От Сызрани до Астрахани через Cаратов . Петербургский путешественник Eeyore продолжает знакомить нас с городами Поволжья. В этой части Сызрань, Хвалынск, Саратов и астраханский кремль. На закуску гора Богдо и озеро Баскунчак.
Ближе к вечеру выехали в Сызрань – надо было успевать, чтобы, наконец, полностью войти в график. Сызрань состоит в основном из промзоны, а в центре – фактически одна улица, раскрывающая секреты этого города, Советская. В её начале находится кремль, представленный башней
и церковью Рождества Христова, душевной. В двух шагах – огромный и куда менее душевный Казанский собор. Далее по улице встречаются домики разной степени привлекательности, среди которых выделяется особняк Стерлядкина работы Шехтеля. Особняк Чернухина (ныне выставочный зал) расположен в двух кварталах от Советской улицы, отреставрирован почти до потери возраста. От Сызрани до Астрахани через Cаратов . От Сызрани на Саратов идёт вполне приличное шоссе, за исключением вставочки из всё той же Ульяновской области – там десятка полтора км разбиты в хлам. Ночевать приехали в Хвалынск – 800 рэ, евроремонт, душ и сортир в коридоре, (84595) 217-32, ул. Советская, 89. Я всегда, если есть выбор, прошу нумер без евроремонта, но здесь выбора не было. И точно, дышать нечем, мебель неудобная, с окнами и занавесками ваще беда – в общем, какой-то я неевропеец.
Про Хвалынск, по-моему, никто никогда не упоминал ни на ОиП, ни на родственных сайтах. И напрасно – по крайней мере, одна улица, достойная прогулки, там есть. Её-то мы и разглядели в лучах утреннего солнца, т.к. накануне приехали уже затемно. Вот такая там пожарная каланча, вот такой домик, а вот этот домик – на мой вкус, просто шедевр. Есть ещё и старая мечеть, но в другом квартале. Из Хвалынска двинулись к югу, переехали в Балаково плотину и за ней свернули налево, в старый город. Там была обещана Троицкая церковь, в которой поучаствовали Шехтель и Врубель. Плоды сотрудничества налицо.
Заодно нашли ещё один маленький шедевр – жить в нем, наверное, не очень удобно, но смотрится дивно.
От Сызрани до Астрахани через Cаратов . Далее ехали левым берегом по гладкому асфальту, не доезжая Энгельса свернули на новый мост по указателю на Саратов – и, наверное, зря, т.к. потом долго искали, как въехать в центр, а по старому мосту сразу бы там и очутились. В Саратове – характерная, скорее, для райцентров организация траффика: почти все улицы с односторонним движением. Апофеоз этого метода мы увидели позже в Ельце. Провели мы в Саратове часа 4, и за это время он успел нам понравиться – кроме знаков “кирпич”, ничто не вызвало раздражения. А вот кайфа на бегу наловили. На одну только консерваторию можно любоваться долго и с разных сторон. Ничего в ней подправлять не надо.
Здание администрации украшено вот таким архитектурным излишеством: Троицкий собор хорош (внутрь надо зайти!), но слегка в лесах. А такая вот любовно отремонтированная промархитектура живет на выезде в сторону Волгограда.
Едем дальше, пренебрегая Каменкой с её костелом (ох, зря!) и Камышиным (может, тоже зря). Перед Волгоградом уходим на плотину – всё это была гладкая асфальтовая дорога. Забегая вперед, скажу, что от Волжского до Астрахани тоже дорога хорошая – как-то я даже не был готов к этому 🙂 , все уверяли меня, что проехать вдоль Волги от Чебоксар до Астрахани чревато сотрясением мозга.
От Сызрани до Астрахани через Cаратов . Город Волжский проезжали дважды (туда и обратно), что по замысловатой объездной, что через центр с кучей светофоров – вышло одинаково. К ночи добрались до Ахтубинска и заночевали в гостинице “Стрела” за 530 рэ с удобствами (кроме душа) в нумере (85141) 36934 ул. Щербакова, 12. Так это нам понравилось, что мы решили после осмотра Астрахани не ночевать в ней вторую ночь, а двинуть снова в Ахтубинск, сэкономив 300 км длинного перегона. Но об этом позже.
Утром отправились в дирекцию заповедника Богдо-Баскунчак (Ахтубинск, мкр. Мелиораторов д. 19, кв. 1, с 8 до 17 кроме пнд), где купили путевку в заповедник (за двоих +авто+фото+видео – 540 рэ) и покатили степью к Баскунчаку. До Нижнего Баскунчака гладкий асфальт, у щита с рекламой заповедника – направо в степь по грунтовке, после дождя, по словам заповедных людей, только на тракторе. Нужно доехать до второго вагончика (это около 5 км), там встретят 🙂 и покажут, где можно проехать к горе Богдо. Самостоятельно пытаться заехать на дорожки под указателями “заповедник” не стоит – они зашипованы.
