ГМИИ. Символизм. Группа “Наби”

0
870

Символизм в искусстве

Символизм как направление в европейском искусстве появился примерно в то же время, что и импрессионизм. Его временные рамки укладываются в 1870-е 1910-е годы. Мастера, называвшие себя символистами, в своём творчестве размышляли о мироздании и судьбах человечества, о рождении и смерти. В эпоху рационализма и реализма в культуре и в искусстве, их работы стали вызовом незыблемым постулатам философии. Символисты обращали внимание на мир знаков и намёков, их привлекали отвлечённые метафоры в столь понятном с точки зрения реалистов мире. Произведения символистов так или иначе носят отпечаток двойственности, мечты, фантазии, герметичности или отсутствия сюжета.

Интересно, что впервые, как самостоятельное явление, символизм возник в поэзии, к этому кругу принадлежали поэты Шарль Бодлер, Стефан Малларм, Артюр Рембо. Ярче и многограннее символизм проявился в музыке, философии, изобразительном искусстве. Целью символистов было создание некого произведения, в котором гармонично и естественно объединились бы все жанры искусства.

 В ГМИИ символизм представлен несколькими работами Эжена Каррера и Одилона Редона.

В творчестве  Эжена Каррера часто встречаются сцены материнской любви, он изображал прозаические  домашние сюжеты и неизменно возвышал их над повседневной обыденностью. Работал художник в серовато – коричневая гамме и это давало ему возможность изобразить своеобразную дымку, которая будто окружает силуэты людей особым мистическим ореолом. Каррер часто писал своих родных: жену и дочерей.

Эжен Каррьер

Эжен Каррьер. Поцелуй матери. Картина была написана незадолго до смерти художника. Каррер часто воплощал в живописи образы своих близких, неизменно окутывая их мистической туманной дымкой. По сути, всё своё творчество Эжен Каррьер посвятил иллюстрации одной темы: своим жене и детям. Его семейные сюжеты, затопленные коричневой дымкой, вызвали озлобленную реакцию Эдгара Дега: “В детской комнате курить не следует”.

В крайней правой фигуре картины Каррьера “Поцелуй матери” можно узнать жену художника Софи Эжен Каррьер, а модель в центре похожа на дочь мастера Маргарит. Этот излюбленных сюжет Каррер повторил в нескольких полотнах. Картина происходит из собрания старшего брата Ивана Морозова Михаила, который завещал всю коллекцию Москве.
9718968724e33de14a7484
  

Наверное, если бы название картины не говорило о родственной связи трёх женщин, мы бы о ней вряд ли догадались. Лицо матери скрыто и мы не видим схожих черт.

Художник удивительно передал безграничную любовь матери и ответный порыв дочерей. Вся картина – это нежность, стремление друг другу, семейная близость, взаимопроникновение.

Надо сказать что тема материнства, вернее, отцовства, была очень близка Каррьеру. В счастливом браке со своей супругой Софи мастер имел семерых детей. Доподлинно известно, что для “Поцелуя матери” ему позировала жена и одна из дочерей, Маргарет.

Картина написана в очень сдержанных коричнево-землисто-серых тонах. Фигуры окутывает дымка, она размывает силуэты женщин. Кажется, что подсматриваешь за ними из-за тумана или полупрозрачного окна.

Точнее всего о творчестве Эжена Каррьера написал бельгийский поэт Эмиль Верхарн. Художник был его кумиром в искусстве.

“О, руки на картинах Каррьера, эти волшебные руки, они обнимают, ласкают, плачут, защищают. Как он сумел разглядеть их немой язык! Целомудренные прикосновения. Священные поцелуи. Душа матери тает в душе ребёнка”.

Картина написана в конце 1890-х годах. Эжен Каррьер почил в Бозе в 1906 году. Ему было 55 лет….

Одилон Редон

Одилона Редона привлекала тема взаимоотношений человека и природы. В жизни человека, как и в природе он видел цикличность – рождение, расцвет и уход человека соответствуют разным временам года.

Одилон Редон. Весна. Мотив пробуждающийся природы в этом декоративном панно сопоставлен с изображением медленно распрямляющейся обнажённой женской фигуры. Дерево с толстым стволом и расходящимися голыми ветвями, написанное с натуры в фамильном имении Редона, стало излюбленным сюжетом его зрелых полотен. Работу отличает изысканная, почти монохромная гамма с тончайшими тоновыми вариациями.
388_foto_1_02

Группа Наби

Группа Наби. В 1880-х годах во Франции возникла группа “Наби”, название группы возникло от древнееврейского слова, означающего “пророки”. Этот союз живописцев стал единственным, объединившим художников, которые в своём творчестве сочетали  принципы и модерна, и символизма. В неё входили Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар, Кер-Ксавье Руссель,  Эдуар Вюйар и другие. Все они были однокашниками, вместе учились в лицее. И  все они стали интересоваться проблемами синтеза искусств и называли себя пророками нового искусства. Они считали себя последователями Поля Гогена.

