Пасхальное яйцо Конный памятник Александру III. На Пасху 1910 года вдовствующая императрица Мария Фёдоровна получила в подарок от сына, императора Николая II яйцо с миниатюрной моделью памятника Александру III. Выбор темы Карлом Фаберже был оправдан. Годом раньше, в 1909 году в тогдашней столице Империи был установлен памятник царю-миротворцу. В этом же году минуло пятнадцать лет со дня смерти Александра Александровича. Его августейшая вдова в память о муже получила подарок, сочетание золота и лазури изделия звучало торжественным мажорным аккордом. Миниатюрный золотой памятник установлен на высоком постаменте из лазурита с сияющим поясом мелких алмазов.
Пасхальное яйцо Конный памятник Александру III. Споры вокруг скульптуры
В 1909 году в северной столице был установлен памятник “царю-миротворцу”. Карл Фаберже не обошёл вниманием это событие, как, впрочем, и многие другие значимые для августейшего дома. Сам же памятник вызвал много критики и споров в обществе. Его автора – Паоло Трубецкого называли дилетантом, плебеем в искусстве и даже неучем. Лошадь называли коровой, а в фигуре царя не видели ни анатомии, ни рисунка. Даже говорили, что этот памятник – глумление над народом.
Стоит комод
На комоде — бегемот,
На бегемоте — обормот,
На обормоте — шапка,
На шапке — крест,
Кто угадает- того — под арест!
говорили в то время о скульптурной композиции.
Но были с другие мнения об этом произведении. Илья Репин считал монумент П.Трубецкого самым красивым и художественным после “Медного всадника”. Мосолов А.А. писал: “железною рукой массивный и колоссальный царь затягивает поводью своей лошади, не менее тяжёлой и внушительной, чем сам император”.
Со временем с памятником совсем примирились, а поэт Валерий Брюсов назвал монумент Александру III одним из трёх “кумиров города туманов”.
Что же касается царской семьи – её члены благоволили П.Трубецкому. В процессе создания и Николай II, и его мать, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна приезжали взгянуть на работу и автор руководствовался их указаниями.
Пасхальное яйцо Конный памятник Александру III. Ювелирная техника
Карл Фаберже, несмотря на неоднозначное отношение публики к самому памятнику, хорошо знал мнение императорской семьи о новом монументе и помнил о трепетном отношении Николая II к памяти его великого отца.
Материалами для шедевра – тоже сочетание золота и лазури, создающее торжественный и мажорно звучащий аккорд, что и яйцо с моделью яхты “Штандарт”. Из золота выполнен миниатюрная фигура Александра. Постамент сделан из ляпис-лазури.
Сюрприз – памятник помещён в роскошный футляр из горного хрусталя. Ювелирную разновидность этого материала в то время называли топазом. Поверхность яйца выгравирована тончайшим узором. Верхняя часть яйца с бриллиантовой сеткой напоминает сверкающий купол над памятником императору.
Оправа яйца – платина, богатые возможности которой Фаберже сумел оценить одним из первых. В то время она была сравнительно новым материалом для ювелиров, её не клеймили, платиновые изделия не имели пробы. Но платина как нельзя лучше подходила для украшений с бриллиантами – не выделялась среди алмазов и создавалось впечатление, что изделия состоят только из драгоценных камней, непостижимым образом скреплённых между собой. Серый цвет платины зрительно увеличивает размер камней. Серебро также подходило для этой цели, но со временем темнело.
Случилось так, что долгие годы представление о памятнике можно было получить только по миниатюрной модели Фаберже. “Чугунное пугало” в советское время убрали с той площади, откуда отправлялись поезда в далёкий сибирский путь. Теперь памятник вернули, но увы, на другое место.
Серия репортажей о коллекции пасхальных подарков Фаберже
История коллекции пасхальных яиц Фаберже.
Клевер – эмблема удачи.
Время проходит, любовь остаётся. Яйцо – часы.
Символ власти и духовности. “Московский Кремль.
Зелёный – цвет надежды. Модель Александровского дворца.
Кумир города Туманов. Модель памятника Александру III
Великий сибирский путь.
Знаменательное плавание. “Память Азова”
Рассекая хрустальные волны. Модель яхты “Штандарт”
300-летие Дома Романовых.
Военные будни
“Созвездие царевича” – неоконченное яйцо.
На основе книги Т.Н.Мунтян “ФАБЕРЖЕ. ПАСХАЛЬНЫЕ ПОДАРКИ”. Из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника “Московский Кремль” и Минералогического музея имени Ф.Е. Ферсмана РАН Москва, 2011 г.
Предлагаем Вашему вниманию серию статей о древнем русском ювелирном искусстве. Первая статья цикла “Русское ювелирное искусство XII-XV веков”.
Спасибо огромное
Спасибо вам за труды, много полезного и хорошего