Знакомясь с собранием ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИВОПИСИ XVII века, хранящимся в ГМИИ, следует обратить внимание на единственное в коллекции полотно Симона Вуэ. Напомним, что он учился ремеслу в Риме, был отозван Ришелье и назначен Первым Придворным Живописцем. Доля у Симона Вуэ при дворе была незавидная. Он делает всю ремесленную работу, рисует множество самых разных эскизов, вплоть до эскизов тканей, ведь при дворе два раза в год менялась обивка стен, мебели, портьер – шёлк натягивали летом, бархат – зимой. Два раза в год всё менялось, и Первый Придворный Живописец рисует эскизы для километров производимых тканей. Эскизы посуды, приборов – это было всё на нём. И, кроме этого, Вуэ писал достойные полотна.
В экскурсии разговор о его полотне Благовещение можно вести по-разному. Предлагаю два варианта. ( ГМИИ и гид-переводчик).
1. В нашей коллекции храниться одна работа Симона Вуэ – «Благовещение».
Заказчиком этой картины был сам кардинал Ришелье, она хранилась в его часовне. Здесь мы видим руку уже зрелого мастера. В первую очередь, это локальные краски – золотой, цвет морской волны, палевый. И никаких полутонов.
Всю картину можно разделить на две части по горизонтали, деление здесь проходит явное. В нижней части картины – абсолютно земная сцена, хоть и изображены Богородица и Архангел Гавриил, который держит в руках лилию, чтобы указать на происходящее событие.
И только вверху происходит некое небесное действо.
Вся сцена в нижней части картины больше похожа на любовное свидание. Архангел выступает в роли кавалера, который весь извёлся муками любви и, упав на колени, решил объясниться. А Богородица написана, как придворная манерная девица.Она закатила глазки кверху: «Ах, в первый раз слышу, ничего не замечала, меня не касается»… Вот такая может быть трактовка у этой вещи.
2. Фетисов И.В.
С детства Симон Вуэ слыл гением. Уже в пять лет мальчик был блестящим рисовальщиком и его отец, будучи в Турции, даже показывал сына султану. В начале XVII века в Италии, где Вуэ учился живописи,существовало невероятное количество школ, направлений, которые или возникали вновь, или продолжали развиваться. Одним из таких стилей, который получил ярчайший расцвет в Риме, было барокко. Во Франции это течение оказалось слишком склонно к причудливости и мистификации, почвы для его развития не нашлось и оно не прижилось. Надо сказать, что Вуэ был необычайным эклектиком в искусстве, он впитывал в себя все направления, но сам новых течений не создал. И некоторые особенности декоративного элемента стиля барокко Вуэ использовал в картине “Благовещение”.
В первую очередь, это диагональные композиционные построения – фигура Богоматери, восседающей на троне и фигура Архангела, витающего в облаках с лилией в руке – всё строится по диагонали по отношению к первому плану картины. Это даёт эффект, который художник позаимствовал у мастеров барокко: драпировка у Архангела Гавриила поднимается на его колене, рука с лилией как будто иллюзорно прорывает картинную плоскость и оказывается в нашем пространстве. И заставляет нас более активно воспринимать то, что там изображено. Мы – не только отстранённые зрители этого произведения, но и свидетели, и участники происходящего. Это чудо, которое происходит “здесь и сейчас”. Именно в этом проявилось следование традициям итальянского барокко.
Но в большей степени, чем следование барочной традиции, у Вуэ в этой картине проявилось следование традиции болонской академии, братьев Караччо, которые её называли “академией идущих по правильному пути” и призывали ориентироваться на мастеров высокого Ренессанса. Проявляется это в том, как художник лепит форму, как он владеет чистотой рисунка.
Также здесь проявилось и влияние Рубенса. Это повышенная декоративность в цвете. У итальянцев такой декоративности не было. Сочетание кораллового, золотистого, бирюзового и всё это – в повышенном декоративном ключе.
Что касается национальных традиций. В этой картине следование им проявилось в отображении определённой моды. Лица персонажей – это тип французской красоты второй трети XVII века: немного скошенный подбородок, вздёрнутый нос, широко расставленные глаза, сверкающий белизной лоб.
Во всём остальном Симон Вуэ проявил себя как блестящий эклектик, впитывающий в себя разные направления. Его главная заслуга состоит в том, что с его приезда в Париж художественная жизнь Франции начинает приобретать особую динамику, поднимается на более высокий уровень. Все мастера, которые будут работать во второй половине XVII века выйдут из мастерской Симона Вуэ, который также был блестящим преподавателем. Многие из тех, кто потом составит славу французского искусства, выйдут из мастерской Вуэ. Это и Лебрен, который возглавит знаменитое течение пуссенистов, и Миньяр, и Лисьер и многие другие.
Ещё одним из художников, который в то время составил славу искусства Франции был Валантен де Булонь.