Сотрудники Третьяковской галереи нашли пропавшую картину Н.Н.Ге.
Полотно “Милосердие”, написанное в конце XIX века, было показано публике всего один раз – на передвижной выставке. После этого картина исчезла. При помощи современных технологий музейные реставраторы обнаружили пропавшее полотно под другой хрестоматийной картиной Николая Ге, сообщает телеканал “Россия 24”.
Научное открытие, сделанное недавно сотрудниками Третьяковской галереи, можно назвать сенсационным. Готовясь к масштабной выставке картин Николая Ге, музейщики решили проверить некоторые гипотезы. В центре внимания оказалось хрестоматийно известное полотно Ге “Что есть истина?”, на котором изображены Иисус и Понтий Пилат.
В воспоминаниях Татьяны Львовны Толстой, отец которой дружил с художником, говорится, будто бы Ге написал картину поверх другой, которая называлась “Милосердие”. Один из художественных журналов 20-х годов даже опубликовал ее снимок, однако судьба полотна так и оставалась неизвестной.
“Милосердие” было написано в 1879 году, экспонировалось на 8-й передвижной выставке в 1880-м. Вызвало резкую критику, хотя работу ждали, ведь она появилась после перерыва”, – рассказала телеканалу Татьяна Карпова, куратор выставки.
Как и каждая старинная картина, полотно “Что есть истина?” покрыто мелкими трещинами-кракелюрами. Эти разрывы краски рассмотрели в бинокулярный микроскоп и заметили: под коричнево-бежевым красочным слоем лежит зеленоватый. Рентгенограммы трех фрагментов картины показали, что под композицией есть другой рисунок.
“Было решение всю картину рентгенографировать, что и было сделано. 35 рентгенограмм с поверхности картины 1933 года – работа не из легких”, – говорит Лидия Гладкова, заведующая отделом научной экспертизы Государственной Третьяковской галереи.
Снимки соединили. На черно-белом изображении угадывался Христос, за которым идет девушка в белом платье. Музейщики сопоставили эту сцену с единственной сохранившейся фотографией картины “Милосердие”. Гипотеза подтвердилась.
В том, что Николай Ге написал свой шедевр поверх другой картины, есть и причины экономического характера: Ге никогда не работал на заказ, жил скромно.
Этому есть интересное подтверждение. Павел Третьяков покупал у художников работы в авторских рамах. У Ге они отличаются – простые, из дуба. Нехарактерные для XIX века.
Ге был невероятно требователен к себе. Он делал сотни эскизов к картинам. Безжалостно уничтожал те, которые считал неудачными.
На выставке Николая Ге, которая откроется в залах Третьяковской галереи, будут экспонироваться и рентгенограммы некоторых полотен. Ведь Ге “закрасил” несколько своих холстов.