Женская половина дворца.
Из мыльни мы, подобно государю, идём на женскую половину дворца в Терем государыни – царицы.
Главная фигура во дворце – это царь, главные помещения во дворце – мужская половина. Женщина подражает мужчине с поправками на физиологические особенности. Поэтому назначение помещений в женской половине такое же, как и в мужской, но они меньше и скромнее.
Передние сени государыни – царицы. Женская половина дворца
Это помещение в подлинном дворце могли использовать для хранения царицыных одеяний. Доступ сюда имели только особо доверенные люди, во избежание порчи и сглаза.
Алексей Михайлович был женат дважды. Поэтому в передних сенях висят портреты обеих его жён: Марии Ильиничны Милославской
и Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Обе женщины имеют к Коломенскому прямое отношение. Дворец начали строить при жизни первой жены государя, Марии Ильиничны. Она умерла до окончания строительства. Алексей Михайлович выдержал подобающий двухлетний траур, а потом женился вторично. И жил он в Коломенском уже вместе с Натальей Кирилловной.
Прижизненных портретов Марии Ильиничны не сохранилось, этот был написан с зарисовки посла Мейерберга уже в XIX веке. При жизни Натальи Кирилловны с неё написали парсуну, с этой парсуны позже писали портреты. На портрете, представленном во дворце, царица Наталья уже овдовела. Поэтому после смерти Алексея Михайловича её изобразили во вдовьем наряде – «облоухой» шапке.
Царицей она побыла очень недолго, около 5 лет, до смерти мужа, царя Алексея Михайловича.
Орлёный портрет Софии Алексеевны
Портрет Софии Алексеевны – это копия так называемого «орлёного» портрета, его написали к возможной коронации в 1689 году.
Таких изображений было достаточно много, поскольку её коронация действительно готовилась. Но подлинных портретов Софьи Алексеевны в медальоне двуглавого орла с регалиями уцелело только два (в Историческом музее и Эрмитаже) и то чудом, потому что Пётр Алексеевич очень тщательно уничтожал “орлёные” изображения сестры, напоминавшие о временах её правления.
София Алексеевна изображена с распущенными волосами, или – по-старинному – простоволосой, потому что она была девицей.
Здесь же мы видим портрет Елизаветы Петровны.
Ведь “дщерь Петрова” родилась именно в Коломенском.
Есть здесь и портрет Екатерины II, чьё правление также отразилось на судьбе дворца.
Именно в её царствование дворец был точно обмерен, составлены точные описи, были подготовлены документы, по которым в наше время дворец восстановили. Но именно Государыня-матушка повелела закончить жизнь дворца. Его разобрали “за ветхостию” в царствование и по приказу Екатерины Алексеевны.
Передняя палата, передние сени
Она соответствует передней палате на мужской половине по названию, назначению и расположению. Двор царицы состоял из женщин или мужчин, ближайших родственников царицы – братьев или племянников. Состоящие при ней женщины были жёнами бояр – высших сановников. Они были «званые» боярыни, потому что их звали на службу и верховные боярыни.
В передних сенях царицы ожидали приёма. Обращались к Марии Ильиничне или Наталье Кирилловне за заступничеством перед государём.
Царица могла принимать патриарха или митрополита – они были монахами.
На потолке – подволочное письмо на библейскую тему, тему книги бытия Эсфири.
Эсфирь была разумной и покорной женой царя Артарксеркса, благодаря своему благочестию спасла израильский народ от уничтожения. В ГМИИ хранится полотно Рембрандта “Артаксеркс, Аман и Эсфирь”. Вот как этот эпизод трактовался на Руси в XVII веке.
Эсфирь служила примером благочестивой жены правителя.
Театральная хоромина
Алексей Михайлович очень любил театр. Возможно, здесь, в этой палате проходили театральные представления. Сохранились документы, согласно которым театральные хоромины существовали и в Преображенском, и в Измайлово. В Коломенском театральная хоромина также вполне могла быть. Её восстановили по старинным описаниям.
Актёрами служили выходцы из немецкой слободы, юноши, мальчики. Играли они и женские, и мужские роли. Представление продолжалось около пяти часов. Пьесы писал Симеон Полоцкий. Одна из его пьес была посвящена Эсфири, в ней разыгрывалось, какой должна быть добродетельная жена. Поэтому здесь восстановили сцену из книги Эсфири.
Сидели зрители на лавках, низшие чины во время представления стояли. В антрактах играли музыку, показывали танцевальные номера. Поэтому можно считать Алексея Михайловича ещё и основателем русского балета.
Престольная царицына палата. Женская половина дворца Алексея Михайловича
В этой палате государыня проводила приёмы по поводу
– своих именин
– рождения наследника, именин детей
– Пасхи, Рождества и других важных праздников.
На эти приёмы допускались женщины, иногда бывали и мужчины, но в этом случае на приёме присутствовал сам царь. Он стоял рядом, мог принимать выборных с подарками от разных слоёв общества, не только знати. В этой палате бывали выборные от купцов и горожан.
На потолке написаны аллегории времён года. Они выполнены в очень интересной манере. Мы привыкли, что части света изображают в женских образах, а здесь четыре времени года изображают мужчины разного возраста. Зима представлена в виде старика,
весна – это юноша, почти мальчик,
осень – зрелый муж,
лето – молодой мужчина.
Изображения взяты с деревянной тарелки XVII века, хранящейся в ГИМ.
Внизу, в нижнем регистре стены впервые в росписи появляются пейзажи – ланчаки.
Это отголоски западной культуры, когда в искусстве появились пейзажи. При дворе знали, что их следует изображать, но где – не совсем понимали, поэтому во дворце их осторожно поместили в самый нижний ярус. На снимке печи внизу виден один ланчак. (От landscape).
На экспозиции представлен образец женского одеяния XVII века знатной дамы.
Одевались слоями, даже несмотря на лето. Женское платье состояло из нескольких слоёв одежды:
- Нижняя рубаха.
- Красная рубаха.
- Летник.
- Опашень.
- Зимой добавлялась шуба.
Рукава одежды были длинные, доходили до четырёх (!) метров. Это подчёркивало статус женщины.
Незамужним женщинам допускалось ходить с распущенными волосами. Обязательна бала лишь лента-подвязка на голове. Замужние женщины непременно прятали волосы. Головные уборы тоже были многослойными. Первый слой, тот, что прикрывал волосы, назывался волосник. Чтобы опозорить замужнюю женщину с неё срывали головной убор.
Для престольной палаты выбрали икону Успения Богородицы. под иконой подвешена шитая пелена «Голгофский крест». Эта вышивка служит образцом рукоделия, шитья жемчугом знатной женщины XVII века. Таким шитьём занималась и сама государыня-царица.
Царицына мастерская палата
В мастерской палате государыня занималась рукоделием.
Эту палату условно можно назвать “министерством рукоделия”. Располагалась она обычно наверху, в светлице, т.е. в помещении с большими окнами, где было много света. При реконструкции дворца решено было поместить мастерскую в ряду царицыных покоев, что, конечно, весьма условно.
В ведении “Царицыной мастерской палаты” находились золотошвейные мастерские в Кадашевской и в Хамовнической слободах Москвы. Государыня должна была раздавать уроки, т.е. задания, поручения мастерским и принимать их работу. Если работа была сделана плохо, то она сама должна была показать, как сделать хорошо. Царица была мастерицею из мастериц, лучшая вышивальщица и рукодельница. Должна была уметь блестяще работать иглой.
Все вышивальные работы в царицыной мастерской делались для дворца или для церкви – шитые иконы, подвесные воздУхи, погребальные пелены. Среди мастериц существовала конкуренция. Каждая мастерская и мастерица старались показать, что они -лучшие. Во время Ивана Грозного соревновались две мастерские – царицына, Анастасии Романовой и Ефросиньи Старицкой – жены двоюродного брата Ивана Грозного. Многие тогда говорили, что старицкие мастерские лучше царицыных.
На экспозиции представлена пелена «Преображение» (на снимке справа), считается, что она была вышита матерью Алексея Михайловича, Евдокией Лукьяновной Стрешнёвой. Первоначально пелена хранилась в Новоспасском монастыре.
В этом зале также представлена “ширинка” (в нижней части витрины), то есть платок, сделанный по ширине ткани. Каждая женщина всегда имела такой платок при себе, сама его вышивала, держала в руках или закладывала за рукав, ведь карманов в то время не было. Таким образом люди всегда могли видеть вышивку на ширинке и оценить мастерство рукодельницы.
На столе лежат пяльцы. Здесь же можно увидеть, как с ними работали.
Шпалера на стене относится к древнегреческой серии. Её сюжет взят из “Одиссеи” Гомера. «Одиссей у Алкиноя и Адметы».