Впоследствии в группе Наби появилось два течения. Одни мастера (Морис Дени и Поль Серюзье) были очень близки к символизму. Другое течение – его представителем был Пьер Боннар – склонялось к модерну.

В работах художников этой группы мистика всё же отступала на второй план. Они изображали простые семейные радости, искреннее любовались природой. Их полотна эмоциональны и подчёркнуто декоративны. Чаще всего участники группы “Наби” создавали крупные ансамбли. Две такие картины висят в вестибюле музея. Это огромные монументальные панно Пьера Боннара на темы времён года. Когда-то полотна украшали лестницу в доме Ивана Абрамовича Морозова на Пречистенке.
На рубеже столетий художники группы “Наби” впервые попытались соединить  живопись и декоративно-прикладное искусство.

Пьер Боннар. Зеркало над умывальником.
В 1907-1908 годах Боннар работал над серией “Туалет”, изображая чаще всего один и тот же интерьер с обнажённой натурой и зеркалом над умывальником. Написанные на холсте интерьер и предметы, с одной стороны, включаются в пространство “Зазеркалья”, с другой – в реальную среду, в которой находится стоящий перед картиной зритель. Картина происходит из собрания И.А.Морозова.

Группа Наби. Пьер Боннар

Пьер Боннар. Лето в Нормандии. 1912. Эта работа написана в период расцвета творчества Боннара. Красочные тона картины и эмоции художника переплетаются с искренней лиричностью сцены.

Боннар писал картину на террасе своей виллы “Ма Рулетт”, расположенная недалеко от Вернона. Художник изобразил  своих домочадцев, не забыл и домашнего любимца – собаку Убю на коленях у женщины в шезлонге. (on the lap of the lady in chaiselongue)

Группа Наби. Морис Дени

Морис Дени. Зелёный берег моря. Перро- Гирек (Пастухи).
 Картина написана в Нормандии. В это время Дени  по заказу Ивана Абрамовича Морозова работал над серией декоративных полотен для особняка на Пречистенке, куда вошла и эта картина. Симметрично расположенные фигуры пастуха и обнажённой нимфы в спокойном эпическом пейзаже напоминают композиции  Поля Гогена (“А ты ревнуешь?” и “Великий Будда”) 
231606
В помощь англоговорящим гидам дублируем наиболее важные фрагменты текста на английском языке.

Группа Наби. Немного на английском

Symbolism was one of trend, in European art from 1870-s to1910s. Its broad coverige unities artists who meditated in their works on the creation of the iniverse, birth and death, and the destiny of a manknd. The Symbolists were attracted by the world of illusions, signs and abstract metaphors instead of the seemingly understandable world of surrounding reality. Simbolism as an independent phenomenon developed in poetry. Also it appeared in all its vivid and various facets in philosophy, misic and the fine arts. The Symbolists dreamed of producing a kind and sinthetic work, in which all types and genres of art would be harmonically combined.

EUGENE CARRIERE. This Simbolist artist devoted his talant to purtraying scenes of motherly love and prosaic domestic motifs, always elevating them above the everyday. The artist’s favorite greyish brown range form a kind of haze which lends the figure on his canvases a special mystical aura.

EUGENE CARRIERE. “A MOTHER’S KISS”. The picture was painted by the artist not long before his death. Carriere frequently incorporated images of his nearest and dearest in his paintings, always enveloping them in a mystical aura. The figure on the left can be identified as the artist’s wife Sophie, and the model in the middle resemboes his daughter Marguerite.Carriere repeated this favorite sibject in seversl canvases. The present work comes from the collection of the eldest Morozov brother, Michail who bequeathed (завещал)  his hole collection to the city of Moscow.

ODELON REDON. He was attracted by the theme of the relationship of man and nature: he saw changing seasons and times of the day as the embodiment of the birth, maturing and death of man.

ODELON REDON “REBIRTH”. This motif of nature awakening is echoed in this decorative panel by the figure of a nude woman, arms upraised, leaning against a tree. The tree with its thick trunk and bare, spreading branches, painted from nature on Redon’s family estate, was a favorite subject in his mature canvases.
The colour range is extremely refined, almost monochrome, with the dubtlest tone variations.

THE NABIS GROUP. The only large association of masters to combine the principles of Symbolism and Art Nouveau in their work was the Nabis (from the Hebrew word for “prophet”) group.

PIERRE BONNARD “MIRROR ABOVE A WASHSTAND”. In 1907-1908 Bonnard worked on a series of paintings usually showing the same interior with a nude and a mirror over a washstsnd. The interior and objects painted on the canvas are found in the space “bthind the looking glass” on the one hand, and the real world in which the spectator is standing, on the other.

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь