Правление Александра I. Продолжение. Предыдущая публикация в статье “Жизнь дворянства в первой четверти XIX века”.
Зал 30. Экспозиция зала носит название «Дороги России».
Общая площадь Российской империи в начале XIX века составляла 18 миллионов квадратных километров. Это были воистину бескрайние просторы.
Дороги в Российской империи были довольно оживлёнными, люди ходили и ездили по ним в разные края по государевым, торговым и личным делам. Дальние поездки составляли неотъемлемую часть жизни подданных империи. Именно об этом рассказывают экспонаты зала № 30 – памятники дорожного быта, призванные облегчить поездки по огромной стране.
Подорожная грамота
(Витрина 2).
Чтобы двигаться по дорогам без задержек, без проволочек менять лошадей, получать постой, государственные чиновники получали особые документы, которые назывались «проезжая грамота» или “подорожная”. С такими документами на почтовой станции полагалось давать свежих лошадей. Но скорость выдачи всегда зависела от ранга чиновника, статуса, должности и т.д.
На экспозиции представлена подорожная грамота Н.В.Гоголя. Данная подорожная была выдана знаменитому писателю Гоголю для проезда от Канева до Одессы. В это время, в начале 1850-х годов, Гоголь работал над вторым томом «Мертвых душ».
В экспозиции (витрина № 1) находится фрагмент экипажа – задняя стенка саней или телеги.
Очень редкий случай, когда до нас дошло имя мастера – Ярыгин, он славился своими изделиями, в частности делал задки для телег.
Дорожные аксессуары
В этой же витрине увидим набор странника – чашечка, ковшичек и маленькая ложечка. Этот деревянный набор скорее народный, чем дворянский.
Дороги были долгими, в путешествие брали с собой всё необходимое. В витрине № 2 представлен уникальный дорожный сундучок с отделениями для разных мелочей.
Особый интерес представляет дорожный несессер в виде коробки. Он находится в витрине 3. В нём насчитывается более 80 предметов: кухонная посуда, в том числе кастрюлька для варки шоколада; чайный прибор, письменные принадлежности, складные подсвечники, туалетные принадлежности, в том числе баночки для пудры, флаконы для духов, сапожный крючок, сосуд для промывания глаз, шашки для игры в трик-трак.
Экспозиция зала 31. Правление Александра I
Следующий зал № 31 посвящён 1-ой четверти XIX века, то есть периоду правления Александра I. Памятники этого зала рассказывают нам о развитии политической мысли и возникновение различных обществ, в том числе и тайных.
Переустройство государственной системы – один из важнейших вопросов, который волновал дворян в начале XIX века, в эпоху царствования Александра I.
Каждая витрина раскрывает одну из сторон жизни того времени. Витрина № 1 (слева от входа в зал) посвящена периоду реформ Александра I, когда император пытался изменить страну к лучшему – «дней александровских прекрасное начало» (А.С.Пушкин). Затем наступил второй этап. После наполеоновских войн Александр I изменил свою внутреннюю политику – она стала более консервативной. В частности, здесь представлены вещи, связанные с деятельностью графа Аракчеева (витрина 1).
Аракчеев был “без лести предан” Александру I. С его именем связана идея военных поселений. На экспозиции представлена гравюра “Порядок осмотра Александром I округов военного поселения 1-ой Гренадерской дивизии”.
На самом деле идея военных поселений принадлежала Александру I. Как верный служака, Алексей Андреевич Аракчеев довёл идею до совершенства. В витрине найдём вещи, связанные с деятельностью А.А.Аракчеева, в частности, чашку с блюдцем с портретом Аракчеева.
Несколько витрин посвящены различным духовным метаниям, исканиям русского общества. Дворянство – ключевое сословие России до середины XIX века, а век Александра I – золотой век русского дворянства.
Н.М.Карамзин. Остафьево – “Русский Парнас”. Правление Александра I
В витрине 15 в центре зала представлены предметы, привезённые в ГИМ из усадьбы князей Вяземских Остафьево, названной современниками «Русским Парнасом».
В Остафьево Николай Михайлович Карамзин долго жил у своего родственника князя Петра Андреевича Вяземского. Здесь проходили собрания литературного общества «Арзамас», члены которого ратовали за приближение литературного языка к обиходному языку эпохи. На экспозиции находится свод законов литературного общества “Арзамас”.
В Остафьево Н.М.Карамзин работал над «Историей государства российского». В витрине представлен один из первых тиражей книги.
Портрет Н.М.Карамзина висит в левом углу зала.
Бюро, кресло, книги – вещи реликвийные.
Кресло,
бюро,
происходят из усадьбы Вяземского Остафьево. На экспозиции представлен и подлинный жилет Н.М.Карамзина.
О труде Карамзина Пушкин писал: «Светские люди бросились читать историю своего Отечества. Она была для них открытием. Древняя Россия, казалась, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом».
В кабинете учёного мужа мы видим книги, портреты его друзей.
На правой стене зала представлен уникальный ковер. Он вручную соткан из конопляных и шерстяных нитей крепостными мастерицами.
Мануфактура в селе Богучарово Тульской губернии принадлежала древнему и зажиточному роду Хомяковых. На ковре изображены помещичья усадьба, барский дом, зверинец, сцены из жизни помещиков.
Смерть императора. Личные вещи Александра I. Правление Александра I
В витрине № 7 представлена посмертная маска императора.
Здесь же представлена табакерка с двойным портретом императора и его супруги Елизаветы Алексеевны.
Интересна пара серёг – на одной из них изображён Александр I, на другой – императрица Елизавета Алексеевна.
Интересна табакерка с прядью волос императора.
Деятельность тайных обществ
Центральная витрина № 18 рассказывает о деятельности тайных обществ.
В ней представлены вещи людей, которых позже назовут декабристами. Кожаная папка для бумаг Павла Пестеля, стоявшего во главе “Южного общества” и автора республиканского проекта преобразований России.
Среди раритетов – шахматы, принадлежавшие поэту Кондратию Рылееву, одному из руководителей тайного общества в Петербурге.
Альманах “Полярная звезда” А.Бестужева и К.Рылеева, трость Н.И.Тургенева.
На стене висят портреты членов тайных обществ.
На экспозиции увидим обычные бытовые вещи, принадлежащие декабристам.
Константин – несостоявшийся император. Правление Александра I
В левой части витрины № 8 увидим серебряный рубль с портретом человека, который так и не стал императором – Константина Павловича.
Это константиновский рубль.
После смерти Александра I на престол должен быть взойти Константин. Но он отрёкся от престла. Поэтому, после смерти Александра I сложилась непонятная ситуация – кому присягать на верность? Пока выясняли, декабристы подняли восстание. Но некоторое время официально императором считался Константин. Были отчеканены монеты с его портретом – пробные, где он обозначен как император – надпись гласит: «император русский Константин Павлович». Когда на престол вступил Николай I, все монеты уничтожили, кроме одной. Таким образом, этот рубль представляет огромную нумизматическую ценность. Поэтому, на всякий случай в экспозицию положили муляж, а подлинный хранится в запасниках.
Над витриной № 8 висят два портрета работы Дж.Доу: вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и его третьего сына Николая Павловича.
Так случилось, что Мария Фёдоровна была матерью двух российских императоров.
Восстание декабристов
Восстанию декабристов посвящена правая часть зала витрины № 8. Здесь представлена коллекция личных вещей дворян, вышедших на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года с целью совершить государственный военный переворот. Впоследствии все они войдут в историю как «декабристы». Ниже – снимок витрины 8.
Над витриной 8 – большое полотно художника Ладюрнера.
На ней изображен первый батальон лейб-гвардии Преображенского полка, который 14 декабря 1825 года первый выступил на защиту Зимнего дворца по получении известий о мятеже и выступлении войск на Сенатской площади. Картина долгое время экспонировалась в музее, как изображение парада на Дворцовой площади в присутствии императора Николая I. Хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации личный карандашный набросок Николая I и первый эскиз художника позволили восстановить смысл изображенного исторического события.
«Восстание декабристов на Сенатской площади» – уникальная акварель, написанная очевидцем событий 14 декабря 1825 года Карлом Кольманом.
Данная акварель, выполненная по заказу императорской семьи Николая I – важный исторический документ, единственное изображение событий, запечатлённое современником.
Личные вещи декабристов
В правой части витрины 8 представлены вещи осуждённых декабристов
Все вещи подлинные. Сломаная шпага – напоминание о гражданской казни, когда над головами государственных преступников в знак разжалования, лишения чинов, орденов и звания дворянского ломали заранее подпиленные шпаги. По законам Российской империи дворянина нельзя было подвергнуть уголовному наказанию, если он не был лишён дворянских прав. Поэтому, дворян сначала лишали титула, ломали над головой шпагу, а потом выносили наказание по уголовному кодексу. Эта шпага, как предполагают, принадлежала Павлу Ивановичу Пестелю. Это наградная шпага – на клинке клеймо с датами сражений, в которых офицер принимал участие. По списку дат и сражений больше она всего подходит послужному списку П.И.Пестеля.
В витрине представлены вещи сибирского периода жизни декабристов, осужденных на каторгу и ссылку.
Дорожный секретер принадлежал дочери героя войны 1812 года генерала Коновницына.
Она добровольно последовала за мужем, полковником Михаилом Нарышкиным, осуждённым к восьми годам каторжных работ в Сибири.
Рядом представлены личные вещи декабристов, которые были с ними в ссылке – альбом Марии Николаевны Волконской.
Кольца, которые сделаны из кандалов.
Декабристы были разделены на несколько разрядов. Пятеро казнены, частично сосланы на каторжные работы и носили кандалы. Когда им смягчили наказания, то из кандалов сделали кольца.
Стаканчики принадлежали С.П.Трубецкому и И.А.Анненкову.
Продолжение в зале 32, посвящённому правлению Николая I.
Ура – инопланетянским технологиям! Это я от имени тех, у кого просто нет времени выехать побродить по свету… И еще – как здорово, что в музеях разрешают снимать… От всей души – твитик!
Татьяна, спасибо, твит не повредит. 🙂 Сейчас в большинстве музеев разрешают фотографировать. Хотя, есть музеи, где придерживаются строгих правил, там действует запрет на съёмку. Кстати, в Европе тоже во многих музеях фотографировать запрещено.