Правление Александра II. Продолжение. Предыдущая публикация в статье “Правление Николая I”.
В зале 33 представлены памятники, посвященные эпохе реформ, связанных с именами императоров Александра II и Александра III, а также внешней политике России, развитию культуры.
Основная тема экспозиции зала 33 – отмена крепостного права. Правление Александра II
Центральная витрина 16.
Самый важный документ XIX века об отмене крепостного права Александр II подписал в шестую годовщину своего восшествия на престол. На экспозиции представлен манифест об отмене крепостного права.
В витрине находится перо, которым император подписал протокол заседания Государственного совета 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права.
Свободу получило около 23 миллионов человек.
Крестьян освобождали на определённых условиях. Они должны были частично сами себя выкупить, вносить за себя платежи, какое-то время сохранялись прежние повинности. Чтобы решать споры между крестьянами и помещиками, была введена должность мирового посредника. Во время исполнения обязанностей он должен был носить специальный знак, представленный в правой части витрины 16.
Террористические организации в правление Александра II
Витрина 14.
Несмотря на столь прогрессивные реформы, появилось целое оппозиционное движение, которое выступало за полную ликвидацию монархии. Для борьбы с самодержавием нигилисты выбрали путь террора. Витрина № 14 посвящена рассказу о деятельности террористических организаций: «Чёрный передел», «Земля и воля», «Народная воля». В этих организациях принимали участие, в основном, студенты. Реликвийные вещи – полицейский альбом с портретами деятелей «Земли и воли», «Народной воли» и других подпольных организаций.
Костюм политкаторжанина – в зависимости от рода преступления наряды были разного цвета.
Здесь есть дверь камеры Бутырской тюрьмы. (Дверь видна за робой политкаторжанина).
Именно в Бутырках содержались первые политзаключённые.
Здесь же находятся личные вещи известных террористов, в частности – швейцарские часы Веры Засулич.
Детская карета наследников. Правление Александра II
В центре зала экспонируется карета – редчайший образец детских экипажей, сохранившихся в собраниях российских музеев, шедевр искусства московского мастера каретного дела Тимофея Орловского.
Карета была сделана в 1847 году и принадлежала детям императора Александра II, в ту пору – Великого князя Александра Николаевича. В ней юные отпрыски царствующей фамилии могли кататься по аллеям парков.
Запряженных в карету низкорослых лошадок слуги вели под уздцы. Как полагалось, экипаж детей наследника престола был украшен не только их личным вензелем, но и геральдическими символами династии – императорскими коронами и накладными золочеными гербами Российской империи.
Вензель «АМ» под короной принадлежит родителям юных владельцев кареты и составлен из начальных букв их имен: «Александр» и «Мария» (император Александр II и императрица Мария Александровна).
Основание Исторического музея. Правление Александра II
В правой части зала экспонируются два флюгера – фигуры льва и единорога, выполненные из цинкового сплава.
Они представляют собой символы царской власти, появившиеся еще при Иване Грозном. Эти фигуры были установлены на фасадных башнях Российского Исторического музея, напоминая об императорском статусе открытого в 1883 году государственного учреждения.
Над витриной увидим живописные портреты тех, с чьим именем связано становление Исторического музея.
Граф Алексей Сергеевич Уваров – выдающийся русский археолог.
Рядом с ним портрет историка Ивана Егоровича Забелина, написанный Валентином Серовым. Иван Забелин – выдающийся археолог, историк, собиратель. Он долгие годы возглавлял музей.
Иван Егорович Забелин первый осознал и показал огромную историческую ценность даже самых заурядных старинных предметов, тем самым побуждал к собирательской деятельности.
На правой стене висит автопортрет Владимира Осиповича Шервуда.
Он спроектировал здание ГИМ в виде старинного русского ларца. Здание завершается башенками и фигурной кровлей, характерными для древнерусского зодчества деталями, какие в изобилии найдём в убранстве русских храмов – ширинки, вислые камни, арки, наличники, перспективный портал и др. Фотография здания Исторического музея помещается в витрине между львом и единорогом.
Александр III. Семья. Трагедия в Борках
Центральная витрина 15 посвящена Александру III.
Здесь представлен генеральский мундир императора.
По размеру мундира видно, что человеком он был очень рослым и физически крепким.
На экспозиции есть и другие личные вещи Александра III,
его фотография,
фотография вместе с супругой, Марией Фёдоровной,
картина, изображающая императора с семьёй в церкви.
Рядом находится памятный знак, изготовленный в память о смерти Александра III.
Смятый стакан напоминает о трагедии в Борках – катастрофе императорского поезда.
Сила удара была такова, что с рельсов сошло несколько вагонов. Александр III держал на плечах крышу вагона пока из поезда не вышли все близкие ему люди. Также представлен болт – одно из сломанных креплений злополучного поезда.
Убийство императора. Правление Александра II
Витрина 6 (слева от выхода в следующий зал) посвящена одному трагическому событию – убийству Александра II в 1881 году – через 20 лет после отмены крепостного права.
Здесь хранится уникальный экспонат – сабля императора Александра II. Сабля была преподнесена царю офицерами гвардейского отряда после падения турецкой крепости Плевна за проявленную императором храбрость(1877-78гг.).
Особая трагическая ценность этого экспоната в другом: 1 марта 1881 года последнее, седьмое, покушение привело к гибели царя-реформатора Александра II. Участники террористической организации «Народная воля» подорвали царя. Сабля была при императоре во время покушения. На рукояти сабли сохранились следы мелких осколков бомбы, убившей Александра.
Здесь увидим портреты лидеров «Народной воли» – Софьи Перовской и Николая Желябова, которые организовали покушение.
Здесь же реакция прессы на события и гравюры, которые были написаны по следам трагедии – первый и второй взрыв.
Первый только повредил карету, император погиб во время второго взрыва, когда Гриневицкий Игнатий Иоакимович бросил бомбу между собой и императором. На красной подушке император скончался в Зимнем дворце – это кожаная каретная подушка.
Ещё один экспонат в витрине, на который стоит обратить внимание. Правда, появляется он на постоянной экспозиции нечасто, всё время разъезжает по выставкам. Это крест, сделанный из осколков стёкол императорской кареты, уничтоженной бомбой.
Продолжение в зале 34, экспозиция называется “Экономика пореформенной России”.