Гомера на Руси знали, его эпос иногда появлялся в украшениях, на тканях. В этом эпизоде представлена тема гостеприимства. На царской половине проходили беседы и приёмы, то есть тематика шпалеры совпадает с назначением покоев женской половины.
Мужские и женские пиры проходили отдельно. Лишь на свадебном пиру муж и жена сидели за одним столом. В других случаях торжественные трапезы разделялись по половому признаку.
В углу комнаты стоит сундук. Его использовали для хранения грязного белья. В таких сундуках царское бельё отдавали в стирку особо доверенным людям.
Ни один посторонний человек не мог не то, чтобы прикоснуться, но даже и увидеть царское бельё. За этим следили очень строго. Существовал придворный чин – постельничий.
Здесь представлен ещё один вариант женского платье – уже зимний.
Крестовая палата государыни. Женская половина дворца
Она намного больше мужской молельной комнаты. Было ли так на самом деле неизвестно, но музейщики придумали, что все дети до определённого возраста жили на половине цариц до того как их переводили в отдельные палаты – царевича и царевен. В женской крестовой плате должно быть достаточно места для всех детей, царь же, как правило, молился в уединении.
Иконостас в Крестовой сборный, из икон XVII века. В нём стоит обратить внимание на икону Богоматери Одигитрии. Считалось, что эта икона обязательно должна быть в иконостасе царицы. Её почитали и в Византии. Анна Мономах, жена Владимира Ярославовича, привезла именно эту икону с собой в Киев из Константинополя. В XIV веке Евдокия Дмитриевна, жена Дмитрия Донского заказала для себя именно Одигитрию.
В женском иконостасе мы обязательно найдём икону Иоакима и Анны (обнимаются), левее Одигитрии, потому что это святые покровители при деторождении, а основная задача государыни – рождение детей.
Икона Антипа Пергамского справа внизу. Он считается зубным целителем. Ему молились об исцелении зубной боли и о здоровых зубах. Поклонении Антипе, как целителю зубной боли связано с его страстями. Когда Антипу мучили, то выбили ему все зубы. У Ивана Грозного, по преданию, была реликвия святого Антипы Пергамского, его зуб, окованный золотом. Иоанн Васильевич носил эту святыню на цепочке на шее, поскольку государя мучила зубная боль. Известный московский храм близ ГМИИ им. Пушкина, что на Колымажном дворе, посвящён святому Антипе Пергамскому.
А вот Спас на престоле здесь не к месту. Его место на половине государя.
Комната Софьи Алексеевны
На самом деле комната царевны была не здесь, а на половине младших царевен. Её портрет перенесён из Новодевичьего монастыря, на снимке он справа от двух окон.
В истории Софья Алексеевна предстает довольно тёмной фигурой, что в действительности совсем не так. на самом деле она была очень умной, образованной женщиной, чью репутацию погубили историки (в том числе Карамзин постарался). Она славилась решительностью, была реформаторски настроенной. В то время претензии женщины на престол были исключительным событием. В своих планах по преобразованию России, по их смелости она превосходила и Фёдора, и Петра. Правила София 7 лет и вела разумную политику. Задуманная Фёдором Греко-Латинская академия открылась при Софье, она это осуществила.
Что касается князя Василия Васильевича Голицына, крупнейшего приверженца Запада того времени, то сведений о том, что он был любовником царевны Софьи, не существует. Скорее всего – не был. Такие глубокие отношения у Софьи, возможно, были с дьяком Фёдором Шакловитым. Но это лишь предположение. Ряд историков доказывают, что София Алексеевна до конца дней оставалась целомудренной.
Гравюра в углу иллюстрирует Крымские походы князя Голицына. Голицын начал служить во время Алексея Михайловича и имел должность стольника. Крымские походы князя Голицына связаны с международными обязанностями. Россия вступила в Священную Лигу государств Европы, целью которой было противостояния туркам.
Крымские походы князя Голицына – это часть кампании Лиги, выполнение обязательств России перед Священной Лигой по отвлечению турок от границ Европы, чтобы турки ушли к Будапешту.
Убранство комнаты Софьи говорит об её образованности и очень широких интересах. Картины на стенах – натюрморты, они уже появились в это время – говорят о европеизации культуры. Но здесь же висят и иконы.
Очень важно то, что на стенах висят открытые зеркала. В русском средневековье открытые зеркала встречаются крайне редко. Зеркал боялись, их закрывали ставнями, думали, что в них может отразиться невесть что. Их оставляли открытыми весьма осторожно и далеко не все. Здесь же зеркало уже становится частью парадного интерьера.
На столе лежит книга Симеона Полоцкого «Вечеря душевная». Он, как Вы помните, был учителем царевичей. Может быть и сама Софья училась у Полоцкого, может быть посещала его уроки. Ещё одна книга – это собрание проповедей на разные праздники.
Следует обратить внимание, что в этой комнате перемешались древнерусские и европейские традиции. С одной стороны – пристенные лавки. С другой – зеркала и натюрморты.
Также в этой комнате можно говорить о судьбе царских дочерей вообще. Замужество им не светило. Ведь выйдя замуж даже за знатного боярина, они утратят свой царский статус. Чтобы найти супруга в Европе, нужно было принять католичество. Смену веры даже не рассматривали. Православных принцев на всех дочерей не хватало. Европейские наследники престолов тоже не спешили принять православие.
Известен случай, когда Ирину Михайловну, дочь Михаила Фёдоровича, сестру Алексея Михайловича сосватали за датского принца Вольдемара. Согласились, что он сохранит католицизм. Но когда Вольдемар приехал в Московию, его тут же стали склонять к перемене веры. Ведь церковный обряд венчания должен был проходить по православному чину. Вольдемар не согласился, хотел уехать. Но его поймали и насильно удерживали в Москве около полутора лет. Он сумел уехать после смерти Михаила Фёдоровича. А Ирина Михайловна так и осталась девицей.
Комната Елизаветы Петровны
Следующая комната отражает эпоху Елизаветы Петровны. Она родилась в Коломенском. И часто бывала здесь до и после коронации. Возможно, в её царствование какие-то из покоев расписали подобным образом. Хотя эта комната не особо подходящая для такой пышности. Для роскошного барокко она маленькая и низкая.
Царица очень любила фрукты из коломенских садов. Из Коломенского в Санкт-Петербург ей специально доставляли яблоки и груши особым образом пересыпанные рожью, чтобы по дороге не попортились.
В комнате Елизаветы Петровны представлена эпоха барокко, классического барокко XVIII века. На потолке написан «Триумф Марса и Венеры». Люстра сделана из венецианского стекла, она современная, но стилизована под XVIII век.
Зеркало на стене французское, выполненное также в духе того времени.
В зале находятся портреты Елизаветы Петровны, Петра Первого и шведского короля того времени. Императоры считали друг друга братьями и держали изображения монархов других государств, правивших одновременно с ними.
Стены отделаны штофными обоями, созданными специально для этой залы по старинным образцам.
Из истории современного дворца
На этом экспозиция дворцовых интерьеров заканчивается. Дворец строили с 2007 по 2010 год. Первые два этажа дворца бетонные, так решено было сделать в целях противопожарной безопасности. Они лишь отделаны деревом для придания зданию исторической достоверности. Третий этаж полностью деревянный. Во первоначальном дворце Алексея Михайловича было два – три этажа, в башнях – до пяти этажей. Дворец Алексея Михайловича построили из брянской и орловской древесины. Для нынешней копии дворца древесину пришлось привезти из Братска, из Сибири, потому что ни на брянщине, ни на орловщине такого леса уже нет.
Открывали дворец в сентябре 2010 года, при сём присутствовали Лужков и патриарх Кирилл. Этот дворец стал последним памятником эпохи Лужкова в Москве.
Можно сказать, что это модель утраченного дворца в натуральную величину. Это далеко не первая модель дворца. однако предыдущие выполнялись в несравненно более мелком масштабе. Модель, выставленная в Передних воротах, была сделана в 1864 году мастером Смирновым для Александра II. Более ранняя Екатерининская модель, утрачена.
В заключительной части расскажем о выставке дворца.
Непременно советуем посетить экскурсию по дворцу Алексея Михайловича. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – гласит народная мудрость! Как мы не старались рассказать подробно о дворце, грамотный гид на месте сделает это гораздо лучше нас!
Во дворец Алексея Михайловича с гидом.
Статья написана на основе лекции научного сотрудника музея-заповедника Коломенское В.Зуйкова.
Предлагаем также серию публикаций о музее-заповеднике Коломенское:
Коломенское. Экспозиция передних ворот
Домик Петра I в Коломенском
Храм Вознесения в Коломенском
Георгиевская колокольня в Коломенском
Коломенское. Атриум
Заказ экскурсий в деревянный дворец Алексея Михайловича – клик на картинку.