Великий иконописец русского Средневековья Дионисий создавал свои шедевры во второй половине XV – начале XVI века. Он расписал несколько храмов. Но время оказалось безжалостным ко многим его творениям. Фрески Дионисия в соборе Пафнутьева Боровского монастыря не сохранились.
Возможно Дионисий вместе с “попом Тимофеем, Ярцом да Коней” расписали алтарь и алтарную преграду Успенского собора Московского кремля.
Ведь именно Дионисий с подмастерьями создали деисус, праздничный и пророческий чин инконостаса кремлёвского собора.
“Хитрый живописец земли Русской” также писал иконы для Иосифо-Волоцкого, Спасо-Каменного и Кирилло-Белозерского монастырей.
В самом начале XVI века Дионисий с сыновьями создал своё самое известное творение – фрески Богородице-Рождественского собора Ферапонтова монастыря.
Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре
В 1490 году ростовские каменных дел мастера строят в Ферапонтовом монастыре каменный собор взамен сгоревшего деревянного.
12 лет спустя бывший ростовский епископ Иоасаф приглашает Дионисия украсить новый монастырский храм. Летом 1502 года изограф, его сыновья и подмастерья за 34 дня расписали монастырский собор. Об этом повествует редчайшая надпись, начертанная на своде северного входа.
В лето 7010 месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Исуса Христа начата бысть подписывана церковь. А кончана на 2 лето месяца сентявреа в 8 на Рождество Пресвятыа владычица нашыа Богородица Мариа. При благоверном великом князе Иване Василиевиче всеа Руси, при великом князе Василие Ивановиче всеа Руси и при архиепископе Тихоне. А писци Деонисие иконник с своими чады. О, владыко Христе, все царю, избави их господи мук вечных.
Надпись отлично просматривается на своде арки.
Росписи общей площадью около 600 квадратных метров покрывают стены, своды и столпы за исключением восточных, прежде скрытых иконостасом.Дионисий также расписал два наружных фрагмента стены. Один из них находится над входом в собор. Второй – над захоронением настоятеля Мартиниана.
Фрески Дионисия отличаются изяществом и легкостью рисунка и удлиненными пропорциями. Последние подчеркивают бестелесность святых, парящих в Небесах. Изысканные, излучающие неземной свет краски, богатство мягких цветов определяют неповторимость росписи ферапонтовского храма.
Сюжеты стенописи связаны с освящением собора. Большинство из них посвящаются Богородичному циклу.
Наружная роспись над западным порталом
Килевидный портал оформляет вход в собор. До постройки крытой паперти и гульбища фреска гармонично сочеталась с кирпичным узорочьем западного фасада. Эта роспись включает несколько значимых сюжетов. Они готовили входящих к восприятию внутреннего пространства собора.
Рассмотрим стенопись западной стены снизу вверх. Именно так работал Дионисий с чадами. Верхний чин представляет собой Деисус (по гречески моление). В центре изображён Спас в Силах. Ему предстоят четыре фигуры слева и три справа. В соответствии с традицией здесь написаны предстоящие Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил и апостолы Петр и Павел. Четвёртая фигура слева – это Иоанн Богослов.
Ниже Дионисий написал Рождество Богородицы. Оно состоит из четырёх сцен: Рождество Марии, купание, сон и ласкание Марии.
По сторонам от портала помещаются фигуры архангелов Михаила и Гавриила.
Фрески Дионисия. Купол, барабан и паруса
Купол православного храма символизирует собой небо, горний мир. Поэтому в своде купола обычно пишут Христа в образе Пантократора, то есть Вседержителя. Дионисий не мог отступить от этой традиции. В простенках между окнами барабана написаны архангелы. Из шести фигур известны имена только трёх: Михаила, Гавриила и Уриила.
В парусах традиционно изображают четырёх евангелистов. Между ними Дионисий написал Спаса на убрусе, Спаса Вседержителя, Спаса на чрепии (то есть на черепице) и Спаса Эммануила.
Спустимся на подпружные арки. На нижней фотографии видны многочисленные изображения в круглых медальонах. Лучше всего можно рассмотреть восточную арку. В центре её изображается серафим. Слева от него в круглых медальонах написаны библейский патриарх Иаков (Израиль) и жена его Рахиль. Справа рядом с серафимом изображаются родители девы Марии Иоаким и Анна. Остальные медальоны занимают 12 сыновей Иакова.
Северная арка на фото видна слева. В ней помещаются образы преподобных святых угодников, монахов и пустынников. Среди них есть библейские персонажи: Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, Варлаам и Иоасаф. Также Дионисий поместил туда Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.
Южную арку (справа) занимают святые и мученики: Флор и Лавр, черниговский князь Михаил и боярин его Фёдор, Борис и Глеб, Владимир Красно Солнышко.
Западная арка на фото не попала. В ней мастер написал святых жён-мучениц.
Фрески Дионисия. Алтарная часть
Алтарная часть православного храма именуется “царством небесным”. Она состоит из собственно алтаря, жертвенника и дьяконника. В соборе Ферапонтова монастыря место дьяконника занимает придел Николая Чудотворца.
Жертвенник находится в северной апсиде храма. Главный образ располагается в конхе – по гречески это слово означает “раковина”. Конха – это перекрытие в виде полукупола над апсидой или нишей. Итак, в северной конхе Дионисий с чадами написали Иоанна Предтечу в образе ангела пустыни. Эта иконография напоминает о близком к ангельскому подвигу Иоанна – подготовить путь сыну Божию. Ниже изображено шествие диаконов с ангелами. Диакон в церкви хранит священные сосуды и следит за чистотой престола и жертвенника.
В алтаре главный образ также помещается в конхе. Это Богоматерь с младенцем на престоле с архангелами Михаилом и Гавриилом.
Выше на арке написаны четыре ветхозаветных пророка: Давид, Моисей, Исайя и Даниил.
На стене апсиды Дионисий написал восемь святителей, в том числе Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого и Спиридона Тримифунтского. Они символизируют молитвенное предстояние Всевышнему и его престолу.
Место дьяконника в соборе занимает придел Николая Чудотворца. Это один из любимых на Руси святых, уроженец Ликии. Он совершил множество чудес и исцелений. Преставился около 350 года. Спустя более чем 700 лет его мощи перенесли в город Бари в Италии. Фреска святителя Николая находится в конхе.
В арке конхи слева написано явление святителя Николая епарху Евлавию, а справа – императору Константину.
На северной стене слева Николай останавливает казнь неправедно осуждённых и является к заключённым в темницу дабы освободить их.
На южной стене справа изображено спасение отрока Димитрия от потопления и чудо о ковре.
Стены и столпы
Значительную часть росписи на стенах и столпах занимают сюжеты акафиста Богородицы.
На южной стене привлекает внимание сцена Покрова, вписанная в полукруглый тимпан.
В верхней части столпов хорошо заметны сцены Благовещения.
На северо-западном столпе вверху видны сцены Рождества и волхвы, спешащие к младенцу вслед за Вифлеемской звездой. Ниже помещаются воины: Фёдор Стратилат и Дмитрий Солунский.
В верхнем регистре юго-западного столпа мастер поместил объятия Марии и Елизаветы (матери Иоанна Крестителя) и Марию с Иосифом Обручником. Ниже как и на северо-западном столпе помещаются воины-мученики: Фёдор Тирон (по гречески “новобранец”) и Георгий великомученик. Оба были казнены за проповеди учения Христова перед римскими воинами.
На северо-восточном столпе Дионисий написал митрополита Алексия,
а на юго-восточном столпе художник поместил фреску митрополита Петра.
Ещё одной сюжетной линией фресок Ферапонтовского собора служит тема семи Вселенских соборов. Они занимают нижний регистр стенописи. Такие же сюжеты есть и в Успенском соборе Московского кремля.
В качестве примера приведу фото пятого и шестого Вселенских соборов. Оба они состоялись в Константинополе. Поэтому их иногда именуют вторым и третьим Константинопольскими соборами.
Пятый собор состоялся при императоре Юстиниане в 553 году и осудил учение трёх несторианских епископов. Спустя примерно 150 лет при Константине Погонате состоялся шестой собор. Его изображение находится справа сбоку.
Под сюжетными фресками Дионисий с чадами написал пелены. На каждой пелене мастера изобразили кольца с заключённым в них растительно-травным орнаментом. Этот орнамент нигде не повторяется.
Страшный Суд
Центральная часть западной стены по канону занята фреской Страшного Суда. Страшный Суд олицетворяет конец мира: солнце и луна меркнут, звёзды спадают с неба, а само небо ангелы сворачивают подобно свитку. Ангелы видны в самом верху фрески. Свиток был утрачен в XVIII веке.
Ниже изображается Деисус. В центре его находилось изображение Христа – Царя Небесного и Судии Земного. Ему предстоят Богородица и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил. Коленопреклонённые фигуры у ног Господа – это первородные грешники Адам и Ева.
В нижних регистрах фреска как бы делится надвое. Слева располагается рай, а справа – ад. Однако стенопись страшного суда надо рассматривать зеркально – относительно Христа Вседержителя на престоле. В этом случае шествие праведников окажется одесную (справа), а грешники – иноверцы и неправедные мужья и жёны – будут ошую (слева). В центре же находится этимасия (по гречески “престол”). На нём крест Господень, багряница, орудия страстей Господних и книга, в которой записаны слова и деяния людские.
В нижнем регистре фрески одесную написана дева Мария в образе Царицы Небесной с предстоящими архангелами. а под нею – апостолы Пётр и Павел, святители и праведные мученики.
Ошую расположен ад. Ангел копьём поражает пороки в виде колец на реке жизни. Земля и вода отдают своих мертвецов. В самом низу багровым пятном изображается Геена Огненная. Сатана вооседает на двуглавом чудовище с душою Иуды на коленях. Правее Дионисий изобразил круги ада с наказаниями и подписями, обозначающими грехи.
Это был краткий обзор стенописи Богородице-Рождественского собора в Ферапонтово. Мы рассказали лишь о тех сюжетах, которые потрудились запечатлеть. А на истинную красоту фресок Дионисия лучше взирать в соборе монастыря.
***
Мы заехали в Ферапонтово, когда путешествовали по северным краям. О других храмах монастыря поведали в статье “Ферапонтов монастырь”.
На нашем сайте есть отдельная страница, посвящённая церковному искусству – иконам и фрескам.
Если вы интересуетесь церковной живописью, предлагаем рассмотреть композицию “Символ веры” в Архангельском соборе Московского кремля и редкую четырёхчастную икону из собрания Благовещенского собора кремля.