Экономика и сословия России в XVIII-XIX веках. Продолжение. Предыдущая публикация называется “Внешняя политика России в XVIII веке”.
Зал 28 посвящен экономике и сословиям Российской империи в XVIII – первой половине XIX века. Каждая витрина расскажет о одной из сторон российской жизни, о том или ином сословии, об особенностях экономики. В ходе обзорной экскурсии этот зал не следует показывать подробно и объяснять особенности того или иного сословия.
В Российской империи в XIX веке различались несколько сословий: дворяне, духовенство, городские обыватели (горожане) и сельские обыватели, то есть крестьяне.
Витрина 1. Сословия России в XVIII-XIX веках
В 28-ом зале, в основном, проводятся учебные экскурсии. Школьникам объясняют, что такое крепостное право: здесь представлено много документов на эту тему. Также есть рекрутские квитанции, билеты на свободный выход из поместья, постановления крепостного схода – предметы, иллюстрации крепостного быта. Эти экспонаты демонстрируются в витрине № 1 справа от входа в зал.
Можно показать утварь, иллюстрирующую обычный крепостной быт – прялки, на которые каждая женщина работала, начиная с 4-х-5-ти летнего возраста. Можно рассказать разницу между дворянством и крестьянством на основе костюмов.
Центральная витрина. Крестьянская одежда. Сарафан. Сословия России в XVIII-XIX веках
Наиболее интересным является расположенный в центральной витрине № 2 комплекс, который содержит редкие в любой музейной коллекции вещи – женский и мужской крестьянский костюмы.
Крестьянство было самым многочисленным сословием России того времени. Сарафан – национальный русский костюм, это платье без рукавов на лямках. Сарафан шили из двух прямоугольных полотнищ с клиньями. Надевали его на рубаху и обязательно подпоясывали.
Сарафан, представленный на экспозиции сшит из домотканой материи синего цвета. Интересно, что он принадлежал зажиточной крестьянке, о чём свидетельствует дорогая по тому времени ситцевая набивная кайма и медные пуговицы. Обратите внимание, что полы сарафана не доходят до самого низа, так как работающая женщина не может носить длиннополую одежду.
В этом же комплексе представлена типичная мужская крестьянская одежда: рубаха и штаны, а также пара лаптей – крестьянская обувь. Это традиционный русский костюм.
Крестьянская изба
В этой же витрине рядом с сарафаном найдём типичную мебель крестьянской избы – шкаф и детскую люльку. Колыбель подвесная – правда, донышко не сохранилось.
Это вещи из дома не простого, а зажиточного крестьянина. Нельзя воспринимать крепостное право как некое беспросветное рабство. Надо отметить, что довольно много крестьян жили не бедно, с достатком. Можно всмомнить множество историй о богатых купцах, которые вышли из крепостных крестьян, в частности, знаменитый Смирнов.
На экспозиции в витрине № 1 представлены портреты.
Люди на них одеты не только опрятно, но и красиво. Да и сам факт, что для простого крестьянина написан портрет говорит о достатке, культуре и определённых условиях самосознания.
В этой же витрине № 1 интересен портрет девочки в европейском платье – это дворовая крепостная крестьянка Ульяна Петрова.
Когда барыня, Е.П.Толстая умерла, то оставила ей всё своё состояние, 4000 рублей серебром, дала вольную и девочка стала состоятельной мещанкой.
Дворянская гостиная. Сословия России в XVIII-XIX веках
Уголок дворянской гостиной представлен в витрине 3. (Левая часть зала, центральная витрина).
Здесь найдём подлинные вещи – халат, тапочки, диван, кресло и стол из карельской березы.
Это подлинные предметы начала XIX века.
Женский костюм реконструирован – это научная реконструкция по фрагментам шляпки, платья.
Данное платье — замечательный пример новодела. Изготовление новоделов — один из способов воспроизведения внешнего вида того или иного типа памятника при отсутствии подлинника в собрании музея. В данном случае воссоздан фасон платья 30-х годов XIX века на основе французских модных журналов, хранящихся в музее.
Платье явно свидетельствует о том, что занятия дворянского сословия находятся вне сфер приложения физического труда – белый маркий цвет, фасон, сковывающий движения. Этот костюм предназначался для прогулок.
Одежда горожан. Сословия России в XVIII-XIX веках
В витрине 18 представлен сарафан горожанки. Этот сарафан отличается от крестьянского не кроем, а материалом, из которого сшит. Тяжёлая дорогая шёлковая ткань явно не предназначена для работы по дому или в поле. Её могли носить только городские жительницы.
Также обращает на себя внимание душегрея – короткая шубка, перехваченная на талии, с круглыми складками сзади и длинными узкими рукавами, ставшая характерным элементом костюма горожанок.
Духовенство. Сословия России в XVIII-XIX веках
Витрина слева от входа в 28-ой зал посвящена духовенству – там представлен саккос – богослужебная одежда священника и другие литургические предметы – потир и свадебные венцы.
Экономика России в XVIII-XIX веках
В России активно развивалась экономика, строились мануфактуры. Витрина № 6 на противоположной от входа стене посвящена развитию металлургической промышленности, в основном, на Урале, Туле.
На экспозиции представлен интересный и забавный экспонат – медаль – ошейник с чугунной звездой (витрина 6), которую выдавали на демидовских сталелитейных предприятиях за… пьянство. Весит она больше 4-х килограммов.
Понятно, за что её давали. На Демидовских заводах такую награду получали нерадивые мастера.
В конце XVIII- начале XIX века строилось огромное количество мануфактур. В основном они производили повседневную продукцию, для нужд рядовых граждан – это шёлкопрядильные, хлопчатобумажные мануфактуры (витрины 4 и 5).
На экспозиции представлены образцы производимых тканей.
Большую популярность имели русские фаянсовые, стекольные заводы – такой продукцией обеспечивались и семьи дворян средней руки, горожан и зажиточных крестьян – это традиционная бытовая посуда конца XVIII – первой половины XIX века.
Витрина 7. Железная дорога. Экономика и сословия России в XVIII-XIX веках
Витрина 7 посвящена русской железной дороге.
Россия построила первую железную дорогу только в 1837 году. Первая железная дорога была проложена между Петербургом и Царским Селом. Автором Царскосельской дороги был чешский инженер Франц Герстнер, инициативу которого поддержал император Николай I. Первый рельсовый путь решено было сделать пробным, «увеселительным», чтобы наглядно показать публике пользу и безопасность нововведения. В 1838 году железную дорогу продлили до Павловска и поездки по ней перестали быть бесплатными. Для проезда покупались латунные жетоны-билеты, которые на конечной станции сдавались кондуктору. Можно показать, как курьез билеты первой железной дороги – железные жетоны в 1-ы и 2-ой класс.
В витрине 7 экспонируется сувенирный стакан с изображением поезда.
Подобная сувенирная продукция появилась вскоре после строительства первой железной дороги в России.
Но дорог ещё было очень мало, в основном, ездили на лошадях и экспозиции есть знаменитые валдайские колокольчики. Дороги были узкие, чтобы не столкнуться со встречным путником, на лошадь непременно вешали колокольцы. Также они поднимали настроение ямщика, особенно в непогоду или поздней ночью.
В следующем зале 29 подробнее познакомимся с жизнью дворянства в первой четверти XIX века.