Королевский дворец в Брюсселе. Больше девяти веков прошло с тех пор, как графы Лувенские обосновались на холме Куденберг. Ламберт I Бородатый стал первым сюзереном графства Лувен с 988 года, с 991 года он получил титул маркграфа Брюсселя. Резиденция правителей расположилась на возвышенности, с которой было удобно управлять городом.
Это место казалось идеальным, ибо находилось вдали от старого, тесного и грязного средневекового центра Брюсселя рядом с лесом, богатым дичью. В наши дни бывший лес превратился в главный городской парк Брюсселя.
Вот уже тысячу с лишним лет Королевский дворец в Брюсселе служит символом власти. Правители Фландрии, Католических Нидерландов и Бельгии оставили здесь свои следы. Отсюда, из феодального замка, стоявшего на месте нынешнего дворца, Карл V правил своей империей “над которой никогда не заходило солнце”. Здесь же, разочаровавшись в достижении мирового господства, он отрёкся от престола.
В 1815 году Венский конгресс перекраивает карту Европы и определяет будущее тех её земель, что через 15 лет получат название “Бельгия”. Правителем королевства Нидерландов становится Вильгельм I. Он решает восстановить величественный дворец на возвышенности Куденберг над Брюсселем, ведь прежний сгорел во времена владычества Габсбургов.
Напротив дворца устраивают обширный парк. Сначала это был лишь небольшой сад, его высадили на месте дворцовой веранды по распоряжению австрийского наместника Штахенберга. С 1776 года в этом саду начинают сажать раскидистые деревья, чтобы горожане могли укрыться в их тени в жаркие летние дни.
Однако Королевский дворец в Брюсселе недолго служил нидерландскому королю. 25 сентября 1830 года патриотический спектакль, сыгранный неподалёку отсюда в театре Се-ля-Моне неожиданно вызвал… народное восстание.
Озадаченная сопротивлением восставших жителей Брюсселя, армия нидерландского короля покинула бывшие Фландрию и Брабант. Так родилась новая страна под названием “Бельгия”.
Прогрессивные люди объединились, чтобы создать конституцию и подготовить будущее страны. 21 июля 1831 года на дворцовой площади герцог Саксен-Кобургский короновался под именем Леопольда I.
Площадь устроили ещё до появления Бельгии на карте Европы по повелению австрийского принца. Она отличается весьма гармоничными пропорциями. Задолго до того, как она приобрела свой нынешний классический облик, эта площадь уже была символом власти Карла V, одного из самых могущественных императоров в истории Священной Римской Империи. Здесь же провозгласил свою власть Наполеон I и король Нидерландов Вильгельм из рода Оранских.
Леопольд I ещё раз подчеркнул королевское назначение этого места. Его сын, король Леопольд II придал площади и дворцу тот вид, который мы видим и сегодня.
Будучи амбициозным правителем, он стремился превратить Королевский дворец в Брюсселе в символ величия королевской власти.
Визит во дворец можно сравнить с просмотром семейного альбома Саксен-Кобургской династии, взошедшей на престол независимой Бельгии в 1831 году. Резиденция бельгийских королей отличается сдержанной красотой, изяществом монаршего вкуса, великолепной отделкой. Дворец стал воплощением монаршей власти и величия коронованных особ.
Королевский дворец в Брюсселе. Парадная лестница. Построили во времена правления Леопольда II. Её возвели на месте былой Геральдической улицы, шедшей к прежнему дворцу.
Торжественная лестница прекрасно гармонирует с величественным фасадом. Для создания живого ритма композиции архитектор чередует белые ступени и зелёные балясины.
Посетителей встречает трёхметровая статуя Минервы, символизирующая мир.
Королевский дворец в Брюсселе. Приёмный зал оформили ещё по приказу Вильгельма I, короля Нидерландов.
Это единственный зал во всём дворце, где в украшении фриза сохранилось изображение нидерландского льва.
В старину в этом зале проходили торжественные балы и приёмы австрийского наместника. Хотя в зале больше не раздаются звуки прекрасных сонат и вальсов, но гении музыки не покинули его.
Зал в стиле «ампир» пережил столетия. Это один из самых старых залов дворца. В нём проводились всевозможные церемонии и балы королевского семейства. Именно здесь в 1959 году проходило гражданское бракосочетание предыдущей бельгийской королевской четы Альберта II и Паолы. Король Альберт II совсем недавно, в июле 2013 года отрёкся от престола в пользу наследника, сына Филиппа.
За парадной приёмной следует белый зал. Большой белый салон исполнен в неоклассическом стиле, характерном для королевского дворца в Брюсселе.
Королева Луиза, дочь короля Франции Луи-Филиппа, жена Леопольда I, тщательно заботилась об этом просторном и светлом салоне. Многочисленные зеркала призваны визуально увеличить его площадь. Великолепна отделка зала – нельзя не восхититься изящными золотыми украшениями на белых стенах.
Королевский дворец в Брюсселе. Перейдём в следующий зал. Маленький белый салон, так же как и большой зал обставлен стульями в стиле «ампир». Они были подарены королём Луи-Филиппом и королевой Марией-Амелией их дочери Луизе, супруге Леопольда I по случаю их свадьбы.
Немецкие курфюрсты, английские короли, французские императоры – все королевские династии Европы присутствуют в залах этого дворца.
Во времена правления Габсбургов лестница, называемая сегодня венецианской, служила главным парадным входом во дворец.
Она оставалась главным входом во дворец во время Вильгельма I, короля Нидерландов, и Леопольда I, основателя бельгийской династии.
Красота и соблюдение пропорций при всей выдержанности стиля соответствует вкусам первого короля Бельгии, который не был сторонником лишних и ненужных расходов. Его сын, Леопольд II, преобразил лестницу и придал ей внешний вид, сохранившийся до наших дней. Мы видим роспись Жана Батиста ван Моера с изображением дворца Дожей, собора святого Марка и канала Гранде в Венеции.
Следующий зал Гойи назван в честь великого испанского художника Франсиско Гойя, по чьим рисункам созданы гобелены, украшающие его. Шпалеры называются «Танец» и «Игра в жмурки».
Их выткали в Мадриде по эскизам Гойи. Изабелла Испанская преподнесла гобелены королю Леопольду I. Этот зал посвящён первой бельгийской королевской семье. В нём представлены не только портреты родителей Леопольда, но и молодого принца и его сына.
Следующее помещение – зал Людовика XVI отделан согласно чертежам, утверждённым Вильгельмом I . Его недавно отреставрировали. Сегодня в зале представлены картины Мишеля Бориманса.
Это современные портреты королевской династии. Идея заключается в том, чтобы внести во дворец элементы современного искусства, представляя его в семейном контексте. Изображение Шарлотты, любимой дочери Леопольда I, часто предстаёт перед посетителями.
Следующий зал исполнен в элегантном итальянском стиле.
В былые времена эта комната предназначалась для сановников, ожидающих приёма у короля. Она также отреставрирована и сейчас предстаёт во всём своём великолепии. На арфе, представленной в этом зале, любила играть сама королева Бельгии.
В этой комнате мы видим семейные портреты. Один из них – портрет Леопольда I, написанный придворным художником Франсуа Ксантье Винтель Хантелем.
Когда король Альберт I получил в наследство дворец в Брюсселе, его ещё не закончили. Новый правитель решил сократить расходы на строительство королевской резиденции. Племянник Леопольда II, ставший новым королём, меняет представление о монархии. Он сближает королевскую власть с народом.
Долгое время зал маршалов – следующий зал – служил для встреч со знатными особами.
С недавних пор здесь находится личный кабинет Альберта II. Комната проникнута особой атмосферой. Посетителям кажется, что сам король в любую минуту может войти сюда и приступить к работе.
Зал украшен работами художника Мишеля де Риманса. Здесь же представлены личные вещи членов королевской семьи.
Пройдём в тронный зал. В нём больше, чем в любом другом парадном помещении дворца, проявляются монаршие амбиции Леопольда II. Правителю становится тесно во дворце, построенным его отцом, у него зреют амбициозные государственные планы и дворец должен отражать его правление. Он просит своего приближённого архитектора Альфонса Бала создать просторный зал для балов, который позже станет тронным залом. Король не скрывает своего интереса к французской классической архитектуре, особенно к роскошному дворцу Тюильри и Версалю.
Зал разделён на три части массивными колоннами. Рельефы, украшающие зал, принадлежат резцу лучших скульпторов того времени, в том числе и Огюста Родена. Эпические скульптуры символизируют провинции королевства, аллегории добродетелей и рек Мааса и Шельды, олицетворяющих две основные части страны.
Дворец живёт в ногу со временем. В нём приняты все меры по охране природных ресурсов. Люстры снабжены лампочками, позволяющими экономить электроэнергию. Они были специально разработаны для королевских люстр бельгийской фирмой.
Со времени своего создания зал был свидетелем великих исторических событий в жизни Бельгии: бракосочетание Альберта I с герцогиней Баварской Елизаветой Вительсбах (она была дочерью немецкого герцога Фридриха Баварского и племянницей австрийской императрицы Елизаветы) изменило восприятие образа первой дамы Бельгии. Королева больше не представляется лишь супругой в тени мужа.
Елизавета оставила свой след в правлении страной. Во время двух мировых войн по инициативе королевы в тронном зале располагался госпиталь. Елизавета увлекается искусством и различными науками. Во дворец вхожи писатели, музыканты, художники и скульпторы.
В 1960 году в этом зале состоялось бракосочетание их младшего сына короля Бодуэна и королевы Фабьолы.
Мы переходим в красивую широкую галерею, больше похожую на зал для балов и дворец продолжает повествовать нам о королевской династии. Со временем воспоминания о скромной королеве Марии-Генриетте, супруге Леопольда II, стёрлись из памяти дворца. Её неутомимый муж, король Леопольд II, созывает лучших художников и архитекторов для создания ещё одного прекрасного зала. Великолепная галерея напоминает собой Версаль.
Это неудивительно, ведь Леопольд II всегда восхищался зеркальной галереей Версаля. Мастера кисти черпали вдохновение в творчестве придворного художника Людовика XIV Шарля Лёбрена. Мебель выполнена в неоклассическом стиле эпохи Людовика XVI.
Дворец хранит воспоминания о короле Леопольде III – деде нынешнего короля и его бабушке королеве Астрид, которая трагически погибла в 1935 году в автокатастрофе в Швейцарии.
Король Леопольд II намеревался посвятить отделку следующего зала Конго – бывшей бельгийской колонии. Поэтому над камином видна карта Африки, сделанная из катангской меди.
Король запланировал множество других украшений, но он скончался до того, как отделка была закончена. Из соображений экономии Альберт I приказал украсить зал зеркалами, поэтому его и назвали зеркальным залом.
Дворец в Брюсселе преобразился с вступлением на престол Альберта II в 1993 году.
Его супруга, королева Паола привнесла в его стены новое современное искусство.
По её инициативе был создан художественный совет, позволивший современному искусству присутствовать в королевской резиденции. В 2000 и 2001 годах худсовет одобрил произведения трёх современных мастеров: Яна Фабра, Дирка Фрагмана и Марта Вери. Ян Фабра создал впечатляющие произведения в зеркальной галерее. Художник покрыл свод, две вертикальные арки и центральную люстру 1.5 миллионами панцирей тайских жуков-скарабеев.
Панцири жуков обладают натуральным блеском, что придаёт освещению галереи исключительный эффект.
В галерее можно также увидеть монограмму в виде буквы Р – «Паола», выполненную из панцирей этих насекомых.
Выполняя этот амбициозные проект, королева отдавала себе отчёт в том, что её обязательно будут критиковать. Некоторые знатоки упрекают её в смешении стилей. Тем не менее Её Величество лишь следовала традициям королевского дворца: с самого момента его создания все его обитатели жили в ногу со временем.
