В одном из залов ГМИИ им. Пушкина, посвящённом искусству Фландрии XVII века вместе с полотнами Питера Пауля Рубенса, Якоба Йорданса, Антониса ван Дейка экспонируются работы Франса Снейдерса. Снейдерс – фламандский художник, он жил в Антверпене и внёс свою немалую лепту в развитие национальной школы живописи.
Франс Снейдерс (1579-1657) прожил довольно долгую по меркам XVII века жизнь – почил в Бозе на 79-м году жизни. Родился мастер в зажиточной семье, живописи учился у Питера Брейгеля Младшего. Был знаком со знаменитым младшим братом учителя, Яном Брейгелем Старшим (Бархатным).
Много работ Ф.Снейдерса экспонируются в Эрмитаже. На постоянной экспозиции Пушкинского музея находятся два полотна мастера.
Ф.Снейдерс. «Натюрморт с лебедем»
Франс Снейдерс был очень близок Рубенсу. Но для своей живописи мастер избрал другие темы. Во Фландрии он возвёл натюрморт над другими жанрами и сделал его частью декоративной живописи. И сложно найти другой фламандский натюрморт такого высокого качества и такого большого размера.
В искусстве Северной Европы XVII столетия любили иносказания и аллегории, главной темой картин была мораль ” наслаждайся жизнью и помни о смерти”.
«Натюрморт с лебедем» написан в 1640 году, это поздняя работа мастера. Здесь он постарался в воплотить аллегории стихий: воды, воздуха, земли. Вода – морские продукты, фрукты – земля, воздух – птицы. В этой многофигурной композиции художник изобразил множество предметов натюрморта – это и лебедь, и олень, и омары, и мидии, и фрукты. Природа делится с человеком всем изобилием своих даров.
Напомним, что натюрморт (still life) – спокойная жизнь или мёртвая натура. Термин появился столетие спустя, а в XVII же веке натюрморт так не называли. Композиции именовали “завтрак”, “банкетный стол” и т.д.
Стоит обратить внимание, что предметы в “Натюрморте с лебедем” совсем не выглядят мёртвыми.
Они сохранили тепло жизни и движение жизни. Олень, кажется, только на секунду прилёг, упал, и сейчас поднимется, убежит, а омар, наверное, даже шевелится, несмотря на то, что сварен.
То же можно сказать о лебеде. Даже в этих мёртвых животных есть движение жизни. Снейдерс использовал очень тонкие мазки, чтобы изобразить шкурку зайца, собаки – они, как живые. На верхнем плане полотна голова кабана с открытым ртом смотрится живее попугая, которые клюёт виноград.
Картины Снейдерса в Москве. Смысловые предметы
Интересно проследить зашифрованную символику. Клюющий виноград попугай – это аллегория вкуса. Собака, обнюхивающая дичь – обоняние, слуга с подносом – осязание. Таким образом в натюрморте зашифрованы аллегории человеческих чувств.Цвет красной скатерти на полотне выбран для усиления контраста.
Корзина фруктов в этом произведении – отдельный шедевр. После Караваджо такие корзины стали очень популярны в искусстве. Но разница с фруктами Караваджо в том, что здесь нет ни единой червоточинки, это зрелая, а не загнивающая натура.
Рассматривать эту картину можно фрагментарно и любоваться каждым предметом.
Особую роль здесь играет красный цвет на скатерти и омаре. В омаре цвет более живой, с него даже сок капает. Всю фламандскую мощь и богатство живописец выразил в этом полотне.
Снейдерса называли Рубенсом натюрморта. Одно время они даже работали вместе – Рубенс писал людей, лица, а Снейдерс – натюрморты.
Ещё одно полотно Снайдерса в коллекции Пушкинского музея называется
«Рыбная лавка»
Работа Снейдерса с Питером Паулем Рубенсом повлияла на работу мастера с цветом и выразилась в необыкновенном колорите его полотен. Проявилось влияние великого антверпенского живописца в работе “Рыбная лавка”: сочные сёмга, тарелка, живое сияние рыбы – эту живую натуру живописец видел в лавке своего отца.
Необыкновенное обилие даров моря – окунь, осетры, караси, сом, куски сёмги, апетитные устрицы. (Perch, sturgeons, crucians, catfish, pieces of a salmon).
Часть из них разделана, часть – только ожидает своей очереди. Дары моря изображены во всем своём богатстве.
Любовь к изобилию отличает этот период времени в живописи, люди, наконец прочувствовали конец войны и стремятся к богатству. Поэтому торговку в рыбной лавке замечаешь не сразу. Она распоряжается товаром и разговаривает со своим маленьким сыном.
Предмет разговора здесь тоже очень ярко продемонстрирован. Дело в том, что приближается праздник святого Николая, в этот день детям дарят подарки. Рядом с торговкой – корзина с многочисленными предметами – красными башмачками, сладостями, фруктами, орехами.
Но рядом с этими же драгоценностями того времени лежат и розги (birches) для наказания. Женщина объясняет ребёнку, что хорошие дети получат и красные башмачки, и сладости, а плохие – розги. Мальчик в ужасе отпрянул от мысли, что ему могут как раз достаться розги.
***
И чтобы уже ни у кого не было сомнений в предмете разговора, из лавки на улицу широко открыто окно. И там мы видим все атрибуты праздника святого Николая. Окно в этой картине несёт ещё и композиционную нагрузку – оно распахивает, расширяет пространство.
Ещё один натюрморт Снейдерса «Мясная лавка” расположена рядом с «Рыбной лавкой».
Франс Снейдерс. “Мясная лавка”
«Мясная лавка» выражает всё богатство природы, лесов Фландрии, в стране есть всё, что даёт земля. Художник был величайшим анималистом. Редко кому другому удавалось с такой точностью изображать животных, например, голову кабана.
Для современного зрителя натюрморт не вызывает расположения и желания им любоваться. Слишком натурально мастер изобразил освежёванные (to skin, skinned) туши животных, всё это отталкивает. А в то время это было совершенно нормально и естественно. Мясник работает, как хирург. Точными, аккуратными движениями, пальцами он делает своё дело.
Здесь продолжается тема изобилия, богатство даров природы. Человек не должен нуждаться ни в чём. И хотя мы видим мёртвые туши, но темы смерти здесь нет. Наоборот, радостное отношение к жизни и любование и наслаждение таким обилием.
Но главным выразителем художественный традиций того времени был Питер Пауль Рубенс.