Повседневная жизнь дворянства в первой четверти XIX века. Продолжение. Предыдущая публикация называется “Экономика и сословия России в XVIII-XIX веках”.
Экспозиция трёх последующих залов 29, 30 и 31 хронологически относится ко времени царствования Александра I (1801-1825 годы).
В основе экспозиции зала 29 – предметы интерьера дворянского дома первой четверти XIX века – танцевального зала, гостиной, кабинета, детской.
Жизнь дворянства в первой четверти XIX века. Бальная зала. Одежда
Танцевальные или бальные залы обязательно устаивались в домах состоятельных дворян. Зал 29 представляет собой большую бальную залу. Если семья была более или менее богатой, то в ней обязательно был парадный зал, где проводились званые обеды и балы. Несмотря на фантастические расходы, бал всегда был чрезвычайно важным мероприятием. На нём можно было завести необходимые знакомства, молодые люди знакомились с девушками на выданье. Балы были неотъемлемой частью жизни дворянства.
Костюмы на правой стороне экспозиции представляют последнюю моду 1810-х годов.
В витрине представлены подлинные вещи – офицерский мундир, фрак и женское платье, не бальное, а просто нарядное, шёлковое.
В женской моде царствовали формы, напоминающие греческие силуэты. Филипп Филиппович Вигель заметил:
“На молодых женщинах и девицах все было бы так чисто, просто и свежо… Они были в полупрозрачных платьях, кои плотно обхватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы; поистине казалось, что легкокрылые Психеи порхают на паркете”.
Мужской фрак представляет вкусы столичного денди, следующего английской моде. Такой костюм зародился как одежда для конных прогулок, постепенно стал выходным костюмом. Фрак шился индивидуально, с учётом всех особенностей фигуры заказчика. Швы сшивали вручную. Такой фрак подчеркивал стройность фигуры.
Интересно, что господа предпочитали цветное сукно, ведь чёрный цвет носили в траурные дни. Век подобного фрака был недолог – он появился в России в конце XVIII века. Вскоре Павел I запретил подобный покрой одежды как один из символов революционной Франции.
Освещение. Деревянная люстра. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века
Бальные залы всегда были ярко освещены роскошными люстрами. На экспозиции представлена уникальная люстра.
Сделана она из дерева.
Такая люстра была чрезвычайно пожароопасной, тем не менее, её использовали в дворянском доме. Люстра богато украшена резными фигурами. Наверху композиции установлена аллегорическая женская фигура Ночи.
Она уносит прочь звездное ночное небо, уступая место свету. Любопытно, что современники никак не могли рассмотреть удивительные формы этой люстры, ведь её не было видно за блеском свечей.
Стоить заметить, что многие дворяне буквально разорялись на балах. В статью расходов в том числе входила оплата тысяч восковых свечей, сгоравших во время бала. А.С.Пушкин в поэме «Евгений Онегин» писал о дядюшке главного героя: «Давал два бала ежегодно и разорился наконец».
Бальные аксессуары. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века
(Предметы представлены в правой части зала).
На столе увидим зеркало, билет-приглашение на бал.
Карне-де-баль – книжечка с листочками из слоновой кости для записи кавалеров на танцы – без таких предметов приличная девушка не могла появиться на балу.
Карне-де-баль служил предметом гордости и хвастовства. Молодая девушка могла похвастаться именами кавалеров перед подружками.
Интересно, что лишь замужние женщины надевали драгоценности на балу.
Считалось неприличным, если девушка до брака начинала носить драгоценные украшения. Как правило, впервые в серьгах и при ожерелье она появлялась в день свадьбы.
Веер из кости черепахи принадлежал Наталье Николаевне Пушкиной (Гончаровой).
Это веер к траурному платью Натальи Николаевны. Известно, что после смерти супруга она два года провела в имении Полотняный Завод. Это единственная реликвия, связанная с именем А.С.Пушкина в ГИМ. Прочие мемориальные предметы хранятся в Санкт-Петербурге.
Званый ужин. Посуда. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века
На левой стороне зала выставлено несколько шедевров Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге.
Этот комплекс позволяет представить ужин, который следовал танцам. Восхищает роскошь французской позолоченной бронзы на столе.
Вещи знаменитой французской фирмы Томира говорили о статусе хозяина и его состоятельности.
Бронзовые сервизы стоили баснословных денег. Цена художественной бронзы в одном только роскошном магазине Санкт-Петербурга могла превышать годовой доход целой губернии.
Непременным атрибутом интерьера были декоративные вазы. В экспозиции представлены роскошная хрустальная ваза с позолоченными бронзовыми ручками в виде змей и две декоративные вазы рубинового стекла. Без подобных ваз невозможно представить ни одну парадную залу того времени.
Стоит обратить внимание на французские надписи на тарелках, это высказывания о французской кухне.
Шампанское подавали в бокалах-флейтах.
Для не танцующих господ вдоль стен ставили кресла и банкетки. Многие из них развлекались игрой в карты. Необычный шкаф на экспозиции – на самом деле фортепиано с вертикально натянутыми струнами.
Его сделали во Франции в конце XVIII века.
Гостиная. Приёмы. Визиты. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века
В соседней витрине в левой половине зала представлен необычный образец ампирной мебели, горка-витрина в виде своеобразного пантеона. Такая горка могла располагаться в гостиной или приёмной комнате, где хозяева дома встречали приехавшего с визитом.
Визиты прочно вошли в моду в начале XIX века. Если человек приехал ненадолго, то он мог взять с собой в гостиную шляпу и перчатки. Представленная шляпа носит название «Боливар». Назван головной убор в честь генерала Симона Боливара – борца за свободу Латинской Америки.
