Зал 34. Экономика пореформенной России. Продолжение. Предыдущая публикация в статье “Правление Александра II. Россия в эпоху реформ”.
Предпоследний зал Исторического музея посвящён теме социально-экономического развития пореформенной России в период правления Александра III.
К началу ХХ века Россия прочно утвердилась на пятом месте в мире по абсолютным размерам промышленного производства. За 1887-1914-ый годы население выросло на 54%, валовые сборы хлебов на 77%, протяжённость железных дорог – на 157% стоимость продукции фабрично-заводской промышленности – на 356%. В то же время отечественные публицисты сравнивали империю с телегой, у которой три колеса круглые (торговля, промышленность и финансы) и поэтому катятся хорошо, а четвёртое – треугольное (сельское хозяйство). Пережитки крепостного права тянули экономику назад.
Экскурсии в этом зале проводить чрезвычайно трудно даже русской группе, потому что здесь представлено множество бумаг и документов, различных банков и торгово-промышленных компаний. Артефакты находятся на экспозиции у окна, в левой части зала.
В конце XIX-го, начале XX века в России произошёл мощный экономический рывок. Начать показ экспонатов зала можно с портретов знаменитых купцов, прославившихся не только вкладом в национальную экономику, но и благотворительностью.
Купцы – меценаты – благотворители. Экономика пореформенной России
Стена и витрина слева от входа в зал 34 целиком посвящены меценатам и благотворителям, сыгравшим огромную роль не только в развитии экономики, но и культуры – Бахрушин, Хлудов, Морозова, Абрикосов. На стене увидим их портреты.
Они занимались широкой благотворительной деятельностью. В витрине 1 увидим целые подписные листы для открытия больниц для детей, женщин, неимущих.
Портрет А.И.Абрикосова написан В.А.Серовым. (Кстати, знаменитый художник очень нелицеприятно отзывался о конфетном короле Абрикосове).
Деятельность Абрикосовых связана с кондитерским производством. Оно существует и поныне, это фабрика им. Бабаева. Из купеческой семьи Абрикосовых вышли известный врач и дипломат. Любопытно, что это была едва ли не единственная московская купеческая семья, некоторые члены которой перешли в католичество.
Портрет Варвары Алексеевны Морозовой (урождённой Хлудовой) написан художником С.Дункерсом.
В.А.Морозова владела ткацкими мануфактурами. Известная меценатка была жизнерадостной энергичной дамой, представительницей свободомыслящего купечества.
Алексей Иванович Хлудов основал бумажные мануфактуры. Был известен своей честностью и неподкупностью. Занимался коллекционированием – собирал рукописи. Портрет в ГИМ кисти Н.А.Заваруева.
Ещё одна картина в собрании музея кисти В.А.Серова – портрет Василия Алексеевича Бахрушина.
Купец 1-ой гильдии В.А.Бахрушин руководил обширной торговлей. Получил звание Почётного гражданина Москвы за основание и содержание больницы, родильного дома и приюта для бедных.
Наиболее успешные предприниматели, которые выпускали продукцию высочайшего качества, удостаивались почётного звания “Поставщик двора Его Императорского величества”. Вместе со званием присуждали награды, в частности, в витрине 4 (слева у окна)
замысловатую вазу, выполненную на фарфоровом заводе Кузнецова.
Прославленный “водочный король” П.А.Смирнов долго добивался этого почётного звания и знака.
Сословия России. Экономика пореформенной России
В зале представлены артефакты, иллюстрирующие жизнь разных сословий – крестьянства, рабочего класса, разночинцев, то есть людей интеллигентных профессий. Все сословия представлены костюмами.
Витрина 16 посвящена сельскому хозяйству.
Здесь представлен комплекс одежды: длинный суконный кафтан-поддевка, сапоги из тонкой дорогой кожи, картуз – головной убор с твердым козырьком.
Все это говорит о достатке и особом положении его владельца. Такой костюм типичен для представителя сельской буржуазии – зажиточного крестьянина.
Витрина 15 рассказывает о ткацких мануфактурах.
