Познакомившись с работами Жана-Огюста Доминика Энгра, Эжена Делакруа и Теодора Жерико, переходим в следующий зал первого этажа экспозиции. Здесь выставляются картины, относящиеся к реализму. Почти нет фигурных композиций. Первые реалисты были пейзажистами. Как упоминалось ранее, по канонам французской художественной школы, пейзажи должны быть с какой-то сюжетной завязкой – а’ля Клод Лорен.
Но в XIX веке художники решили, что кроме Клода, должен быть и другой пейзаж, как, например, в Голландии – это портрет местности. Теодор Руссо возглавил группу художников, которые рисовали природу на натуре.
Деревня Барбизон и художники
Недалеко от Парижа в живописной деревушке Барбизон, в лесу Фонтенбло сам Руссо и несколько молодых живописцев (Констант Тройон, Жюль Дюпре, Нарсис Даис де ла Пенья) поселялись с семьями на лето. В этой деревушке они вели дискуссии о проблемах искусства. Все вместе выходили на натурные работы и впервые придавали большое значение пленэру, до них никто этого не стремился делать! Интересно, что развитие техники весьма способствовало возможности работать на открытом воздухе – были изобретены алюминиевые тюбики для краски. Название местечка, где они работали, дало имя отдельному течению в искусстве, созданному этими молодыми людьми – барбизонская школа, а художники стали именоваться барбизонцами.
Крестьяне Барбизона молодых художников полюбили, сдавали им лачуги, кормили, даже за небольшую плату ездили в Париж за материалами, привозили им кисти, холсты. А живописцы бродили по округе, делали наброски на пленере,а доводили их в студии. На самом деле студий как таковых у них и не было. Под студией обычно понимают светлое помещение, со стеклянной стеной или потолком. Барбизонцы же освещали свои лачуги свечами, лампами, поэтому их картины такие мрачные.
Особенно важно было то, что барбизонцы впервые открыли Франции красоту родной природы. Их искусство можно считать ступенью от классических канонов живописи к новым веяниям, новым формам, новым идеям. Они попытались возвысить, придать особое значение самому обыденному, будничному мотиву. Но совсем отойти от традиций классицизма они не смогли. Во всех полотнах проявляется классическая устойчивость композиции.
Работы, на примере которых можно познакомится с барбизонцами, это картины Теодора Руссо “В лесу Фонтенбло”, Шарля Франсуа Добиньи – «Деревня Портжуа на берегу Сены (берега Сены, Триель)», «Река в облачный день».
Барбизонская школа живописи. Теодор Руссо
Мотивом для пейзажей Руссо обычно выбирал несколько кряжистых деревьев (“В лесу Фонтенбло”) или пологие холмы с редкой растительностью (“Вид в Барбизоне”). Что бы ни писал художник, он всегда стремился к непосредственной и правдивой передаче природы, причём именно французской, а не итальянской, величественный ландшафт которой привлекал художников-классицистов. Руссо хотел передать материальную осязательность стволов деревьев, тяжёлых крон, листвы; художник интересовался проблемами передачи света в живописи, об этом напоминает мягкая игра полутеней в избранном им мотиве картины “В лесу Фонтенбло”. И, как последователь классической школы, Руссо пишет композицию в очень классической манере – в центре дерево с широкой кроной. Второй план от этого предельно сокращается. А на третьем появляется женщина, ведущая за руку ребёнка. Третий план даёт возможность воспринимать глубину пространства, его протяжённость.
Руссо, выбирает самое обыденное, что только может быть в окрестностях Парижа и пытается этот сюжет поэтизировать, что ему, несомненно, удаётся. Это картина была любимым произведением Ивана Сергеевича Тургенева.
Барбизонская школа живописи. Шарль Франсуа Добиньи
Заслуживают внимания полотна Шарля Франсуа Добиньи “Деревня Потржуа на берегу Сены (берега Сены, Триель)”
и “Река в облачный день”.
Но лучше обратиться к другим его полотнам. Свет на его картинах кардинально меняется. «Утро (стая гусей на реке)»
и «Лондон. Венстминстер».
(К сожалению, фотографии не передают реального цвета картин).
Как заметен прогресс художника – от тёмного, мрачного настроения в картине к светлым тонам! Дело в том, что Добиньи усовершенствовал свою студию, он построил мастерскую на лодке, соорудил необычную плавучую студию и писал эти работы на ней. Он был увлечён атмосферными явлениями, но всё равно доводит полотна, заканчивает их в мастерской.
И ещё очень поменялась палитра, из грубой превратилась в деликатную, когда мы сравниваем ранние работы (при входе в зал справа на стене – снимки выше) с более поздними – «Утро (стая гусей на реке)», выполненные на плавучей студии. Особенно изменение палитры видно в работе «Лондон. Венстминстер» – написана, когда Добиньи был в Лондоне.
Огромным достижением барбизонцев и их школы стало то, что они перестали в пейзажах писать Венер, а стали реалистами, изображали действительную природу, а не придумывали её.
Картины барбизонцев в то время никому не были нужны, их не покупали, потому что они совсем не такие, не похожи на пейзажи Клода Лорена.
В этом же зале экспонируются работы Жана Батиста Камиля Коро, творчество которого заслуживает отдельного разговора.