Правление Павла I. Продолжение. Предыдущая публикация в статье “Просвещённый абсолютизм Екатерины II. ГИМ. Залы 24 и 25”.
Зал 26. Самодержавие, российское общество и Великая Французская революция 1789 года. Россия при Павле I. 1796-1801 годы
Зал 26 посвящён эпохе Павла I. Правил он недолго, со дня смерти матери, Екатерины II в 1796 году по 1801 год, когда его убили заговорщики. На стене висит портрет императора.
Рядом представлены вещи монарха – императорский трон.
Верхняя часть спинки трона украшенна атрибутами власти – императорской короной, скипетром, державой. На спинке вышит государственный герб России. Эти атрибуты ярко подчёркивают абсолютную власть императора над страной.
Такие кресла обычно стояли в залах заседаний государственных учреждений – присутственных мест губернских городов и как бы символизировали постоянное присутствие императорской особы. (Об этом упоминалось в зале 23, посвящённом истории дворцовых переворотов).
Павел I – рыцарь Мальтийского ордена. Правление Павла I
По бокам от трона стоят подставки для канделябров.
Канделябры стояли в Мальтийской капелле – особой часовне, где хранились реликвии Мальтийского ордена.
В период Наполеоновских войн Павел I выступал защитником острова Мальта. Мальтийские рыцари выбрали его гроссмейстером. В честь этого события была построена часовня. Здесь представлены украшавшие её канделябры с мальтийской символикой – мальтийским крестом в нижней утолщённой части.
При Павле I в России изменилась система награждения. Важнейшей из наград стал крест мальтийского ордена. (Экспонаты представлены в витрине 3 – она расположена на противоположной от входа стене зала).
Павловская наградная система просуществовала недолго, со смертью императора её упразднили.
Личные вещи императора. Правление Павла I
Витрина № 2 (слева от входа в зал).
Из интересных предметов – портреты сыновей императорской четы на кости (витрина 2), сделанные рукой императрицы Марии Фёдоровны.
Она увлекалась резьбой по кости, была неплохой художницей. Здесь выставлены две камеи из мрамора на ониксе, где изображён её супруг Павел Петрович (камея оправлена в бронзу, слева) и старшие сыновья Александр Павлович и Константин Павлович (справа).
В центре витрины представлена камея с профилями Павла Петровича и его второй супруги Марии Фёдоровны.
Картина «Император Павел I со свитой». Правление Павла I
В этой же витрине представлена интересная картина – изображение императора Павла с сыновьями и свитой. (Картина в витрине справа).
Павел I изображён на белом коне в окружении своих сыновей, великих князей Александра и Константина.
В свите императора находятся основные государственные и военные деятели эпохи Павла: графы Кутайсов, Кологривов, Пален, князь Лопухин. Здесь же присутствуют деятели «блестящего» века Екатерины II, которые продолжали служить и при Павле: князь Безбородко, граф Зубов, прославленный полководец Александр Васильевич Суворов. Но у этого сюжета есть весьма любопытная особенность: все изображённые на ней лица никогда и нигде одновременно вместе не встречались. Очевидно, сюжет картины был продиктован желанием заказчика собрать воедино главных деятелей павловского царствования.
Рядом в витрине помещена ещё одна аллегорическая гравюра, где из гроба восстал Пётр III.
Как известно, Пётр Фёдорович был убит в результате заговора, похоронен императрицей без почестей. Павел I приказал эксгумировать останки отца, короновать как императора и захоронить, как полагается. в Петропавловской крепости. За гробом Петра Фёдоровича шли предполагаемые убийцы.
В этой же витрине увидим личную печать Павла Петровича
и табакерку с его золотым профилем. Профиль на табакерке выполнила Мария Фёдоровна.
Среди экспонатов найдём указ о престолонаследии, он действовал вплоть до 1917-го года.
Согласно этому указу, женщины не могли занимать престол, если в живых был хоть один представитель рода мужеского пола.
Павел I – русский Гамлет
Время Павла оценивается по разному. Кто-то считает, что он пытался возродить традиции рыцарства, кто-то полагает, что он был человеком взбалмошным. Но однозначно, что это была трагическая фигура, недаром его называют Гамлетом на русском престоле.
Сохранился дневник воспитателя Павла Петровича, где он пишет о Павле, как о человеке искреннем, добросердечном, о человеке, который искренне желал делать добро, воспринимал свою власть, как инструмент для совершения добра. Но его мать, Екатерина II, отстранила сына от всех дел. Часто публично унижала его. В итоге, вступив на престол уже в 40-летнем возрасте он в знак протеста начинает проводить политику прямо противоположную курсу матери, Екатерины II.
Павел I пытался ограничить сословные права и привилегии дворянства, личную свободу подданных, ввел цензуру.
