Тема настоящей публикации – пасхальное яйцо Сибирский поезд. Пасхальное яйцо Фаберже с моделью крейсера “Память Азова” тематически связано с другим пасхальным шедевром нашей коллекции – яйцом 1900 года с моделью сибирского поезда. Во Владивостоке после завершения длительного плавания на крейсере “Память Азова” (напоминаем, что оно состоялось в 1885 году) будущий император Николай II положил начало работам по сооружению Сибирской железной дороги, а к концу 1900 года она была почти закончена.
Этому историческому событию и посвящено пасхальное яйцо “Сибирский поезд”.
Пасхальное яйцо Сибирский поезд
Сюрприз яйца – миниатюрный поезд из золота и платины.
(Пасхальные яйца с механическими сюрпризами ценятся особенно высоко. В 1900 году для семьи Варвары Кельх фирмой Фаберже было изготовлено яйцо “Сосновая шишка”, внутри которого находился серебряный заводной слон с фигуркой погонщика. В 1989 году оно было продано на аукционе Christie’s в Женеве за 5,28 миллиона швейцарских франков. В 1997 году его вновь предложили к продаже в Нью-Йорке, но оценили уже в 3,5-4,5 миллиона долларов США).
Этот шедевр занимает совершенно особое место в кремлёвской коллекции пасхальных шедевров Карла Фаберже, так как только в нём есть МЕХАНИЧЕСКИЙ сюрприз, который можно вынуть и привести в движение поворотом крошечного золотого ключика. Да и вообще следует заметить, что из всех 50 пасхальных яиц Фаберже только пять (включая модель поезда) имели вынимающиеся сюрпризы-автоматы.
Пасхальное яйцо Сибирский поезд. Сюрприз-поезд
Сюрприз яйца из собрания Музеев Кремля поражает виртуозным искусством ювелиров и тончайшей работой мастеров, создавших в локомотиве сложный хитроумный механизм. Размер самого механизма в длину не превышает двух сантиметров! Но такой крошечный инструмент приводит в движение весь состав. Более того, поезд украшен рубиновым фонарём и бриллиантовыми фарами. Он состоит из пяти вагончиков с окошками из горного хрусталя.
И это ещё не всё. На каждом вагоне есть своя надпись, прочесть которую можно разве что через увеличительное стекло. “Прямое Сибирское сообщение” – читаем на первом вагоне. Далее – “Для дам”, “Для курящих”, “Для некурящих”. А рядом с каждой надписью указано количество посадочных мест – от 18 до 24 и класс вагонов – 1-ый и 2-ой. Последним в составе находится вагон-церковь.
Прообразам для этого вагончика послужил настоящий вагон, который был построен в 1896 году и освящён в присутствии императорской семьи в честь святой Ольги, тезоименинной святой старшей дочери императора.
На крыше этого золотого вагончика установлен миниатюрный православный крест.
Посетители грандиозной Всемирной выставки в Париже 1990 года имели уникальную возможность сравнить настоящий вагон сибирского поезда, который специально привезли во Францию для экспозиции и его миниатюрную копию. Публика могла сначала насладится чудесами инженерного гения, сидя в роскошном вагоне. На выставке в нём был устроен буфет. Кроме того, за окнами мелькали меняющиеся российские пейзажи – от средней полосы до Дальнего Востока: они были написаны на длинной бумажной ленте, которую прокручивали за окнами. В другом же павильоне можно было полюбоваться ювелирным мастерством Великой державы.
Поезд-сюрприз складывается втрое и убирается в яйцо- футляр, внутри обитый бархатом.
Снаружи серебряной “скорлупы” выгравирована полихромная карта Российской империи с транссибирской магистралью с надписью “Великий Сибирский железный путь к 1900 году”.
Участки пути, которые ещё не были построены отмечены пунктиром. Вся композиция помещена на основание из белого оникса и украшено элементами государственной символики:
– венчает яйцо двуглавый орёл,
– яйцо поддерживают три серебряные позолоченные фигуры грифонов с мечом и щитом в лапах (элементы родового герба династии Романовых). Такие символы были выбраны в знак того, что великий путь был построен по велению и под руководством двух Романовых – императора Александра III и его сына Николая II.
Транссиб и пасхальное яйцо Сибирский поезд
Думаю, не лишним будет кратко упомянуть здесь, что строительству Великого Сибирского железного пути придавали важное политическое значение. Уссурийский край вместе с Владивостоком были присоединены к империи лишь в 1859 году. Таким образом Россия “врастала в Азию”, раздвигала свои пределы. Соединение европейской части России с Азиатской железной дорогой было мечтой Александра III.
Комитет по руководству строительными работами возглавил тогда ещё цесаревич Николай Александрович и для него это стало “первой начальной школой..ведения государственных дел”. Великое предприятие осуществилось в рекордно короткие сроки – через 5 лет после закладки, в 1900 году работы, в основном, завершились.
Весь мир восхищался подвигом русских строителей, которые прокладывали дорогу, преодолевая реки Иртыш, Обь, Енисей, Амур, пробивая многочисленные туннели. В иностранной печати того времени транссибирскую магистраль называли “позвоночным хребтом русского великана”. Её сооружение считали событием, не уступавшим по значению открытию Америки и постройке Суэцкого канала.
Современники воспринимали сооружение магистрали не только как национальное, но и как династическое предприятие. Прошло ещё несколько лет, и на Знаменской площади Санкт-Петербурга, напротив Николаевского вокзала, с которого начинал свой долгий путь транссибирский поезд, был воздвигнут грандиозный памятник Александру III. Миниатюрная копия этого монумента стала сюрпризом пасхального яйца, выполненного фирмой Фаберже в 1910 году.
Но это уже – другая история.
О других пасхальных подарках знаменитого ювелира можно прочитать в репортажах:
История коллекции пасхальных яиц Фаберже.
Клевер – эмблема удачи.
Время проходит, любовь остаётся. Яйцо – часы.
Символ власти и духовности. “Московский Кремль.
Зелёный – цвет надежды. Модель Александровского дворца.
Кумир города Туманов. Модель памятника Александру III
Великий сибирский путь.
Знаменательное плавание. “Память Азова”
Рассекая хрустальные волны. Модель яхты “Штандарт”
300-летие Дома Романовых.
Военные будни
“Созвездие царевича” – неоконченное яйцо.
На основе книги Т.Н.Мунтян “ФАБЕРЖЕ. ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ”. Из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника “Московский Кремль” и Минералогического музея имени Ф.Е. Ферсмана РАН Москва, 2011 г.
Предлагаем Вашему вниманию серию статей о древнем русском ювелирном искусстве. Первая статья цикла “Русское ювелирное искусство XII-XV веков”.
Эх, умели же мастера-ювелиры работать! Уникальная вещь! Отражает не только мастерство и фантазию художников и златокузнецов, но и историю России!
Люблю историческую тему.А здесь нашла много интересного.Спасибо Вам.