консервированных фруктов. На выставке представлено несколько приборов для крюшона.

Прибор для крюшона

Искусство эмали. Фотографии экспонатов и видео

Искусство эмали

 

Искусство эмали
Живопись по эмали. Искусство эмали
Ковш. Эмаль
КОВШ. Москва. 1908-1917. 11-ая Артель. Фирма И.Маршака. Серебро, хризопразы, альмандин, фольга, эмаль по скани. Частное собрание, Москва.

Эмаль по скани

Ковш. Эмаль

Стаканы Эмаль.
Стаканы из прибора для крюшона.
Прибор для вина.
Набор для вина (графин, поднос, шесть стопок). Москва, 1892-1893. Фирма Г.Кингерта. Серебро, эмаль по скани. Музеи Московского Кремля.

Стопа. Фирма Овчинникова. Эмаль по скани

Шкатулка. Фирма Овчинникова, Серебро, эмаль по рельефу.
Шкатулка. Фирма Овчинникова, Серебро, эмаль по рельефу.

Статьи о московских выставках

По возможности мы публикуем обзоры и наши впечатления от московских выставок, снабжаем их фотографиями экспонатов. Если вы хотите в подробностях рассмотреть царские венцы и короны, мы показали их в обзоре выставки “Хранители времени”.
Экспонаты Лейденской коллекции Томаса Каплана собрали в статье о выставке.
Очень рады, что в Москве проводилась выставка, посвящённая собирательской деятельности Щукиных.

В Московском Кремле на постоянной экспозиции Оружейной палаты и Алмазного фонда экспонируются лучшие работы русских и европейских ювелиров. Как попасть в Кремль и к какой экскурсии присоединиться мы рассказали отдельно.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь