Следующий по значимости, после исторического полотна, живописный жанр, существовавший во ФРАНЦУЗСКОМ ИСКУССТВЕ XVII века – это парадный портрет. (О строгой иерархии жанров подробнее рассказано в разделе о Клоде Лоррене) В Музее Изобразительных искусств он представлен работой Франсуа де Труа «Портрет Аделаиды Савойской».
Портретистов не любили и боялись во все времена – ведь они могли представить человека в таком виде, после которого показываться на публике было бы нежелательно. Парадные портреты писались по особым случаям, как то
– вступление в должность;
– коронация, коронационный портрет;
– бракосочетание.
Существовали и определённые принципы, по которым портрет писали, “Портрет Аделаиды Савойской” кисти Франсуа де Труа не исключение.
Вот эти принципы:
– Точка зрения – снизу,от этого модель зрительно возвышается. Фигура,как правило,опирается на постамент.
– Пышная драпировка на заднем плане раскрывает пейзаж. Пейзаж немного должен пояснять ранг портретируемого при дворе. Здесь – справа вверху фигурка резвящегося дельфина, дельфин по французски daufin, что созвучно понятию “дофин”- принц, т.е. эта девочка – дофина, невеста принца.
– Костюм должен говорить о том, что изображённый принадлежит к роду Бурбонов, это мантия на плечах девочки.
Парадные портреты писались в рост или поколенный срез. Лицо более походило на маску – без эмоций. Если сравнить этот портрет с голландскими портретами 16 века, написанными, например Рембрантом, то там мы увидим время, текущее у нас на глазах, почувствуем внутренний мир героя. В этом портрете об этом даже нет и речи, никакого внутреннего мира, характер принцессы оценить не получится.
Как было сказано выше, изображение Аделаиды соответствует всем требованиям, предъявляющимся к парадному портрету. Интересно то, что мы видим девочку в НАТУРАЛЬНУЮ величину – во время написания портрета ей было 11 лет. Аделаида была принцессой Савойской, и Людовику XIV было чрезвычайно выгодно женить своего внука на девочке. Савойя всегда была очень лакомым кусочком, многие хотели её приобрести. Завоевателем Людовик быть не хотел, а вот такой династический брак его устраивал в высшей степени. В 11 лет Аделаиду привезли в Париж, сыграли свадьбу с 15-летним внуком короля и развели по разным частям дворца до совершеннолетия обоих. Но по случаю бракосочетания этот портрет было необходимо написать.
Придворные потратили много времени, чтобы Аделаиду не просто усадить, но ещё и отыскать – она была очень живым и непосредственным ребёнком.Она прыгала королю на колени, теребила стареющего монарха за кудри парика, могла этот парик стащить даже во время приёма посла. Девочка вносила нотку веселья и радости во двор стареющего короля.
Портрет Аделаиды Савойской Франсуа де Труа
Даже здесь, обряженная в красивое шёлковое платье и тяжёлую королевскую горностаевую мантию с лилиями,она сохраняет румянец на лице, блеск в глазах – она только что бегала и пряталась, приняв поиски за весёлую игру. Написать ее портрет было совершенно необходимо – чтобы разослать по провинциям изображение той, благодаря которой Франция столь легко получала Савойю.
На колонне художник Франсуа де Труа написал всё, что нам необходимо знать, и себя не забыл, оставил свою подпись.
Интересно отметить, что когда брак из номинального стал фактическим – Аделаиде было тогда 18 лет, её мужу – внуку Людовика XIV, – 21, молодые люди очень полюбили друг друга. Но прожили, к сожалению, совсем недолго, умерли почти одновременно. Аделаиде было всего 27 лет, супругу – 30. Сен Симон, придворный мемуарист считал, что их отравили или же они заразили друг друга оспой – такое тоже могло быть.
Портрет Аделаиды Савойской – ценный исторический документ. Это изображение матери французского короля Людовика XV, правнука легендарного Людовика XIV, который пережил и сына, и внука, правил 72 года, умер в 77 лет. (Между прочим, он первым встал на каблуки, поскольку был очень маленького роста).
Перед смертью Людовик XIV сказал: «Я очень прошу вас не повторять моих ошибок. Не увлекайтесь войнами и архитектурой».
В XVIII веке для искусства Франции были уже совсем другие авторитеты. Людовик XV был прозван «равнодушным», правила при нём маркиза Помпадур, которая около 4 лет была его фавориткой. Потеряв влияние в спальне короля, она сохранила его в политике и других сферах жизни. Искусство Франции XVIII века – отдельная большая тема. Но перед тем, как за неё взяться, рассмотрим работу ещё одного французского мастера – Жана Марка Нотье.