Русское искусство конца XIX – начала XX века. Окончание. Предыдущая публикация в статье “Экономика пореформенной России”.
Зал 35. Традиции и новации русской культуры конца XIX – начала XX века
Все предметы, представленные в зале, выполнены в русском стиле.
Возник он в конце XIX века. Историки объясняют феномен повсеместного распространения новых тенденций в искусстве по-разному – многие говорят о том, что в том экономическом рывке, который Россия сделала в это время, страна должна была показывать свою культурную «особость». Также, начало ХХ века стало временем революций и потрясений. В эту сложную эпоху человека тянет к неизменному и вечному, он возвращается к своим истокам.
Направления русского стиля были разными и представленные вещи тоже разные – бытовые и официальные, которые стояли в царских дворцах, клубах. Бытовыми предметами украшали дома, усадьбы, особняки.
Художники работали не только над монументальными произведениями живописи и скульптуры. Они создавали печные изразцы, украшали железнодорожные павильоны, работали в ювелирном искусстве, декорировали вазы, делали письменные приборы, конструировали мебель. Например, стул в первой витрине экспозиции выполнен по эскизу С.В.Малютина.
Коснулись новые веяния и одежды. В витрине справа представлены женское пальто, шляпа и юбка, такой костюм вошёл в моду в нулевых годах ХХ века. Обратите внимание на зонтик, его рукоятка сделана в виде лебединой шеи с головкой птицы.
Новое искусство создавалось и развивалось в имениях С.И.Мамонтова Абрамцево под Москвой и М.К.Тенишевой Талашкино под Смоленском. Здесь изучались народное творчество, создавались мастерские. С этими художественными центрами связаны имена выдающихся художников И.Е.Репина, В.А.Серова, М.А.Врубеля, М.В.Нестерова, К.А.Коровина, Н.К.Рериха, М.В.Васнецова С.В.Малютина и других мастеров. Работы многих их них представлены в разделе “Русское искусство конца XIX – начала XX века”.
Два небольших эскиза Михаила Васильевича Нестерова расположены на левой стене зала 35.
Это эскизы к росписи Владимирского собора в Киеве. Равноапостольная царица Елена.
И святой равноапостольный князь Константин.
Илья Ефимович Репин много писал для царской семьи. Портрет Николая II работы мастера логично вписался в экспозицию зала, расцвет русского стиля в искусстве пришёлся на время царствования последнего русского императора.
Талашкино. М.К.Тенишева и С.В.Малютин. Русское искусство конца XIX — начала XX века
На экспозиции ГИМ представлено несколько работ Сергея Васильевича Малютина. Он работал в Талашкино по приглашению Марии Клавдиевны Тенишевой в 1901-1903 годах. В правом углу зала – панно “Городок”. Это деталь интерьера террасы дома. М.К.Тенишевой.
Произведения русских художников и мастеров, выполненных в стиле национального романтизма, поражали современников новизной и свежестью как в России, так и на всемирных выставках, вносили огромный вклад в пропаганду русской культуры.
Керамическое убранство столовой в русском стиле из особняка М.С.Кузнецова в Москве. Русское искусство конца XIX – начала XX века
Русский стиль повлиял на вкусы русского купечества. В зале 35 представлены большие керамические панели. Выполнены они на заводе Товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова в Тверской губернии, селе Кузнецово (теперь город Конаково) в 1891 году.
Они когда-то украшали столовую в доме известного промышленника Кузнецова – по сей день фарфор, производимый на кузнецовских заводах составляет предмет гордости коллекционеров и украшает собрания многих музеев. Дом М.С.Кузнецова в Москве, который построили по проекту А.С.Каминского, не сохранился, сохранились только фотографии (чёрно-белые, небольшого размера, рассмотреть художественные достоинства интерьеров невозможно) и представленные панели.
Керамические панели украшали столовую, которую также создал А.С.Каминский.
Настенные панно с замысловатым фантазийным узором и иллюстрациями на тему русских былин создают иллюзию волшебного царства.
Каждый предмет является самостоятельным произведением искусства.
Среди блестящих предметов выделяется ваза с каминной полки, украшенная драконами.
Несомненной жемчужиной в комплекте предстаёт фигура павлина – это деталь печи, выполненной по эскизу Фёдора Осиповича (Франца Альберта) Шехтеля.
В.М.Васнецов. “Евхаристия”. Русское искусство конца XIX – начала XX века
Русский стиль проник и в религиозное искусство. М.В.Нестеров, М.А.Врубель, В.М.Васнецов расписывали храмы, писали иконы в совершенно новой и необычной манере. На экспозиции представлены эскизы мозаик, которые В.М.Васнецов выполнил для нового храма Александра Невского в Варшаве.