Шляпа боливар сделана из соломы, что символизирует приверженность демократизму и либерализму.
Шляпу «боливар» носил великий русский поэт Пушкин и его литературный герой Евгений Онегин. («Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар»). (Шляпа находится рядом с горкой-пантеоном).
На серебряном подносе найдём исторические раритеты – визитные карточки А.С.Пушкина и его жены Натальи.
Гостиная хозяйки дома. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века
(Экспозиция на правой стороне зала).
Если бальная зала открывалась нечасто, то гостиная была центром дома. Утром женщина проводила там всё основное время – сидела в ожидании визитов. Утренние визиты длились недолго – 15, максимум 30 минут. Молодые люди, вступающие в свет, были обязаны посещать за утро как можно больше домов.
Женщина не только принимала гостей, но и вела дом. Дамы занимались рукоделием. В витрине видим столик-бобик, за которым было удобно вышивать, шить бисером. Такие столики были непременным атрибутом дамской гостиной.
На экспозиции находится редкий набор вещей – шкатулка для хранения красок, которая принадлежала вдовствующей императрице Марии Фёдоровне.
У каждой светской дамы обязательно был альбом со стихами и рисунками. И Пушкин, и Лермонтов постоянно писали стихи в дамские альбомы.
В музее представлена кайма шали, которую соткали на мануфактуре помещицы Мерлиной.
На её мануфактуре работали девушки, которые из козьего пуха пряли тончайшие нити. В мотке весом 8 г было 150 метров нити. Из такой пряжи иглами ткали невесомые шали, они так и назывались – мерлинские.
Эти шали одинаково выглядели как с лица, так и с изнанки. Они очень ценились и стоили баснословных денег. За год мастерицы ткали лишь несколько таких шалей.
У госпожи Мерлиной был в Париже свой бутик, её шали высоко ценились “законодателями мод”.
Из раритетов интересен стул с надписями. (На нём вырезаны имена Н.Н.Пушкиной и ей сестры Гончаровой, князя Вяземского и др.)
Считается, что этот стул стоял в гостиной графини Ростопчиной – первой русской женщины-поэтессы. Вечером в такой гостиной по особому приглашению собирались гости и чем умнее была хозяйка, тем интереснее были приглашённые.
Вечером собирались у самовара. Чаепития были очень распространены в России и часто в гостиной накрывали чайный стол.
Хозяйка сидела за самоваром, разливала чай, подавалось лёгкое угощение. И, если планировалось, то позднее подавали ужин.
Большой портрет княгини Енгалычевой с дочерью находится на стене витрины, представляющей гостиную хозяйки дома.
Обратите внимание, что княжна держит в руках медальон с портретом отца.
Подобные портреты часто встречались в домах дворянства и означали супружескую преданность и материнскую любовь хозяйки дома, таким образом выражалось главное предназначение женщины.
Кабинет хозяина. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века
Далее слева представлен кабинет. (Левая витрина экспозиции, напротив дамской гостиной).
Что можно увидеть в кабинете молодого повесы? Здесь практически нет книг. Есть небольшое бюро, зато большую часть занимает карточный стол и маникюрный прибор, шкатулка для которого сделана в виде бильярдного стола.
Карты и бильярд были очень популярными играми. За такими играми проводили целые ночи. Нередко они заканчивались дуэлью.
Бытовал обычай украшать кабинет восточным ковром, на котором висело оружие.
Интересен стол с подставкой в виде Атланта.
На столе лежит дуэльный гарнитур, по словам Пушкина – «стволы Лепажа роковые». Это редкий полностью сохранившийся набор дуэльных пистолетов. Они всегда продавались в паре, чтобы у противников были равные шансы. Такие пистолеты ценились очень высоко. Пистолеты французской оружейной мастерской Лепажа считались лучшим дуэльным оружием.
В подобных кабинетах зарождалось движение, которое потом назовут декабристским.
Детская. Жизнь дворянства в первой четверти XIX века
(Правая витрина экспозиции, рядом с выходом из зала).
В детской представлены кроватка в форме ладьи,
стульчик, платье девочки,
серебряный игрушечный сервиз,
альбом с рисунками.
Обратите внимание на детскую коляску, принадлежавшую годовалому князю Александру Барятинскому.
Коляска является миниатюрной копией взрослых экипажей ХIХ века. Кроме отличий в размерах здесь есть одно техническое усовершенствование. Сиденья в ней раскладывались и превращались в кровать.
Дети дворян, помимо игр, учились пользоваться экипажем и приобретали в играх навыки придворного этикета.
Покидая зал, мы проходим между чудом сохранившимися деревянными створками ворот, когда-то ведших в дворянскую усадьбу.
Продолжение в залах, посвящённых русским дорогам и декабристскому движению.
Большое спасибо за вашу работу!
Венера, спасибо за Ваш интерес к музею!
Шикарный сайт, материал подается просто, очень нравится обилие иллюстраций – как известно, “лучше один раз увидеть…”, русский язык живой и хороший. Случайно по ссылке попал к Вам и читаю весь вечер, не отрываясь, просто погрузился в историческую эпоху! Поражает великолепие Императорской Царской России.
Иван, огромное Вам спасибо за отзыв. К сожалению, циклы музейных статей на нашем сайте самые невостребованные. Но когда я работаю над ними, то всегда думаю о неизвестном и неискушённом читателе. Поэтому, стараюсь переложить лекции музейных сотрудников на доступный язык и иллюстрировать их снимками. Всё-таки, время от времени публикации оценивают неравнодушные к истории люди. Ещё раз благодарю за добрые слова.