Впечатление от заповедника мощное. Птицы улетают только когда на них почти наступаешь. Суслики и ещё какие-то их аналоги сидят столбами (впрочем, они и в тамошник деревнях шастают в поисках съестного). Растения весьма причудливы. Гора неожиданная (на неё по правилам надо подниматься по лестнице. В заповедниках я стараюсь придерживаться правил, чего и всем желаю). Виды с горы неземные. В принципе, по этому месту надо делать отдельный фотоальбом. Для общего развития 🙂 , вид на гору из степи. Вид на гору в упор. Вид с горы на озеро. Всего провели в заповеднике часа 4, из обещанного не увидели только журавлей. Но их и местные не каждый день видят, только под воскресенье 🙂 .
Намеревались продолжить день осмотром золотоордынской столицы Сарай-Бату в Селитренном, но обломились: раскопки законсервированы (проще, закопаны) на зиму и ещё не вскрывались. На фоне стенаний местного руководства о низкой посещаемости туристами такого крутого памятника это выглядело странно. Однако, часа полтора потеряли, карабкаясь с холма на холм в надежде отыскать хоть что-то любопытное. Хренушки. Зато получили подарок там, где не ждали. Я как-то спрашивал в конфе про Хошеутовский хурул и получил 0,0 ответов. Ответ же стоял прямо на шоссе – указатель на Речное, 25 км. В атласе этой дороги нет, на местности же есть, и очень любопытная – она пересекает по мостам десятка полтора больших и малых фрагментов дельты Волги, начиная с матерых Ашулука, Ахтубы и Казачьего ерика и заканчивая протоками шириной в метр, каждый из которых имеет, тем не менее, своё имя. Между мостами – перегоны метров по 500 – 800, на асфальте сплошным ковром греются гадюки. Двигаться довольно жутковато – я змей не боюсь, но уважаю 🙂 , и давить ни в коем случае не собирался. К сожалению, парочку всё же приговорил. О том, что может спустить колесо, или ещё какая вынужденная остановка – думать не хотелось. И как же там в соседнюю деревню на погулять бегают?
За километр до Речного асфальт прекратился, остаток пути – ямистый грейдер. И, наконец, вот он – памятник в честь победы калмыков над Наполеоном. Построен он был командиром дикой дивизии, участвовавшей в войне 1812 года, а сейчас, в довольно печальном состоянии, передан буддистской общине села Заволжское. Хочется верить, что спасут. Лавируя меж гадов, вернулись на трассу и покатили в Астрахань. В большом поселке Сеитово – вотчине Газпрома – пост ДПС, где тщательно переписывают весь проезжающий не местный транспорт, так что не имеющим прав или угнавшим автомобиль этой дорогой ехать не советую. Вообще, похоже, что от Сеитово до Астрахани дорога ведомственная – газовиков, и со стороны Астрахани на ней висит “блин” с 7 до 9 и с 16 до 19 (кажется, так).
В Астрахани устроились вполне бюджетно в гостиницу артистов цирка (600 рэ, душ на первом этаже, остальное в нумере), (8512) 257152, ул. Победы, 54-1.
От Сызрани до Астрахани через Cаратов . Ну вот, и самая дальняя точка покатушки. Не сказать, чтобы ждал я от Астрахани каких-то чудес – всё же не Бухара, но некое предвкушение было. Всё оказалось прозаичнее – выяснилось, что за 4000 верст я ехал ради двухчасовой прогулки по кремлю. То-есть, конечно, гулял я по городу гораздо дольше, но ничего, кроме кремля и ещё пары-тройки не самых примечательных видов не обнаружил. Зато в избытке было жары, помоечной грязи, бродячих собак, заваливающихся домов и общей неухоженности – астраханские трамваи меня потрясли… Да простят меня астраханцы, но из больших городов в этой покатушке Астрахань уверенно замыкает рейтинг.
Однако, по порядку. После неутешительных кварталов деревянных резных домов, красота которых полностью уничтожена бытом, вышли на набережную канала и удивленно уперлись в странное сооружение, сверкающее новыми прогрессивными материалами. Новодел? Однако, нет. Это здание банка, спроектированное уважаемым И.Ф.Лидвалем. Не знаю, обрадовался бы архитектор такой реставрации – может, и да: он был любителем всяких новшеств…
Перейдем к кремлю. Вообще-то фоток Астрахани у меня много, но не хочу пугать ваш трафФик. Но уж на кремле оттянусь – получите.
Артиллерийская башня Красная башня (в ней, по идее, музей, но мы попали на момент смены экспозиции, и нам только разрешили тайком залезть наверх и поглядеть на кремль свысока). Крымская башня Всё это было восстановлено в 60-70-х годах ХХ века, а перед этим успело практически развалиться. Тем не менее, выглядит вполне в духе времени, когда было построено.
Изюм кремля, да и всей Астрахани – Успенский собор, величественный и прихотливо украшенный крылечками, галереями и фигурной кладкой.
Вот таков он из окна Красной башни, вместе с колокольней, доминирующей над городом.
Другой кремлевский собор – Троицкий – хотя и не менее заслуженный, но собран последовательно из нескольких разнородных объемов, и не столь внушает. А надвратная Никольская церковь, наоборот, весьма гармонична. Заключение – в следующей части.
Все части путешествия Спб – Казань – Астрахань:
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V