В витрине выставлено праздничное платье, сшитое из набивной ситцевой ткани, украшенное скромной лентой и кружевными полосками фабричного производства. Принадлежало оно ткачихе Прохоровской мануфактуры. Модный для того времени фасон платья назывался «гейша». Ткачиха была уже не крестьянкой, её платье сшито по городской моде.
Здесь уместно снова вспомнить о купцах Морозовых. Они держали огромное количество ткацких мануфактур. Следует обратить внимание на образцы изделий морозовских мануфактур и их рекламные проспекты.
Рекламу издавали на нескольких восточных языках, так как Восток становился тем рынком, куда сбывались русские товары.
Также представлены образцы материй, которые производили на ткацких фабриках.
О появлении рабочего класса в России напоминает и костюм рабочего, он выставлен в витрине 14.
Штаны и рубаха ничем не отличаются от крестьянских, но в быту заводских рабочих появляется жилетка.
Войлочная шапка и войлочные на толстой подошве башмаки свидетельствуют, что это костюм уральского рабочего сталелитейного цеха.
Костюм был привезен в музей, как и многие другие вещи, из историко-бытовой экспедиции на уральские металлургические заводы в 50-е годы ХХ века.
Рядом совсем другой костюм. Добротное черное пальто, шелковое кашне и шляпа-котелок. Так мог быть одет управляющий заводом или его директор.
Бурное развитие капитализма в России породило и новые социальные противоречия между трудом и капиталом.
Технический прогресс. Экономика пореформенной России
О техническом прогрессе рассказывает витрина 19 в центре зала.
Всех очень умиляет телефон, представленный на экспозиции.
Символом прогресса являлось наличие телефонной линии. В то время невозможно было вести передовой бизнес без оперативного обмена информацией. Представленный на экспозиции телефон произведён на знаменитой фирме «Эриксон».
“Эриксон” с конца XIX-го века ставила телефонные линии, в том числе в России. Сначала ими оснастили царские дворцы, потом соединили дворцы между собой. А затем телефоны стали появляться в конторах и домах богатых горожан.
На обратной стороне центральной витрины 19 экспонируется необычный глобус.
Рабочие мальцевского завода в Орловской области подарили хозяину фабрики любопытный стеклянный глобус.
На нём обозначена всего одна географическая точка – село Дятьково, место, где работало большинство мальцевских стекольных заводов.
Ещё один символ прогресса – железный башмак демонстрируется в витрине 14 (за платьем ткачихи).
Этот башмак считается одним из редчайших предметов в экспозиции. Это обувь дублёрщика.
Дублёрщик – особая профессия на сталелитейных заводах. Дублёрщиками были очень сильные люди. Они складывали листы стали пополам, то есть дублировали их и притаптывали по месту сгиба. Именно для такой работы надевали специальную обувь из железа. До наших дней сохранился всего лишь один башмак, он здесь и представлен.
В конце XIX века появляются новые классы в социальной системе России – рабочие и буржуазия. К рабочему классу относились с таким же уважением, как к крестьянству. Вот такие скульптурные портреты рабочих очень часто украшали кабинеты директоров, инженеров.
Они выставлялись на разных выставках.
Здесь представлено множество документов, связанных с промышленными выставками.
Место дворянства в пореформенной России. Экономика пореформенной России
Витрина 18 (справа от входа в зал) посвящена месту дворянства в обществе в конце XIX века.
В левой части витрины увидим вещи, напоминающие о Льве Николаевиче Толстом.
Есть список долгов по имению графа Олсуфьева. Он должен был всем: и печнику, и агенту по недвижимости, столяру и т.д. Дворянство как экономическая сила постепенно сходит на нет, уступая место купечеству и буржуазии.
Бурное развитие экономики в России не могло не повлиять на культуру. О новых направлениях в русском искусстве рассказывает экспозиция следующего зала.
Окончание в последнем зале 35. “Русское искусство конца XIX — начала XX века”.
Замечательно, что в музее уделено место купцам-меценатам. Сколько же они сделали и для Москвы и для России. Умели зарабатывать капитал и умели рачительно его распределять, не скупились на благотворительность. Низкий им поклон! Конечно, в одной заметке всех имён не упомнить, но хочется ещё добавить, что были Рукавишниковы, Прохоровы, Третьяковы. Честь им и память!