В подцерковье Покровского собора находится икона «Спас Нерукотворный с предстоящими Максимом Блаженным и Максимом Исповедником». Она напоминает о предшественнике Василия Блаженного, нагоходце Максиме. Однако её история напрямую не связана с Покровским собором, поэтому об иконе и изображённом на ней святом стоит рассказать отдельно.
Икона Максима Блаженного
В XVI веке, когда возвели Покровский собор, названия “Красная площадь” ещё существовало. Это место звалось Торгом, Торговой площадью.
Широко известную фразу – «сорок сороков церквей» – не следует понимать буквально. Москва была разделена на «сорОки», то есть на церковные округа. Каждом “сорОк” объединял разное число церквей. Покровский собор обладал особым статусом, он никогда не имел своего прихода и не входил ни в один “сорок”. Церковь Покрова, что на Рву относилась к Варварскому Крестцу. Варварский Крестец находился на месте нынешнего перекрёстка улицы Варварки и Рыбного переулка. Подобный порядок сохранился по сей день. Священник, курирующий церкви на Варварке, курирует и Покровский собор.
Варварский крестец собрал к себе всех самых известных юродивых XV-XVI столетий. Первый юродивый, живший здесь в XV веке, звался Максимом Блаженным. Житие его весьма скудно, однако доподлинно известно, что его похоронили в церкви Бориса и Глеба, стоявшей на Варварском крестце в том месте, где Рыбный переулок выходит на Варварку.
В конце XVII века в Москве случился страшный пожар, после которого были обретены мощи Максима Блаженного. Молодой Пётр I повелел перенести мощи святого на временное хранение в один из соборов Московского Кремля. Царь также приказал построить церковь Максима Блаженного с приделом Максима Исповедника для сохранения мощей, что и было сделано.
Церковь Максима Блаженного существует по сей день, в 2012 году в ней возобновились богослужения. Несмотря на то, что храм долго не действовал, в нём чувствуется потрясающая намоленность.
Икона Спаса Нерукотворного с образом Максима Блаженного
По окончании строительства церкви Максима Блаженного, мощи юродивого крестным ходом перенесли из Кремля во вновь возведенный храм. Этому событию придавалось большое значение и в честь него написали икону Спаса с предстоящими Максимом Блаженным и его небесным покровителем Максимом Исповедником. Икона эта представлена в нижнем ярусе Покровского собора.
Перенесение мощей святого Максима Блаженного состоялось спустя два дня после праздника Спаса Нерукотворного, поэтому для новой иконы выбрали именно этот сюжет.
Икона Спаса с предстоящими – замечательный исторический памятник. Россия очень бедна изобразительными источниками, ведь у нас до начала XVIII века не писали картин. Но некоторые изображения сохранились, в частности, т.н. “городовые иконы”. К ним относится икона Максима Блаженного. Она служит историческим источником с видом древней Москвы.
По ней видно, что Кремль строился у слиянии двух рек, к востоку от него существовал ров. Колокольня Ивана Великого в старину была красной, расписанной под “кирпич”, также, как и Спасская башня. И башня, и колокольня изображены на иконе. Также на ней изображён собор Черниговских Чудотворцев, снесённый в XVIII веке при строительстве Большого Кремлёвского дворца архитектора В.И.Баженова. (Мы все восторгаемся Баженовым, забывая, что он хотел сломать весь Кремль, слава Богу, что не успел). История храма Черниговских Чудотворцев весьма важна для Покровского собора, ведь в центральной Покровской церкви до сих пор находится иконостас из этого храма. На иконе Максима Блаженного очень хорошо виден внешний облик храма Черниговских Чудотворцев и количество куполов, венчающих церковь.
Икона Максима Блаженного. История образа. Реставрация
Икону Спаса Нерукотворного с предстоящими написали в самом начале XVIII века, сразу после перенесения мощей святого. Соседняя икона Василия Блаженного также относится к началу XVIII века, но её создали несколько позже. Образ Василия на иконе выглядит заметно упрощённым.
Икону Максима Блаженного написали в мастерских Оружейной палаты. Она многоцветная, яркая, очень тонко прописана. По манере письма хорошо видно, что над ней работали изографы высочайшего уровня. Очень подробно прописан изображённый на иконе крестный ход.
Крестный ход имеет очень чёткую иерархию. Начинают его певчие, затем идут священники, замыкает крестный ход высшее духовное лицо: митрополит, патриарх, или настоятель монастыря. Однако, во главе процессии всегда идут певчие. На иконе даже прописаны ноты в руках у певчих. Изображение отличается множеством тщательно и подробно прописанных мелких деталей, таких как цепочка паникадила священника или узор на платье царицы.
Этот образ сильно пострадал во время пожара, реставраторы с огромным трудом спасли его. Икона “населена” множеством персонажей, но её левый нижний угол совершенно пустой. В этом углу ничего не сохранилось, а реставраторы никогда и ничего не добавляют от себя. Этот угол пострадал от верующих, которые постоянно прикладывались к образу. В церковь Максима Блаженного приходило множество калик перехожих, икона была открыта и доступна для них. Богомольцы прикладывались к образу, при этом многие из них получали исцеление.
Интересны и многочисленные надписи, сохранившиеся на иконе. Они свидетельствуют о том, что образ писали грамотные люди для грамотных людей. По количеству надписей можно судить об уровне грамотности московского населения конца XVII – начала XVIII века. В то время простые люди могли свободно читать и писать, ведь создавали икону не для домовой церкви богатой семьи, а для совершенно обычного приходского храма, где её смотрели и читали обычные прихожане и паломники.
Покровскому собору посвящена серия статей:
ВОКРУГ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
ЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
ПОДЦЕРКОВЬЕ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
НИЖНИЕ СЕНИ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
ИКОНА СВ. МАКСИМА БЛАЖЕННОГО
ИНТЕРЬЕР ЦЕРКВЕЙ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
Статья составлена по материалам лекции, проведённой методистом Государственного Исторического музея в феврале 2014 года.