Несмотря на то, что дворец каждый год открывает свои двери широкой публике, он не является музеем. Это место, предназначенное для жизни и работы. Именно здесь находятся кабинеты королевской четы и принцев.
Когда нынешний король Филипп был наследником престола, основной резиденцией герцога Брабантского являлся замок Лакен. Но в Брюссельском дворце у принца него был свой кабинет. Наследник престола часто принимал посетителей в неофициальной обстановке, чтобы обсудить насущные проблемы страны и всего мира. Его Высочество был послом международной торговли и регулярно принимал во дворце представителей торгово-промышленных кругов страны. Его основной задачей стало продвижение национальных предприятий на международном уровне.
Его супруга – нынешняя королева Матильда, также проводит многочисленные встречи во дворце в Брюсселе. Здесь она устраивает собрания и планирует свою деятельность как на национальном, так и на международном уровне. Несмотря на величие обстановки дворца, первая леди всегда старается установить открытый и доверительный диалог с приглашёнными.
Современная королевская семья делит между собой официальную представительскую деятельность. У каждого есть свои обязанности. Члены династии всегда стремятся поддерживать открытый диалог с народом.
Будучи местом работы, королевский дворец также предназначен и для официальных встреч. В нём проходят пышные официальные церемонии королевства, в том числе официальный новогодний приём, который устраивают для иностранных послов.
Также здесь проходит церемония награждения премией принцессы Матильды. Каждый год этой премией награждаются инициаторы благотворительных акций.
Во дворце также проходит церемония награждения премией короля Бодуэна. Она присуждается за вклад в развитие южных стран или же стран третьего мира. Для проведения этой церемонии королевская семья собирается в полном составе: принцесса Астрид, принц Лоуренс, принцесса Клер приветствуют приглашённых в то время как король беседует с высокопоставленными чиновниками страны.
Азиатско-европейский саммит является очень важным событием в политической, финансовой, экономической, культурной жизни страны. Во время проведения последнего саммита (2010 г.), королевская резиденция находилась в центре внимания общественности. Исторический дворец превратился в центр международного политического события, организованного в соответствии с новейшими технологиями.
Королевский дом, украшенный золотым орнаментом и деревом, прежде всего отражает жизнь своих монарших обитателей. Вот уже долгие годы брюссельский дворец является неотъемлемой частью столицы и всей страны, получившей независимость в 1830 году.
Несмотря на многочисленные перемены, произошедшие в течении столетий, королевский дворец сохраняет свои традиции. Тем не менее, в нём чётко вырисовываются перспективы будущего благодаря произведениям современного искусства и важнейшим международным событиях, проходящим в его покоях. Как и бельгийская монархия, королевский дворец служит воплощением современности, стоящей на прочном историческом фундаменте. Королевская резиденция предстаёт перед нами не как строгое официальное учреждение, а как прекрасный символ истории страны.
В статье использовались материалы документального фильма “Королевский дворец в Брюсселе”. Автор Jean-Louis Maloux. От себя добавим, что попасть во дворец может каждый, кто приедет в Брюссель с середины июля до середины сентября – он открыт для посетителей с 10.30 до 17 часов, понедельник – выходной день. Плату за вход не взимают. Вежливые охранники покажут Вам, откуда лучше начинать осмотр. Если у Вас большой рюкзак, его следует оставить в камере хранения. Меня попросили перевесить мой дамский рюкзачок со спины на грудь. Фотографировать разрешают, благодаря этому мы сумели проиллюстрировать рассказ снимками.
На сайте ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ Вы можете познакомиться с другим королевским дворцом, в Вавеле.
Большое спасибо за прекрасно иллюстрированный и такой познавательный материал
Ольга, спасибо, что оценили наш труд, вложенный в написание статьи.
Интересно, а насколько здесь чувствуется, что этот дворец не музей, а королевский дом?
Не очень чувствуется. Ведь в экскурсию не входит посещение личных покоев – спальни, столовой. Показывают лишь парадные комнаты, поэтому, как и везде в современных резиденциях, дворец похож на музей, а не на жилой дом. Спасибо за отзыв!