К сожалению, собор снесли. Из произведений искусства в интерьерах, которых насчитывалось около 10 000, уцелело немногое. Эскизы “Евхаристии” сохранились в ГИМ, ведь Виктор Михайлович долго и плодотворно работал в музее, расписывая живописный фриз “Каменный век”, который можно видеть в зале 2 на первом этаже ГИМ. В Историческом музее дважды проходили его персональные выставки.
Абрамцево. М.А.Врубель. Русское искусство конца XIX — начала XX века
Произведения, созданные в Абрамцево Михаилом Врубелем, явно отличаются от работ Малютина и Васнецова, это своеобразный врубелевский русский стиль.
Одной из главных тем его творчества становятся сюжеты русских сказок, былин, древней истории, легенд. Русский лес, по признанию Врубеля, будил душу от мелочей будничного, помогал услышать национальное, создать “музыку цельного человека, не расчленённого отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада”.
У окна выставлена необычная керамическая садовая скамейка.
При первом взгляде кажется, что её изваяли из цельного куска малахита, яшмы или хризоколлы. Лишь взглянув на этикетку, понимаешь, что это майолика. Скамья сделана из глины и бирюзовой поливы.
Спинка скамьи выполнена в виде отдыхающей стилизованной рыси.
В нижней части изображена рысь во время охоты.
Рядом в витрине представлены работы, которые выполнены по эскизам Михаила Александровича – его вдохновили сказки “Садко” и “Снегурочка”.
Блюдо, навеянное сюжетом “Садко”.
В Берендее М.А.Врубель воплотил портретные черты композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. В том же стиле создавалась и Морская царевна из сказки “Садко”.
В соседней витрине увидим коллекцию кузнецовских тарелей.
Каждая из них выполнена индивидуально, украшена рисунком по сюжетам русских былин.
Русское ювелирное искусство конца XIX — начала XX века
Новый стиль в искусстве проник и в самые высокие сферы – императорские дворцы. Ювелирные изделия, посуда, скульптурные композиции из серебра, подарки членов царской семьи отражают неподдельный интерес дворянства в целом и царской семьи в частности к русскому стилю. Эти предметы находятся витрине слева от входа в зал.
В нижней части витрины представлена серебряная чарка, выполненная на ювелирной фабрике П.Овчинникова.
Серебряная ваза, сделана на ювелирной фирме О.Ф.Курлюкова. Чашу поддерживают фигуры русских витязей. Офицеры Трубчевского пехотного полка подарили вазу своему командиру Александру Алексеевичу Балтийскому.
Стакан и кружка связаны с именем Николая II.
Как гласят надписи на обоих предметах, Его Величество изволил пить за здоровье офицеров Измайловского и Преображенского полков, покровителем которых он являлся. Стакан сделан знаменитым мастером фирмы Фаберже Михаилом Перхиным.
Именно на волне возрождения интереса к русской культуре и живописи и возникает Государственный Исторический музей, с экспозицией которого мы имели честь познакомиться.
Зал 35 завершает экспозицию Государственного Исторического музея. Цикл статей, посвящённый коллекции, расположенной на втором этаже музея начинается публикацией о петровской эпохе в России.
Татьяна, спасибо за такой неохватный объем щедрости!
Мне казалось невозможным – подступиться к ГИМу. Но с вашей помощью – хоть как-то начинаю вникать. Есть основа – на нее уже можно набирать материал постепенно.
Даша, спасибо за отзыв! С Божией помощью и Вашими молитвами…
Мне самой было страшно браться за такой объём работы… Но в арсенале уже была “борьба” с ГМИИ, публикация других методических статей. Как говорят проклинаемые нами китайцы, дорога в тысячу ли начинается с первого шага. И мы её прошли!
Спасибо огромное за рассказ об этом зале Исторического музея! Русское искусство рубежа веков обладает какой-то особенной аурой. Ощущение, что русская культура перед лицом бурных и страшных событий 20 века собрала все лучшее, что было накоплено в предшествующие эпохи и явила себя миру во всем своем великолепии.
Маша, ты не представляешь, что из всех залов ГИМ этот для меня оказался самым трудным. По другим залам была информация, по этому – почти ничего. Но тем не менее, этот зал для меня самый любимый. Я когда ходила в ГИМ, то шла на экспозицию по той лестнице, которая прямиком выводит в 35-ый зал. Чтобы ещё раз…, ещё одним глазком…