Говорят, что есть свидетельство одного из европейских посланников. Дипломат услышал, что император очень высокомерно разговаривает с одним из дворян. Он тактично заметил Его Величеству, не играет ли тот с огнём. Дворянство всегда было неуправляемой силой. На это Павел I ответил:
– Этот господин что-то значит только тогда, когда Я с ним говорю. И до тех пор, пока Я с ним говорю.
Закономерно, что проводимая Павлом I политика породила недовольство широких кругов русского дворянства, результатом которого стал переворот 1801 года, в ходе которого Павла I убили.
Великая Французская революция 1789 года
Витрина № 1 справа от входа в зал посвящена тем событиям, которые приходятся на время правления Екатерины II и Павла I – французской революции.
В экспозиции представлены миниатюрные бюсты Марии Антуанетты и Наполеона.
Есть очень редкий французский агитационный фаянс, на котором присутствует революционная символика.
Интересно показать письмо русского посланника Смолина о бегстве и аресте короля Людовика XVI.
Русское посольство пыталось сыграть ключевую роль в спасении французской монархии. Был подготовлен побег французского короля Людовика XVI и Марии Антуанетты. Они получили паспорта на имя русской баронессы Корф и её лакея. Императрица ехала как баронесса Корф, король, как её лакей. Но на одной из станций мальчик – сын начальника почтовой станции – опознал короля по монете (портреты королей всегда чеканили на деньгах). Бегство осталось неосуществлённым. Королевскую чету арестовали и привезли в Париж. Революция пошла по новому направлению. Подлинное письмо Смолина, подтверждающее попытки русского правительства спасти французскую монархию – очень ценный и редкий документ.
В этой же витрине представлен рукописный журнал (в виде книги).
Такие журналы ходили среди образованной части дворянства, которые интересовались событиями – в них переписывались все события французской революции.
Россия принимала участие в антифранцузской коалиции вплоть до полной победы над французской революцией.
Продолжение в зале 27. Он посвящён внешней политике России в XVIII веке.
Уважаемые авторы, исправьте, пожалуйста в разделе Павел I – русский Гамлет: разговаривает с одним из дворян, а не дворянинов, как в тексте. Спасибо.
Уважаемая Елена! Искренне Вам благодарны за внимательность и правки. Увы, в текстах порой встречаются досадные ляпы. С Вашей помощью мы их исправляем. Спасибо огромное, исправлено!
Спасибо Вам! Наш экскурсовод в музее очень невнятно рассказала о времени правления Павла Петровича. Хотелось узнать больше, нашёл Ваш сайт. Отличный обзор – кратко, по делу, иллюстративно.
Захар, спасибо за отзыв. Если вас интересует личность императора, посоветую несколько книг о нём, его времени и кратком правлении. Обзор литературы в заметке “Павел I и его время”.
Огромное спасибо, Татьяна!
Такой я не видела. Очень интересно и важно в свете малого количества материалов о Павле Петровиче вообще.
Еще раз спасибо!
Спасибо!!!
Гравюру похорон видела, но не “в живую”, а в каком-то из фильмов о Павле.
Елена, представляете, обнаружила гравюру с эксгумацией Петра Фёдоровича в ГИМ. Висит себе преспокойно в витрине рядом с гравюрой Павла со свитой. Я её сначала не нашла, сегодня пошла внимательней смотреть экспозицию и увидела потерю. Добавила снимки в статью, чтобы Вас не заставлять вновь её пересматривать, шлю отдельно.
Да, о Павле идет недобрая слава. Но это не поверхности. К счастью, сейчас не только музейные работники получили доступ к информации. Раньше приходилось собирать мозаику мизерными кусочками.
Вот и в вашем музее Павел делит зал с французской революцией. Я правильно поняла?
А фигура интересная, хоть и неоднозначная. Впрочем, кто из нас всегда одинаков?
Камеи понравились – хорошая фотография.
Татьяна, Вы позволите воспользоваться Вашими фотографиями в случае надобности? В декабре Павловску – 240 лет, а говорить о царской резиденции, не вспоминая хозяев, никак не получится.
Да, да, Елена, совершенно верно. Павлу I выделили пару витрин и поставили их в одном зале с экспонатами, иллюстрирующими события французской революции. Я надеюсь, что некоторые вещи перенесли в музей 1812-го года. Раньше на экспозиции была гравюра, с изображением церемонии торжественного перезахоронения Петра Фёдоровича в Петропавловском соборе с должными почестями. Я помню, что научный сотрудник нам говорила о том, что за гробом Павел Петрович заставил здравствующих предполагаемых убийц отца. Теперь этой гравюры нет.
Фотографии непременно одолжим, даже рады будем, если пригодятся!