Перед тем, как продолжить серию репортажей о коллекции французской живописи XVIII века в музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, позвольте напомнить, что каждый четверг музей работает до 21 часа.
Рядом с картинами Франсуа Буше , о творчестве которого было рассказано в части 9, расположены две работы Жана-Батиста Грёза. Для этого мастера период творчества в стиле рококо оказался более продолжительным,чем для его современников. Особенностью манеры художника являются такие средства, совсем не характерны для живописи, более того, они её только уничтожают. Грёз работает не художественными, а литературными приемами. Живописец был одержим следующей идеей – добиться звания исторического художника в Академии Живописи. Этого звания ему не давали. Художник же своими полотнами, как например “Первая борозда”, пытался утверждать, что он пишет историю современной ему Франции, историю французской цивилизации. Поэтому он сам себя считал историческим художником современной Франции.
В связи с этим Грёз задумал написать “роман в 40 картинах”. Цикл этих картин он называл “романом” и уже это название говорит о многом. Но мастеру удалось написать только 16 из задуманных 40. Две картины этого цикла находятся у нас в стране. Одна – “Первая борозда” – в экспозиции ГМИИ. Другая, совершенно замечательная картина, “Плоды хорошего воспитания” – в Эрмитаже. Интересно, что герои на обоих картинах узнаваемы, художник изобразил одних и тех же персонажей.
Вслед за Руссо Грёз вернулся к естеству человека, к тому, над чем любил иронизировать Вольтер. Он говорил, что идеал Руссо – это что бы люди встали на четвереньки и полезли на дерево. И Грёз тоже берёт естество людей – его герои – это крестьяне, живущие по законам природы, не испорченные законами цивилизации. И он на примере этого крестьянского семейства обыграл целую историю их нравов, быта, морали, обычаев.
Жан-Батист Грёз. “Праздник первой борозды”
Крестьянскому юноше в день его совершеннолетия поручается провести первую борозду. Совершеннолетие наступало в 16 лет и было своего рода посвящением во взрослую жизнь. Ещё вчера он был ребёнком и ему разрешались некоторые детские шалости. Сегодня же он уже вступает во взрослую жизнь и проводит первую в своей жизни полосу. Всё семейство торжествует, празднует этот момент. Старший брат наставляет наставляет юношу.
Старец, доживший до этого момента (его даже поддерживают за руки) наблюдает за молодым человеком. Престарелая мать сейчас зарыдает от умиления. Жена старшего сына, поддерживающая старика подняла на него глазки, радуясь за юношу.
Его пейзаж выполнен, как театральная декорация в сероватых красках. Здесь явно чувствуются традиции классицизма, когда герои расположены линейно, как на фризе, эту композицию даже можно сравнить с пуссеновским «Сципионом». Лица героев картины похожи, у них явные родственные связи и поэтому это своего рода нравоучение на тему большой и дружной семьи.
Но для художника очень важно выписать все морали, связанные с этими персонажами. А то, что с этим не связано становится не важным и второстепенным. Например, волы по отношению к всему действу. Животные должны пойти в поле, а мальчик должен провести свою первую борозду. Но на картине волы не могут никуда пойти. Они рогами упираются в пейзаж, протыкая крестьянина, стоящего перед ними. В этой части картины композиция совсем не проработана так, как она проработана на первом плане. И совершенно понятно, почему главные герои и главное действие в правой части картины, а левая часть – не важна.
Ведь Жан-Батист Грёз не доверял публике самой разобраться и раскрыть все идеи, которые хотел воплотить. Поэтому он сопровождал картины на выставках очень длинными подписями, где пояснял и подробно описывал, кто изображён, кто какую идею в себе несёт.
Важно учесть, что Жан-Батист Грёработал не только и не столько для дворянства. Публика меняется – люди 3-го сословия начинают ходить в салоны и, по своему, еще весьма примитивно, оценивать художественные произведения. Эта публика, чей вкус ещё только-только начинает формироваться, воспринимала Грёза “на ура”, с восторгом. Люди 3-го сословия подолгу стояли у полотен, обсуждая их. Сейчас трудно поверить, что у картин Грёза плакали, но это было в действительности. Художник был очень моден и популярен в своё время. Надо сказать, что Грёз пережил рамки XVIII века и эта работа была создана уже в XIX веке. Но Грёзу было не суждено перекинуть мостик из одного века в другой. Таким художником стал Жак Луи Давид.
Ещё одна картина Грёза в экспозиции – «Сладострастие». Это портрет некоей условной дамочки с манерно закаченными глазками.
Подобные портреты, впервые созданные Грёзом, называли… по имени автора, т.е. “грёзами”. И во Франции, и в России такие женские головки очень любили, поэтому Грёз и пёк их как блины. Он создал множество таких картинок.
У наших коллекционеров их было достаточно, у Юсуповых 15, а у Шуваловых целых 30.
Продолжение обзора в записи “Живопись Франции XVIII века в ГМИИ”.