Ещё один живописец, представляющий французское искусство XVII века – Клод Лоррен. Как и Пуссен, большую часть жизни он прожил в Риме. Он и Николя Пуссен были близкими друзьями, перерисовали всё, что только было можно, необычайно плодовиты, у обоих очень много картин.
Лоррена во Франции так любили, что звали просто Клод. И все знали, что это – Лоррен. Клода Моне “Клодом” не называли, просто Клодом был Лоррен. Для рассказа о пейзажах художника очень важно иметь ввиду следующее.
Правила французской академии художеств
В 1648 году была открыта Академия во Франции. Первые, отучившиеся там художники стали академиками и именно они спорили и определяли, какие же художественные жанры могут существовать на французской земле. Натюрморту места не осталось совсем, остальные же жанры они расставили в следующем порядке : 1. Историческая картина (идеал Пуссена – мифология, история, литература).
2. Парадный портрет.
3. Пейзаж. Презираемый жанр, но его признавали, когда в нём была сюжетная завязка.
Клод Лоррен. Пейзажи
Лоррен был одним из тех, кто писал пейзажи. Для того, чтобы поднять свой жанр на более высокий уровень, Лоррен вписывал в него мифологический или исторический сюжет. Тогда пейзаж считался историческим, а художник назывался историческим пейзажистом.
«Похищение Европы» – один из лорреновскх пейзажей, находящихся в экспозиции ГМИИ. Во всех своих пейзажах он изображает землю, воду – заливы или бухты, небеса, рассветы или закаты и варьирует их по-разному, фантазируя до бесконечности.
Все его пейзажи – сочинённые. И все строятся по следующим принципам:
– В пейзажах Лоррена всегда царит прекрасное лето.
– Действо разворачивается, как бы на сцене, у которой есть кулисы.И если кулисы вплотную примыкают с одной стороны, то с другой – отодвинуты вглубь.
– Три плана всегда построены по принципу геометрии и оптики.
– Трём разным планам соответствует три цвета – первый план – коричневато-зелёный, второй – доминирующий зелёный, третий – голубой.
Эти традиции Лоррена станут непререкаемыми в глазах французских академиков и будут, по сути, неизменны до тех пор, пока во Франции не появятся художники – барбизонцы, старавшиеся по новому посмотреть на жанр пейзажа. Они будут отвергнуты только импрессионистами. Последние станут трактовать жанр пейзажа совершенно по-новому.
Клод Лоррен. “Похищение Европы”
Эта картина написана на широко известный сюжет мифа о похищении Европы. Кстати, совершенно неправильно называть мифологию во множественном числе: «Мифы Древней Греции». На самом деле это был один бесконечный миф, разобраться в котором так никому до сих пор и не удалось. Из этого мифа были выделены некоторые эпизоды, которые многократно интерпретировались в искусстве и литературе. Сюжет о похищении Европы достаточно известен. Зевс, чтобы похитить прекрасную Европу, превратился в белого быка, вошёл в доверие к Европе – дочери финикийского царя, даже сам помог красавице оседлать себя, опустившись пониже, и унёс её на противоположный берег моря.
“Тот берег” и был назван в честь принцессы – Европой. Этот сюжет стал поводом Клоду Лоррену для написания пейзажа.
В этом пейзаже Лоррен создаёт своеобразную живописную кулису, помещая на первый план деревья, следуя принципам, о которых было сказано выше. Интересно, что Лоррена признают одним из предвестников импрессионизма, он также любил наполнять свои пейзажи светом и воздухом. Даже больше – главная фигура в композициях художника – свет, который всё на себя нанизывает. Лоррен однажды заметил, что косые лучи света, как на этом пейзаже, позволяют всё на себя нанизать, дать спаянную деталь построения. Лучи у него скользят, падают тени от персонажей, и, глядя на игру света, восстанавливается композиционный строй пейзажа. И если у Пуссена пейзаж немыслим без сюжета и сюжет взаимосвязан с окружением, то у Лоррена похищение девушки Зевсом никак не отражается на том, как трактован пейзаж. В нём нет никакого драматизма и художнику не важно, кого изображать, Зевса или Аполлона, Европу или Венеру. Для него включение мифа в пейзаж был поводом для написания пейзажа, трактовки пейзажа исторической картиной.
“Похищение Европы” происходит из собрания Б.Н.Юсупова. Это работа высочайшего качества. Лоррен часто не сам вписывал фигурки в пейзаж, а поручал это ученикам. В этом же полотне всё до мельчайших деталей выполнено самим Клодом.
Продолжение “ГМИИ. ФРАНЦИЯ XVII век. Портрет Аделаиды Савойской.”