Знаменательное плавание. “Память Азова”. Фаберже

2
469
Память Азова

Первое пасхальное яйцо “Память Азова” по заказу императора Александра III было выполнено в 1885 году и предназначалось Марии Фёдоровне, супруге царя. С 1885 по 1916 год включительно фирма Фаберже  создала пятьдесят пасхальных яиц для августейших особ. Старейшее в коллекции Оружейной Палаты Московского Кремля – яйцо с моделью крейсера “Память Азова”. (История собрания, а точнее рабазаривания коллекции царских сокровищ опубликована здесь).

Самое раннее пасхальное яйцо из коллекции Оружейной Палаты изготовили в 1891 году в мастерской Михаила Перхина. Почти все императорские яйца, созданные до 1903 года, выполнены под руководством М.Перхина. Он происходил из простого народа. Сумел стать ведущим ювелиром прославленного предприятия.

На изготовление одного яйца уходило около года. “Начатые вскоре после Светлого Воскресенья, они бывали лишь с трудом готовы на Страстной неделе следующего года. Передавались они главою фирмы лично императору в пятницу на Страстной неделе”.

“Память Азова” – заказ Александра III

“Память Азова” – единственное яйцо  в музее Москвы, выполненное по заказу Александра III.

Память Азова

Это произведение посвятили путешествию на Восток царских сыновей. В путь отправились наследник престола, будущий император Николая II. В ту пору он был ещё цесаревичем. Николай Александрович поехал вместе с братом, Великим Князем Георгием Александровичем. Путь проходил через Индию, Китай Японию. Шли на военном корабле “Память Азова”.
Память Азова

Возвращались же сухопутным путём с Дальнего Востока через всю необъятную Сибирь. Весь поход продолжался почти десять месяцев.

Николай Александрович путешествовал на крейсере пассажиром. Его младший брат – в качестве члена экипажа в чине мичмана. Вот почему сюрпризом яйца является миниатюрная копия корабля из золота и платины.

Модель помещена на пластину из аквамарина цвета морской воды, в золотой оправе с петлёй. За эту петельку модель вытягивалась из гелиотропового футляра. Тёмный цвет камня – гелиотропа напоминает о морских глубинах. Вплетёные в золотую чеканную оправу стилизованные раковины символизируют подвижную, вечно шумящую стихию воды. Оснастка крейсера воспроизведена до мельчайших деталей – крошечные платиновые шлюпки, якоря на цепях, паутина тончайших золотых мачт – всё это различимо глазу. На корме мастерски выгравировано название корабля – “Азов”.

“Память Азова”. Георгий Александрович

Путешествие, предпринятое в 1890-1891 годах оказалось не слишком удачным для Георгия Александровича. У Великого Князя обострился туберкулёз. Самое же неприятное во всём путешествии было ранение Великого Князя. В японском городе Оцу он получил удар мечом по голове от самурая – фанатика. И здесь прослеживается некая мистическая связь между пасхальным подарком и этим инцидентом.

Покушение произошло уже ПОСЛЕ того, как как  император подарил яйцо матери – Марии Фёдоровне. А дизайн яйца можно истолковать как некий предупредительный знак, зловещий сигнал о том, что путешествие может плохо закончится. Ведь на густо-зелёной “скорлупе” гелиотропа есть кроваво-красные капельки включений камня. И алое пятно рубина – кнопочного замка футляра.
Память Азова

Поездка будущего императора на Дальний восток имела, по мнению современников, фатальный характер и предрешила многие дальнейшие события его царствования.

Серия репортажей о пасхальных подарках фирмы Фаберже

О других пасхальных подарках  знаменитого ювелира можно прочитать в репортажах:
История коллекции пасхальных яиц Фаберже.
Клевер – эмблема удачи.
Время проходит, любовь остаётся. Яйцо – часы.
Символ власти и духовности. “Московский Кремль. 
Зелёный – цвет надежды. Модель Александровского дворца. 
Кумир города Туманов. Модель памятника Александру III
Великий сибирский путь.
Знаменательное плавание. “Память Азова”
Рассекая хрустальные волны. Модель яхты “Штандарт”
300-летие Дома Романовых.
Военные будни
“Созвездие царевича” – неоконченное яйцо.

Статья написана на основе книги Т.Н.Мунтян “ФАБЕРЖЕ. ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ”. Из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника “Московский Кремль” и Минералогического музея имени Ф.Е. Ферсмана РАН Москва, 2011 г.

Предлагаем Вашему вниманию серию статей о  древнем русском ювелирном искусстве. Первая статья цикла “Русское ювелирное искусство XII-XV веков”.

Поделиться в

2 КОММЕНТАРИИ

    • Благодарю за отзыв. Буду рада, если будете следить за новыми репортажами – в ближайшее время подробно расскажу о каждом из 10 пасхальных яиц в собрании Оружейной Палаты Московского Кремля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь