От Петра I до Александра III. Тест Государственного Исторического музея для гидов-переводчиков. Окончание. Вопросы по первому этажу опубликованы в двух частях – “От Каменного века до Переселения народов” и “От Древней Руси до Смуты”.
От Петра I до Александра III. Российская империя в XVIII веке
Вопрос 24 Зал 22
Какие изобразительные детали на портрете Петра I указывают на его императорский статус?
Поверх рыцарских доспехов на плечи Петра накинут воинский плащ римского императора пурпурного цвета. Эта деталь указывает на его императорский статус. Парадные портреты царей или королей обычно изображали монархов в парадной мантии с государственным гербом.
Вопрос 25 Зал 23
Можно ли портрет М.В. Ломоносова отнести к типу «парадного» портрета? Почему?
Портрет Михаила Васильевича Ломоносова, несомненно, парадный. Каждая деталь говорит о высоком статусе учёного. Он сидит за рабочим столом в кабинете, изображён в мундире чиновника. М.В.Ломоносов бы статским советником.
Транспортир и циркуль указывают на его основное занятие точными науками. В столе выдвинуты ящички – в них лежат минералы. Ломоносов первым в России стал заниматься минералогией. Он изучал свойства разных материалов, исследовал какую они могут принести практическую пользу.
Вопрос 26 Зал 24
Какие памятники в зале представляют традиционную русскую народную культуру?
В витрине представлены женские головные уборы – кокошник, каблучок, косник. Рядом увидим светец, короб, ковши, ларец.
Вопрос 27 Зал 25
Какая идея заложена в композиции настольного украшения десертного сервиза?
Главная идея украшения сервиза – триумф Екатерины. В нём аллегорически представлен апофеоз правления императрицы и наглядно отражено положение России на мировой арене как великой европейской державы. Екатерина окружена фигурами Фемиды (справедливость), Минервы (мудрость), Беллоны (война, напоминает о победах русского оружия). Подробно о композиции в статье о просвещённом абсолютизме.
Вопрос 28 Зал 27
В чём заключён смысл сюжета картины «Политические весы. Баланс в Европе»?
Картина отобразила политическую расстановку сил в Европе и усиление международного авторитета России в конце XVIII века. Русского изобразили с надписью “Один, да грозен”. Турок кричит “Помогите”, поляк – слуга покорный, венгр – писать горазд. Подробнее о картине в подробном изложении экспозиции 27-го зала.
Вопрос 29 Зал 28
Почему памятникам крестьянского и дворянского быта отведено центральное место в зале? Что являлось главной составляющей русского национального костюма.
Зал 28 посвящён сословиям Российской империи. Дворянство было самым привилегированным господствующим сословием. Крестьяне – самым многочисленным.
Основные элементы крестьянского костюма – рубаха, сарафан, порты и пояс.
От Петра I до Александра III. Российская империя в первой половине XIX века
Вопрос 30 Зал 29
Опишите особенности стиля ампир на примере памятников 29 зала?
Практически все архитектурные сооружения и предметы прикладного искусства в Российской империи того времени отличалась торжественностью, помпезностью и строгостью геометрических форм одновременно.
Покрой платьев опирался на римские традиции. Римское влияние на костюм в стиле ампир было особенно заметно в женском платье: платье рубашечного покроя, собранное в складки, подобно римским туникам.
Роскошные люстры стали элементами декора, украшавшие бальные залы. Здесь представлена уникальная золочёная деревянная люстра.
Вопрос 31 Зал 30
Перечислите предметы из дорожного погребца-несессера и их назначение.
Несессер состоял из более чем 80 предметов. В него входила кухонная посуда, чайный прибор, туалетные принадлежности, туалетная вата, чернильница, писчая бумага, перья, подсвечники, шоколадница, баночки для сахара, ножичек, циркуль, сапожный крючок.
Вопрос 32 Залы 29, 31
Какие события легли в основу сюжета картины художника А.Ладюрнера «Приход к Зимнему дворцу 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка», в чём уникальность картины?
Уникальность картины в том, что она написана с опорой на собственноручный рисунок Николая I, который был свидетелем и непосредственным очевидцем событий 26 декабря. Это единственная картина, написанная со слов и чертежа очевидца.
Император заказал картину в качестве подарка Преображенскому полку. Его гвардейцы остались единственным батальоном, сохранившим верность государю. Они изображены на фоне Зимнего дворца.
Картина висит в левом дальнем углу зала над витриной, слева от двери, ведущей в следующий зал.
Вопрос 33 Зал 33
Назвать памятники, которые отражают основы политики Николая I (Закон и порядок).
Мундир рядового Корпуса жандармов свидетельствует о намерении императора установить строгий порядок. До Николая I чиновники не имели формы и носили что попало. Николай Павлович создал “Положение о гражданских мундирах”. Мундиры различались только по должностям. По их цвету и эмблеме пуговиц можно было судить о ведомстве носившего. Николая часто называли «человеком в мундире», желавшим одеть в него всю Россию.
Николай Павлович систематизировал русское законодательство за 300 лет законотворчества. На экспозиции находится первый том «Полного собрания законов Российской империи».
От Петра I до Александра III. Российская империя во второй половине XIX века
Вопрос 34 Зал 33
Назовите памятники, связанные с важнейшим событием времени правления императора Александра II? Что это за событие?
Важнейшим актом времени правления Александра II стала отмена крепостного права. На экспозиции находится перо, которым Александр II подписал протокол заседания Госсовета 19 февраля 1861 года. В шестую годовщину своего восшествия на престол, император завизировал законоположение о реформе и «Манифест об отмене крепостного права».
Вопрос 35 Зал 34
Какие памятники в зале отражают наступление эпохи капитализма в России?
О развитии капитализма в стране свидетельствуют костюмы рабочих. Зародился новый социальный строй – пролетариат.
Ткачиха, бывшая крестьянка, пошила себе совершенно городское платье. Крестьяне такой фасон никогда не носили.
Войлочная шапка и башмаки на толстой подошве – одежда рабочего сталелитейного цеха.
Вопрос 36 Зал 35
В каких памятниках экспозиции 35 зала наиболее ярко проявились черты русского стиля?
Садовая скамья Врубеля возвращает зрителя к древнейшим временам и напоминает о скифском зверином орнаменте.
Скульптурные композиции “Берендей” и “Морская царевна” созданы на тему русских былин и сказок.
Ответы подготовлены с опорой на методические материалы ГИМ для гидов-переводчиков. Они опубликованы на сайте ассоциации гидов.
Все ответы на вопросы зачёта в ГИМ мы осветили в следующих публикациях:
Первая часть вопросов по ГИМ
Вторая часть вопросов по ГИМ
Третья часть вопросов по ГИМ
Вопросы по экспозиции музея 1812 года
Вопросы по Покровскому собору
Вы подвижники, сердечно благодарю Вас!
Главное – чтобы не изменили вопросы!