Художественное стекло. Выставка “На грани”

0
501
Выставка "На грани"

Художественное стекло – это такая же отрасль декоративно-прикладного искусства, как и резьба по камню, кости, золотное шитьё, кружево и многие другие виды творчества. В России известны несколько музеев художественного стекла. Например, Никольский музей стекла и хрусталя, музей хрусталя имени Мальцовых в Гусь-Хрустальном, музей художественного стекла в Санкт-Петербурге.
Весной и летом 2024 года в Москву на выставку в музей-заповедник Царицыно привезли множество интересных произведений из художественного стекла.
Выставка называется “На грани” и проходит в павильоне “Хлебный дом” до 18 августа 2024 года. Мы посетили временную экспозицию, делимся впечатлениями и фактами о стекольных дел мастерах и их творениях.

Царицыно: архитектурная прогулка по музею-заповеднику. Аудиогид в вашем телефоне.

***

Художественное стекло. Немного истории

Производство художественного стекла в России можно считать “несчастливой” отраслью. Первые попытки изготовления стекла относятся к домонгольскому периоду. Об этом свидетельствуют археологические находки.
Однако более-менее регулярное производство стеклянной аптекарской посуды началось лишь при царе Алексее Михайловиче во второй половине XVII столетия.
В царствование Елизаветы Петровны государыня запретила строить железоделательные и стекольные заводы ближе 200 верст от Москвы дабы сохранить пригородные леса.  В ту пору в металлургии и стеклоделии широко использовался древесный уголь. Тогда Аким Мальцов и вынужден был перенести своё производство в Гусь-Хрустальный.

Памятник Акиму Мальцову в Гусь-Хрустальном

После 1917 года производство художественного стекла пришло в упадок. Появился даже такой уничижительный термин как “мальцовщина”. Восстановление промысла началось благодаря известным скульпторам и преподавателям Строгановского (Москва) и Мухинского (Санкт-Петербург) художественных училищ.
Вторая половина ХХ века была временем расцвета русского художественного стекла. Однако на рубеже столетий большинство предприятий обанкротили и закрыли. Лишь Гусевской и Дятьковский заводы после реорганизации смогли продолжить работу.

На выставке в Царицыно можно увидеть произведения мастеров, работавших на различных стекольных заводах бывшего СССР. Представлены работы современных художников. Они работают без заводской поддержки и зачастую “стирают границы” между художественными школами прошлого. Если прежде декоративное стекло отличала “алмазная грань”, то современное оборудование расширяет возможности создания таких произведений.

художественное стекло
В.К.Погребной. Композиция “Кузница мира”. Дятьковский хрустальный завод.

Выставка “На грани”. Работы Ирины Ивановой

Ирина Александровна Иванова создаёт удивительные образы живой природы, заключённые в пластинах декоративного стекла. На экспозиции в первую очередь обращаешь внимание на её работы. Художница запечетлевает красоту казалось бы весьма неприглядных с точки зрения обывателя существ. Глядя на её произведения, зритель восторгается жабами…
Выставка На грани. Художественное стекло
или улитками.
Выставка "На грани"
В её творчестве нашлось место для хищных сов

Выставка "На грани"
Художественное стекло. Пластина “Большая сова”
Выставка "На грани"
Пластина “Сова на дереве”.Художественное стекло

и нежных хрупких крокусов.
Выставка "На грани"

Выставка “На грани”. Московская школа

Несмотря на своё название, московская школа объединяет художников, работавших далеко от Москвы. После 1917 года сложное и дорогое искусство гравировки стекла забросили и забыли. В Москве традиции сохранились лишь благодаря преподавателям Строгановского училища.
Кроме того, после Второй Мировой войны возник Московский комбинат прикладного искусства. Он командировал удожников на стекольные заводы. Там мастера могли создавать свои экспериментальные работы. Заводы находились далеко от Москвы.

Выставка "На грани"
“Последний динозавр”. Дмитрий и Людмила Шушкановы. Львов 1980-е годы.

Наиболее тесные связи у комбината сложились с Дятьковским и Гусевским заводами. Оба предприятия были заложены Мальцовыми: Гусевской – Акимом, а Дятьковский – Марией Мальцовой.

Выставка "На грани"
“Синие горы”. Евгений Рогов 1974 год. Гусь-Хрустальный

О Гусевском заводе и его изделиях на выставке разговор впереди. Что касается Дятьковского завода, то на дилетантский взгляд его продукция кажется менее изящной и более идеологизированной. Чего стоит например блюдо “Тачанка”, романтизирующее страшные события Гражданской войны. Его выполнили в 1967 году к 50-й годовщине октябрьского переворота.
Выставка "На грани"
В Дятьково создавали и более лиричные образы, такие как “Алёнушка”.

Выставка "На грани"
Блюдо “Алёнушка”. Автор Надежда Матушевская. Конец 60-х годов.

Петербургская школа. Художественное стекло

Петербургская школа связана с Императорским стеклянным заводом, расцвет которого пришёлся на первую треть XIX века. К концу XIX столетия художественная школа пришла в упадок. Сильнейший удар ей нанесли события 1917 года.  Возрождение уже ленинградской художественной школы связано с Верой Игнатьевной Мухиной. Благодаря ей, Дёминская зеркальная фабрика стала заводом художественного стекла. К сожалению, ЛЗХС (Ленинградский завод художественного стекла) закрылся в 1997 году. Однако школа сохранилась. Ведущие художники завода перешли на преподавательскую работу в Высшее художественное училище имени Мухиной. Ныне ему возвращено имя основателя барона Штиглица. Сохранилось и собрание заводского музея. На выставке “На грани” представлены в том числе работы петербургской школы.

Выставка На грани. Художественное стекло
Композиция “Первопроходцы”
Комплект блюд “Он и она”. Художник Екатерина Яновская. 1970 год

Ваза “Облака” выражает эстетические вкусы постмодернизма.

Выставка "На грани"
Ваза “Облака” 1964 год

Выставка “На грани”. Гусевской завод

Один из старейших заводов художественного стекла существует с 1756 года. Его основал знаменитый промышленник Аким Мальцов. Завод с полным правом считается центром стекольного искусства. Выставка “На грани” представляет как позднесоветские, так и современные произведения, созданные мастерами из Гусь-Хрустального.

Из всего многообразия образцов, украшенных знаменитой “алмазной гранью”, в глаза бросилось блюдо с романтическим названием “Ночные шорохи”, созданное в конце 80-х годов прошлого века.
Выставка "На грани"
К тому же времени относится композиция “Космос”. Здесь совсем немного алмазной грани, зато использованы другие декоративные приёмы: гутная техника и матирование.


В наше время мастера продолжают использовать алмазную грань. Её можно увидеть на прекрасных бокалах “Лилия” 2010 года
Выставка "На грани"
и на изящной вазе-корзинке синего и золотого стекла.
Выставка "На грани"
Особняком стоит (или лежит) 🙂 замечательная композиция “Воспоминания о Гоа”. Здесь мастер Вячеслав Сергеевич Мальцев использовал бесцветный хрусталь, сплавив его с цветной стеклянной крошкой и украсил получившиеся раковины мальцовской алмазной гранью.
Выставка "На грани"

Мы показали лишь несколько предметов великолепной экспозиции “На грани”. От души рекомендуем её посетителям. А также предлагаем прогуляться по Царицыно с авторским аудиотуром.

Царицыно: архитектурная прогулка по музею-заповеднику. Аудиогид в вашем телефоне.

728*90

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь