
Что сразу приходит на ум, если упоминается термин “французская живопись в Москве”? Культурный человек подумает о частных собраниях И.А.Морозова и С.И.Щукина и о Пушкинском музее. Всё верно. Но московская коллекция французской живописи XIX – XX веков не ограничивается ГМИИ им.Пушкина. Есть и частные коллекционеры, например, Инна Борисовна Баженова. В основанном ею фонде «In Artibus» на Пречистенской набережной (Курсовом переулке) летом 2025 года коллекционер показала широкой публике артефакты своего собрания. Мы посетили выставку “Под одним небом” и в настоящей статье делимся и впечатлениями, и фотографиями произведений французских и русских мастеров.
Французская живопись в Москве. “Под одним небом”. In Artibus. Личные впечатления
“Под одним небом” – так называется выставка в небольшом выставочном пространстве фонда In Artibus. В нём всего пять залов. На этот раз они заполнены работами художников, от имён которых замирает сердце: Андре Дерен, Гюстав Курбе, Пьер Боннар, Франсуа Милле, Эдгар Дега, Жорж Сёра, Альбер Марке, Одилон Редон, Анри Руссо (Таможенник), Морис Утрилло.

Их дополняют полотна наших авангардистов: Петра Кончаловского, Надежды Удальцовой и Александра Древина и произведения советских художников, избежавших соцреалистического засилья – Владимира Вейсберга, Андрея Гончарова, других мастеров. Есть даже детский портрет кисти Ильи Ефимовича Репина.

Прочитав столь громкие имена, вы можете подумать, что Инна Баженова собрала несколько рисунков или эскизов прославленных живописцев. Нет! Коллекция составлена из первоклассных живописных полотен! Думаю, и Сергей Иванович, и Иван Абрамович оценили бы собирательский энтузиазм и возможности Инны Борисовны, даже слегка позавидовали бы ей.
***
Для нас выставка “Под открытым небом” стала глотком французского воздуха после нескольких лет оторванности от европейских коллекций. Камерность и тишина выставочных залов позволяли оставаться наедине с художниками и наслаждаться их взглядом на мир, красками, интерпретациями окружающих видов. Заметим, что основной жанр коллекции И.Б.Баженовой составляют пейзажи – природные и городские виды Парижа, французских городков (Онфлёр Жоржа Сёра), сёл (Анри Руссо). Есть несколько портретов и религиозно-мифологических сюжетов, очаровательные натюрморты Альбера Марке и Одилона Редона.
Впечатлили и произведения русских художников, особенно – Александра Древина. Его имя упоминают во всех книгах по авангарду, но живьем мы видели очень мало картин мастера, репрессированного в 1938 году.
“Оторваться невозможно!” – обменялись мы улыбками с одной из посетительниц, в пятый раз встречаясь в разных залах и возвращаясь в них снова и снова.

Выставка коллекции Инны Баженовой в фонде «In Artibus» – единственный достойный показ европейской живописи в Москве за первую половину 2025-го года. (Французский рисунок в Галерее ГМИИ включал не живопись, а графику и громких имён там было на порядок меньше).
Мы получили самые восторженные впечатления от выставки французской живописи в Москве в галерее In Artibus, по силе конкурирующие с впечатлениями от камерных музеев Европы и коллекции Щукина и Морозова в Главном Штабе (Эрмитаж). От души благодарим Инну Борисовну за возможность насладиться восхитительным собранием живописи.
“Под одним небом” – полотна на выставке In Artibus. Французская живопись в Москве
Самой большой радостью для нас стали две картины Анри Руссо.


Мы неравнодушны к творчеству Анри Руссо, рассказывали о его жизни, полотнах и о картинах художника-примитивиста в коллекции ГМИИ.
Работами Андре Дерена наслаждались и в Пушкинском музее, и в Эрмитаже, видели на выставке коллекции Ивана и Михаила Морозовых “Брат Иван”.

Альбер Марке написал множество панорам Парижа. Он видел их из окна мастерской на набережной Сен-Мишель.

Эту же мастерскую незадолго до Марке снимал Анри Матисс. С ним Альбер дружил, они вместе предприняли поездку в Алжир. А в 1934 году мастер приезжал в СССР и очень удивился чрезвычайно тёплому, даже восторженному приёму и самому факту, что его живопись знают и почитают в Союзе.
Специалисты говорят о влиянии Марке на живопись Татьяны Мавриной, Антонины Софроновой, художников “группы 13”, чьи картины показывали на одноимённой выставке в музее Русского импрессионизма.
На выставке “Под одним небом” представлен и изящный натюрморт Мориса де Вламинка.

Ещё одна радость – Жорж Сёра. Небольшой по размеру пейзаж несёт все признаки творчества рано ушедшего из жизни Сёра, его пуантилизм. Работа навеяла ностальгические воспоминания об Онфлёре, куда мы заезжали дважды.

Морис Утрилло в коллекции Инны Баженовой. In Artibus
Как минимум одна работа Морисо Утрилло хранится в собрании Пушкинского музея. Сюжеты Утрилло не отличаются большим разнообразием – это виды улиц Парижа.


Но эти городские пейзажи художника-самоучки стали едва ли не парижским брендом. Живопись Утрилло высоко ценили Хаим Сутин и Амедео Модильяни.
Нам особенно понравился почти монохромный зимний пейзаж с куполом базилики Сакре-Кёр на Монмартре в перспективе.

Адольф Монтичелли – наше открытие на выставке
Адольф Монтичелли – вы слышали о нём? На выставке “Под одним небом” мы познакомились с ним впервые. За это – отдельная благодарность фонду In Artibus, а также за грамотную организацию выставки. В залах предусмотрены информационные стенды с кратким жизнеописанием французских живописцев.
Марсельского художника Адольфа Монтичелли (1824-1886) называют самым загадочным и самым недооцененным французским живописцем. Живописи он учился в Париже, воспринял академические принципы построения полотна.

Но позже под влиянием барбизонской школы полностью изменил манеру живописи.

Критики невзлюбили Монтичелли, приклеив ему ярлык салонного художника с привкусом пошлости.
Но знаменитые мастера ценили его путь в искусстве. Бывая в Марселе, Поль Сезанн непременно навещал Адольфа Монтичелли. Его живописью восхищался Винсент ван Гог и после смерти Монтичелли в 1886 годау испытал на себе влияние палитры живописца.

Знали Адольфа Монтичелли и в России – благодаря внуку А.Н.Радищева, прославленному маринисту Алексею Боголюбову, основателю художественного музея в Саратове.
Состоящий из тёх картин раздел выставки показывает тему “Купальщицы”. Монтичелли дополняют Эдгар Дега

и Александр Древин.

Живопись авангардистов и современных мастеров. “Под одним небом” – полотна на выставке In Artibus
На выставке мы издалека узнавали живопись Александра Древина, в ранние годы примкнувшего к группе “Бубновый валет”, а позже ставшего членом вышеупомянутого художественного объединения “Тринадцать”. В конце 20-х – начале 30-х годов по заданию сектора искусства Наркомпроса многих художников отправляли в творческие командировки. Александра Древина с его супругой Надеждой Удальцовой отослали в окраинные аулы Алтая.

Мастера должны были изучать и отображать успехи социалистического строительства. Но официальные установки ни в коей мере не совпадали с личными поисками Древиным форм живописи, как, например на портрете художницы Ефросиньи Федосеевны Ермиловой-Платовой.

Растреляли Древина отнюдь не за приверженность к “формализму”, а якобы за подготовку латышского восстания против советов, ведь Древин – рижанин, Александр-Рудольф Древиньш. При аресте его жене удалось спасти часть работ Древина. Надежда Удальцова выдавала их за свои. Манера живописи на некоторых полотнах художницы весьма напоминает древинский почерк.

Обратили мы внимание и на пейзаж Удальцовой “Берег Мологи”. В то время, когда художница писала пейзаж, город Молога Ярославской губернии ещё существовал, хотя уже было известно, что он обречён на затопление.

Из многих интересных работ известных (Краснопевцев, Истомин, Ромадин) и даже прославленных (Кончаловский) отечественных живописцев мы остановились у полотна Натальи Нестеровой. Недавно в ГТГ на Крымском валу проходила выставка художницы, было любопытно увидеть ещё одно полотно мастера.

Завершаем главу портретом Антонины Софроновой. Мы обратили внимание на её московские пейзажи на выставке “Группа 13” в музее Русского импрессионизма. Портрет девочки в красной косынке отсылает к фовистам, в частности, к цветовым экспериментам Анри Матисса. Похоже?

Частная коллекция французской живописи Инны Баженовой
Впервые имя Инны Борисовны Баженовой мы прочитали на этикетке одной из картин выставки в музее Русского импрессионизма. Полотна Владимира Вейсберга из коллекции Инны Борисовны видели на выставке “От цвета к свету” в Галерее искусств стран Европы и Америки ГМИИ им. Пушкина.

Краткие биографические сведения о И.Б.Баженовой можно найти на многих ресурсах. Для нас важна собирательская сторона её жизни. Судя по представленным на выставках картинам, у коллекционера И.Б.Баженовой отменный вкус и широкий круг интересов. При этом, её коллекцию нельзя назвать “сборной солянкой” или “с бору по сосенке”, хотя Инна Баженова покупает не только французских живописцев, но и старых мастеров, советских и современных художников.
***
В интервью журналу “Сноб” (https://snob.ru/entry/167968/) она рассказала о своей коллекции:
“У меня нет пристрастия к какому-то определенному периоду в мировой живописи, конкретному художнику или жанру. Нет цели и азарта собрать чьи-то работы, чтобы максимально раскрыть или закрыть тему. При этом я убеждена, что любая коллекция должна отражать внутреннее состояние собирателя, его индивидуальное восприятие живописи.
Начала с того, что было более или менее доступно по ценам и моим вкусам, — художники московской школы 1910—1930-х годов. Как известно, на них очень повлияли французские модернисты. Одно тянет за собой другое. Обладание подталкивает к познанию. Постепенно переключилась на модернистов начала ХХ века.
Помню, как однажды я оказалась в гостях у одного известного любителя искусств, владельца частного музея в Швейцарии. Прошлась по залам, посмотрела на картины, и как-то у меня отлегло от сердца. Значит, не одна я такая, значит, можно собирать искусство и без специальной концепции, а просто по зову сердца, по принципу, что нравится”.
***
Приведём ещё одну цитату коллекционера, мы прочитали её на выставочном стенде In Artibus. Инна Борисовна ясно и логично поведала о своём принципе коллекционирования.
“Меня интересуют художники, которые занимались формой, а не политикой или режиссурой зрительского восприятия. Если озвучить перечень художников и их работ, коллекция может показаться разнородной, но все произведения в ней выстраиваются в один визуальный ряд со своей внутренней логикой. Я погружаюсь в этот мир, отбираю вещи, которые мне кажутся качественными и они сами встраиваются в эту структуру. Для меня это процесс и образ жизни”.
Нам остаётся только поблагодарить собирательницу за возможность увидеть редкие работы выдающихся мастеров. Инна Борисовна, низкий поклон и искренние пожелания расширения коллекции и новых достойных приобретений!
Французская живопись в Москве. “Под одним небом”. In Artibus. Посетителям
Выставка “Под открытым небом” работает до 30 августа 2025 года.
Часы работы фонда In Artibus:
Выходной день – понедельник. In Artibus открывается в 11.00, в будние дни работает до 20.00. В субботу и воскресенье открыт до 19.00.
Адрес: Пречистенская набережная, 17. Вход в галерею находится в Курсовом переулке в здании бизнец-центра “Баркли-плаза”. К In Artibus лучше идти от станции метро “Кропоткинская”.
Как добраться до галереи In Artibus.
Расстояние от станции метро Кропоткинская до галереи In Artibus 800 метров, пешком 9 минут.
От станции метро Парк Культуры красной ветки идти около 10 минут. Расстояние – чуть меньше километра. От кольцевой линии немного дальше – нужно перейти Садовое кольцо по подземному переходу.
Цена билета на выставку “Под открытым небом” – 300 рублей. Фонд In Artibus предоставляет льготные билеты многим категориям посететелей.
Выставка камерная и почти пустая. В середине дня в субботу на ней бродило 5-6 посетителей, считайте, что по 1 визитёру на зал. Даже в выходной день насладиться шедеврами французских и русских мастеров можно в интимной обстановке.

Остаёшься практически наедине с замечательными полотнами французских живописцев, дополненных именами знаменитых отечественных художников.
Статьи о московских выставках собираем в рубрике “Искусство”.