Становление национальной школы французской живописи XVII века

0
487
Французская живопись XVII века

Коллекция французской живописи XVII-XVIII вв, находящаяся в ГМИИ им Пушкина, состоит из произведений бывших некогда в Эрмитаже и  частных коллекциях – в основном Юсупова и Шувалова.

  Французская коллекция, представленная в Москве, очень обширна и славится по всему миру – у нас собраны произведения французских мастеров за 450 лет.  Этой коллекции завидуют многие, даже французские музеи. Надо сказать, что совершенных музеев нет. В каждом какой-то вид искусства представлен хуже или лучше. У нас, например, нет ни одного полотна Леонардо. В Лувре он есть. И всё равно Лувр завидует Пушкинскому, потому что у нас больше французских шедевров. Это касается, конечно, шедевров конца XIX века – импрессионистов и постимпрессионистов. В этом зале – коллекция картин XVII века. Их не много, но все они – высочайшего качества, уникальные шедевры. В собрании нашего музея есть также и французская живопись XVI века. Но её совсем не много, выставляется она в залах, где доминирует живопись Нидерландов. Отдельно о ней разговаривать нет смысла, потому что французский XVI век представлен у нас не полно и детального разговора о нём не получится, просто нужно знать, что XVI век в нашем музее есть.

В XVII веке в Европе начался очень важный процесс формирования национальных школ. Первыми на путь становления национального искусства встали такие страны, как Голландия, Испания, Фландрия, Италия. Этому был объективные причины, во всех этих государствах, кроме, может быть, Испании, были очень сильны традиции Возрождения.

Во Франции формирование национальной школы было несколько иное, чем вышеперечисленных странах, в которых расцвет приходился на первую половину XVII века. Во Фландрии со смертью Рубенса этот процесс затих. В Голландии тоже ничего выдающегося с начала XVII века так и не создали, лишь к концу XIX века эта страна подарит миру действительного гения – Ван Гога. Франция от всех этих стран отставала, в Европе была художественной провинцией и таких мастеров, как Леонардо да Винчи не имела.

Положение стало меняться, когда на Французский престол в 1594 году вступает новая династия Бурбонов. Первый король этой династии Генрих IV произнёс знаменитую фразу: “Париж стоит мессы”, имея ввиду, что ради власти можно пожертвовать и вероисповеданием, перейдя из гугенотства в католичество. Этот король прекрасно понимал, что такое для страны, которая претендует быть неким центром Европы,  искусство, какую силу оно несёт. Но на этом поприще этот король не преуспел, в 1610 году он был убит.

Процесс становления французской школы искусства начинается с приходом к власти сына Генриха IV – Людовика XIII. Вернее, с появлением уникальной для всей Франции личности, которой было суждено поднять престиж французского государства и в культурном, и в политическом отношении. Этой личностью был премьер-министр Людовика XIII – кардинал Ришелье. Он понял, какое значение могут сыграть художники для престижа двора, и создал придворную живописную школу.

Ришелье понял, что пора наконец и во Франции создавать новый стиль, который выразил бы французское мировоззрение. Он обратил своё внимание на Италию, которая была художественным центром Европы, на Рим, куда устремляли  свои помыслы все талантливые,  французские в том числе, художники. Кардиналу донесли, что самой многочисленной колонией в Риме была французская. Среди них жил художник, которого признавали даже ленивые итальянцы и даровали ему звание Князя Гильдии Святого Луки – самое высокое признание, которое только мог получить в Риме иностранец. Этого художника звали Симон Вуэ.

Ришелье написал персональную депешу каждому из молодых французских художников, приглашая их вернуться. Кто-то сделал вид, что никакого письма не получал, кто-то действительно не нуждался в возвращении на Родину,некоторые, может быть, и вернулись, но таких было немного.  Видя, что депеши не произвели должного действия, Ришелье написал письмо лично Симону Вуэ. Перед этим он разговаривал с королём, и Людовик XIII просто предложил заманить художников высокими должностями. Тут же Ришелье написал Вуэ, что тот назначен на пост Первого Живописца Короля и приглашает его вступить в должность. 25-летний Симон Вуэ польстился на этот чин, тут же приехал в Париж, а хитроумный Ришелье закрыл границу, основав школу живописи в Париже и наладив производство собственных живописцев.

Этот случай просто уникален в Европе, когда отсчёт становления стиля можно начать с точной даты. Это был 1627 год,с приезда Вуэ начинается бурный расцвет французской придворной художественной школы.

Следует отметить ещё одно важное событие, которое окажет колоссальное значение на развитие французского искусства. Это приезд в Париж Рубенса, который в 20-е годы XVII века прибыл по приглашению вдовствующей королевы, чтобы создать цикл произведений для дворца. Это были его 24 знаменитые картины. Это фламандское влияние, выраженное в цвете, в колорите, скажется на творчестве многих французских мастеров.

Какой путь прошла Франция за сравнительно небольшой в историческом смысле отрезок времени, можно судить по количеству картин в королевском дворце.  После смерти Людовика XIII во ВСЕХ его дворцах было собрано всего около 250 картин. В основном, это были портреты собак, изображение охотничьих трофеев, и сцены охоты. В собрании Людовика XIV насчитывалось 2500 шедевров. Франция стала законодательницей моды, в том числе и художественной и богатейшее собрание Эрмитажа, в основном, складывалось из картин, которые покупались во Франции.

Начинать знакомство с французской живописью XVII века лучше  с Николя Пуссена. Хотя, стоит обратить внимания на единственное полотно Симона Вуэ, хранящееся в собрании ГМИИ. Рекомендую также ознакомиться с ПРЕДИСЛОВИЕМ  к серии репортажей о коллекции ГМИИ. 

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь