
Дворец Ситораи Мохи Хоса – так называется загородная резиденция эмира бухарского. Зимой правитель жил в цитадели Арк, а на лето уезжал во “дворец, подобный солнцу и луне” – так переводят это сложное название. По другой версии название означает “подобный луне и звёздам”. В любом случае звучит это романтично, витиевато и очень по-восточному.
Хозяин дворца Сеид Алим-хан
Последний эмир бухарский по имени Сеид Мир Мухаммед Алим-хан приказал построить большую часть своей загородной резиденции в 1912-1918 годах.

Бухарский эмир был высокообразованным человеком. Помимо традиционного медресе он закончил Николаевский пажеский корпус в Петербурге. Там учились дети высших военных сановников империи.
Сеид Алим-хан свободно говорил по русски, имел многочисленных знатных друзей и обширные связи при императорском дворе. Он даже построил мечеть на Петроградской стороне.
Ходили слухи, что эмир серьёзно увлёкся Великой княжной Ольгой. Он мечтал предложить ей руку, сердце и место любимой жены в своём гареме.
Правитель Бухары оказался прозорливым человеком. Незадолго до вторжения в Туркестан армии Михаила Фрунзе, он уехал в Афганистан. Правитель захватил с собой часть своих сокровищ. Предания о кладах, спрятанных эмиром в окрестностях Бухары, до сих пор передаются из уст в уста. В действительности большевики захватили большую часть казны правителя. Говорят о нескольких вагонах золота и серебра, вывезенных в Ташкент, а оттуда – в Москву.
Дворец Ситораи Мохи Хоса. История строительства
Дворец, “подобный солнцу и луне”, строили около 20 лет на рубеже XIX-XX столетий. Правитель Абдулла Бахадирхан поручил строительство усто (мастеру) Ходже Хафизу в 1885 году. Но наиболее интересную часть комплекса возвели при Сеид Алим-хане. Проект дворца создали русские инженеры Маргулис и Сакович. Внешний вид построек напоминает русские усадьбы, а интерьеры украшены в национальном стиле с русским привкусом.
Дворец и парк занимают территорию в 6,7 Га. Их окружает крепостная стена с двумя воротами. Парадные западные ворота ведут во внешний двор.
Внешний двор
Прежде во внешнем дворе работали придворные мастера – ювелиры, златокузнецы и ткачи. Теперь в нём живут павлины.
Согласно преданию, самки павлинов желая показать свою преданность попросили Всевышнего отдать всю красоту петухам. С тех пор самцы павлинов носят радужные перья.
Следующие ворота ведут собственно в резиденцию эмира.
Перекрытие этих ворот строители сделали из тополя, а створки мастера из Гиждувана вырезали из местного карагача (вяза).
Дворец эмира
Основное здание дворца построили в 1912-14 годах. Оно имеет П-образную форму. Северное крыло занимает роскошный айван (терраса). Его длина 30 метров, ширина – 5, а высота 8 метров. Четыре арки айвана опираются на изящные деревянные колонны. При эмире его называли “саломхона”, то есть комната приветствия. Каждое утро, когда эмир выходил из спальни на айван, его приветствовали придворные.
Западное крыло дворца занимают Белый зал (Хонаи Сафед) и приёмный покой. Отделка фасадов являет собой образец “мавританского” стиля с элементами модерна.
Южный корпус Ситораи Мохи Хоса занимают комната угощений, шахматный зал и застеклённая терраса, именуемая “чайханой”.
При входе во дворец установлены изваяния львов. Мастер Абдурахим Турдиев вырезал их из местного мрамора в 1913 году. В узбекской традиции львы олицетворяют мощь и справедливость.
Интерьеры дворца. Белый зал
Большую часть западного крыла занимает Белый зал. По узбекски его называют “Ок уй”, дословно “Белый дом”. Его внутреннее убранство создал усто Ширин Мурадов с двадцатью пятью учениками. По преданию в полнолуние мастер взглянул на луну и увидел там будущие украшения Белого зала.
Площадь Белого зала составляет около 120 м2, а высота потолков – 8 метров. Люстра, висящая в зале, изготовлена в Варшаве. Зал украшают многочисленные зеркала. Их обрамляет резьба по ганчу. Ганч – это природная, а чаще искусственная смесь гипса и лёсса. Вдоль стен стоят многочисленные китайские и японские фарфоровые вазы.
Дворец Ситораи Мохи Хоса. Комната ожидания
Соседнюю комнату называют “Хонаи интизор”, то есть “Комната ожидания”. Иноземные послы и приглашённые гости ожидали здесь приёма у эмира. Ожидание могло длиться часами и зависело в том числе от настроения правителя. Комнату отделали в традиционном узбекском стиле. Её стены украшают красочные росписи в виде букетов цветов. Точный состав красок до сих пор остаётся загадкой. Известно, что краски изготавливали из различных растений и фруктов, включая урюк и персики, добавляли верблюжье молоко и яичный желток.
Кресла и круглый стол в европейском вкусе изготовили в России из дуба.
Шахматный зал
Следующее помещение называют “Игральной комнатой” и, даже, “Шахматным залом”. По узбекски это звучит как “Хонаи бози” или “Шахмат зали”. Комнату предназначали для различных настольных игр. Согласно этикету в шахматы, нарды, домино и карты можно было сыграть после официального приёма. Небольшой зал выглядит очень эффектно благодаря традиционным орнаментам, выложенным французским разноцветным стеклом.
По мнению исследователей узоры на потолке напоминают шахматную доску.
В Шахматном зале нельзя обойтись без собственно шахматной доски. Она отделана чёрным камнем, а фигуры вырезаны из слоновой кости. Шахматная доска стоит на ломберном столике русской работы.
Комната угощений
Обширное помещение площадью около 80 квадратных метров отделано с вызывающей роскошью. Этот зал привлекает наибольшее внимание во всей анфиладе покоев эмира.Он имеет двойные стены с зазором 40 см. Воздушная прослойка играет роль термоса. Зимой в комнате гораздо теплее, а летом – намного прохладнее, чем на улице.
Комната угощений перекрыта сводчатым потолком. Разноцветные витражи, вделанные в своды, создают неповторимую игру цветов.
Паркетный пол набирали из нескольких пород дерева. Он улучшает акустику зала, ведь пиршества сопровождались выступлениями танцовщиц под соответствующую музыку. Печи облицованы разноцветным немецким кафелем, гармонирующим с мозаичной отделкой стен.
“Мирза хона” или “Комната Мирзы”
Мирза по узбекски означает “писец” или “секретарь”. Голубая отделка его рабочего кабинета выглядит очень скромно. Ничто не должно было отвлекать мирзу от работы. Здесь секретари работали с документами ©, готовили ответы на прошения, составляли летопись дворца.
В комнате сохранился деревянный шкафчик для хранения бумаг. Его изготовил мастер Хасанжон Умаров. Бюро получилось с секретом: при выдвижении нижней полки раздавался низкий звук, подобный рёву, а когда брались за верхнюю полку, то звучал высокий голос.
Здесь же находится японское зеркало с мозаичным изображением совы в верхней части рамы. Его изготовили в начале ХХ века не без влияния модного в ту пору стиля “ар-нуво”.
О зеркалах на Востоке ходит множество легенд. Говорят например, что если женщина будет долго смотреться в зеркало не моргая, то сможет вновь обрести свою молодость.
Чайхана или Райский уголок
Последний зал в дворовой анфиладе представляет собой застеклённую террасу, открывающуюся на три стороны света. Это самое светлое и уютное помещение дворца. Если в комнате угощений трапезничали согласно европейскому этикету, то в чайхане гости эмира располагались на курпачах – стёганых матрасах. Их укладывали перед дастарханом – низеньким столом, на котором и сервировали чай.
Иногда этот зал также именуют “Хитой уйи”, то есть “Китайский дом”. Дело в том, что здесь демонстрируют коллекцию китайского и японского фарфора, собранную Сеид Алим-ханом. В их числе цветочные вазы, пиалы, подносы и т.п. Фарфор стоил баснословных денег. Большую цветочную вазу оценивали в 250 овец, а малую – в 200 овец.
