Прошедший выставочный год не давал передохнуть столичным ценителям искусства. В Москву привозили коллекции братьев Щукиных. ГТГ показала картины Эдварда Мунка, Ильи Ефимовича Репина, Василия Дмитриевича Поленова. Музей русского импрессионизма представил работы Н.Фешина и П.Бенькова. Туда же привезли полотна испанских импрессионистов. Список далеко не полон! В конце 2019 – начале 2020 года в ГМИИ любителей европейского искусства года ждет выставка Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough), английского живописца второй половины XVIII века. Она будет работать до 1 марта 2020 года.
Выставка Гейнсборо в ГМИИ. Впечатления
По масштабности выставка Гейсборо намного уступает предыдущему показу коллекций братьев Щукиных. В Москве представлены около 100 полотен английского мастера живописи XVIII века. Но это не умаляет ценности события! Особенно дорого то, что в Пушкинский привезли лучшие работы портретиста. Некоторые из них совершенно уникальные и обычно невыездные. Например пейзажи, написанные в редкой технике на стекле. С них и начну обзор.
Пейзажи Гейнсборо
Вы знали, что картины можно писать на стекле? Вот и для нас два небольших пейзажа на необычном живописном материале стали настоящей диковинкой. Представлены они в последнем разделе выставки, вместе с графическими работами художника. Увы, блики помешали сделать качественные фотографии.
Картины на стекле производят очень сильные впечатления. Сразу понимаешь необычность техники. Разные сюжеты и колорит пейзажей дают противоположные эффекты. “Пейзаж с пастухом и стадом” завораживает матовым свечением, особыми бликами и некой загадочностью происходящего .
“Прибрежная сцена с лодками” наоборот, восхищает необыкновенным светом, радостным настроением. Картина почти монохромна. Мастер использует всего три цвета и живо передаёт незатейливую сцену у морского берега.
Другие пейзажи Томаса Гейнсборо найдём среди его ранних и зрелых работ. Я долго не могла оторвать глаз от камерного пейзажа с осликами, любовалась нежными красками заходящего солнца.
Поразил меня и ранний пейзаж маэстро. Нежно-розовые лучи тронули облака на небе. Пожилой крестьянин задумчиво смотрит вдаль. Его скотинка на первом плане нежится на траве. Кажется, ослики сию минуту мотнут головой, отгоняя надоевшую муху!
Портреты. Выставка Гейнсборо
Показывая портреты мастера, трудно удержаться от желания включить в обзор все работы, представленные на выставке Гейнсборо. Ведь портрет – главный жанр, в котором он работал. Покажу лишь те, которые особенно запомнились.
Двойной портрет мальчика и девочки. Экспонируются по-отдельности. Но первоначально это было одно полотно.
На портрете молодого человека видно, что слева обрезана фигура девушки в красивом платье.
Обратите внимание на самодовольное барское лицо отрока. Эдакий хозяин жизни. Поразительно, как Томас Гейсборо сумел выразить сущность баловня судьбы. Судя по этикетке, во время написания этого полотна, в 1744 году, художнику было всего 17 лет! Он родился в 1727 году.
На втором портрете лицо девочки совсем другое. В нём ещё видна детская припухлость губ. Но взгляд уверенный, твёрдый, полный достоинства.
Из ранних портретов Томаса Гейнсборо нас поразил портрет леди Алстон. Показалось, что мастер уделял не меньше внимания туалету дамы, кружевам, вышивке и розе на жабо.
Когда мы прочитали этикетку, то удивились возрасту изображённой баронессы Алстон. В подписи указаны даты её жизни и год написания портрета. Нехитрые арифметические подсчёты не дают ошибиться – на портрете видим 36-летнюю мадам! С обвисшими щеками, увядшей кожей и двойным подбородком. Остаётся только дивиться столь раннему старению в XVIII веке и таланту художника. Он так живо изобразил Гертруду – леди Алстон.
Восхитили нас портреты дочери художника. Маргарет – младшая из дочерей. На этом портрете ей 25 лет.
Ещё один портрет Маргарет художник написал за много лет до предыдущего. Первоначально на полотне была и старшая дочь, Мэри. Но где находится правая часть картины – неизвестно. Маргарет, по всей видимости, смотрит на сестру и принимает от неё колосья.
Портрет семьи Джорджа Байяма. Выставка Томаса Гейнсборо
В белом зале музея посетителей ждут работы зрелого Гейнсборо. Покажу портрет, от реалистичности которого у нас мурашки пробежали по телу.
Холст внушительных размеров. Герои написаны едва ли не в полный рост. А сколько жизни в семейном портрете! Малышка Селена Байям доверчиво прижимается к леди Байям. Она игриво накинула на голову мантилью матери. Супруги Байям чинно следуют по дорожке парка и смотрят вперёд, Джордж протягивает головной убор, как будто приветствует знакомого. Сразу хочется додумать сюжет портрета-картины. Даже складывается впечатление, что Джордж Байям сейчас повернёт голову в твою сторону и кивнёт в знак приветствия.
Полотна Томаса Гейнсборо в Москве
Надеюсь, что я заинтересовала ценителей искусства выставкой в ГМИИ. Если нет возможности побывать на ней, списком покажу несколько работ Томаса Гейнсборо. Мы их особо выделили на выставке.
Как попасть на выставку Гейнсборо
Помните, что выставка работает до 1 марта 2020 года.
Самый простой путь гарантированно и без очереди увидеть шедевры Томаса Гейнсборо в Москве – купить билет на официальном сайте музея. Не буду отсылать вас к поисковикам, предоставлю возможность перейти на сайт музея для покупки билета. Прокручивайте страницу вниз, выбирайте дату и время.
Более трудозатратный способ – подойти к музею в часы работы и после ожидания в очереди купить билет в кассе. Напоминаю, что ГМИИ им. Пушкина закрыт по понедельникам. Утром открывается в 11 часов. Кассы работают до 19-ти, в четверг и пятницу – до 20.
В заключении предложу вам статью о прошлой выставке в ГМИИ – “На пути в ХХ век”.