Дворец Ситораи Мохи Хоса. Опочивальня
Двухэтажное здание опочивальни построил усто Ширин Мурадов незадолго до падения Бухарского эмирата. Внутри находятся два зимних и два летних айвана, спальня, зал, столовая и даже мечеть. Опочивальня предназначалась для четырёх законных жён и многочисленных наложниц эмира.
Опочивальню возвели на берегу самого большого в Узбекистане хауза, то есть искусственного водоёма. Его площадь немногим меньше 2500 м², а глубина составляет три метра.
В ХХ веке в здании находился дом отдыха, а позже – общежитие. Интерьеры серьёзно пострадали. После 1991 года покои отреставрировали. При этом восстановили кафельные печи, витражи и декоративную резьбу.
Узбекские сюзане
После реставрации в опочивальне открыли выставку декоративно-прикладного искусства, главным образом шитья.
В опочивальне представлены многочисленные сюзане. Это таджикское слово означает “вышивка с помощью иглы”. Бухарские девочки начинали учиться искусству шитья с 5-7 лет. А к свадьбе у них уже было расшитое приданое: сюзане, молитвенные коврики, платки, мешочки для чая и т.п.
Мастерица расшивала сюзане по частям. При этом каждый узор имел определённое значение. Солнце олицетворяло жизнь, гранаты – многочисленное потомство, перец служил оберегом от неудач и напастей.
Женщины из бедных и богатых семей одинаково владели искусством шитья. Однако и те, и другие обязательно пропускали несколько стежков. Ведь довести начатое дело до конца можно только по воле Аллаха.
Для вышивки использовали шелковые нити, окрашенные натуральными красителями. Для этого использовали корки граната, луковую шелуху, скорлупу грецких орехов, хну, шафран. Поскольку чёрный цвет в природных красителях отсутствует, то и чёрных нитей на сюзане не встретишь.
Дворец Ситораи Мохи Хоса. Шийпон
На берегу хауза стоит летняя терраса, соединённая с минаретом. По узбекски такое сооружение называют шийпан или шийпон. Дословный перевод – павильон или беседка.
Нижний ярус беседки кирпичный, а верхний – деревянный. Ещё выше находится маленькая надстройка. В неё можно попасть, поднявшись по винтовой лестнице на соседний минарет и перейдя оттуда по мостику. По мнению специалистов, это уникальное для Центральной Азии сооружение, нехарактерное для Востока.
Павильон Гостиная
Рядом с шийпоном в тени деревьев прячется небольшой восьмикомнатный павильон “Хонаи хашт”.
В центре его находится восьмиугольная комната “Хонхона”. Её украшают росписи, сделанные золотыми и серебряными красками. На украшение Хонхоны использовали более 4 кг золота.
В Хонаи Хашт есть ещё одна богато украшенная комната. Внутри представлена национальная одежда бухарцев рубежа XIX-XX веков.
Выставка традиционной одежды и обуви
С 1986 года в павильоне открылась экспозиция золотного шитья, одеяний и обуви. Бухара издревле была одним из крупнейших текстильных центров Востока. Здесь ткали шёлковые, ситцевые, бязевые ткани. Особенно ценился адрас – смесевая ткань, наполовину состоящая из шёлка, а наполовину – из хлопковых нитей.
Богатую одежду украшали золотным шитьём. До вторжения в Бухару красной армии в городе насчитывалось до 350 мастеров золотного шитья. Им занимались исключительно мужчины. Почти вся продукция изготавливалась для эмира и его двора. Даже самый высокопоставленный сановник не смел заказывать для себя одежду, расшитую золотом. Он мог надевать лишь то, что пожаловал ему эмир.
Иногда золотом расшивали даже обувь. В экспозиции есть туфли и сапоги, украшенные золотным шитьём.
Дворец Ситораи Мохи Хоса находится в нескольких километрах от центра Бухары. Это одна из интереснейших достопримечательностей, которые мы посетили в ходе поездки в Узбекистан.
О том, что ещё мы увидели в Бухаре, можно посмотреть в статье “Поездка в Узбекистан. Бухара”.