Дворец Алексея Михайловича. Часть III. Боярство на Руси

1
632
Дворец Алексея Михайловича

Дворец Алексея Михайловича. Часть III. Боярство.

Боярство. Бояре. Думная палата

Передняя палата находится слева от парадных сеней. По аналогии с Теремным дворцом в Кремле её можно назвать «думной палатой». Думная палата служила для ожидания высшими чиновниками (боярами) царского выхода, либо приглашения в ещё более торжественные и важные по своему значению палаты.

По оформлению эта палата очень похожа на сени перед столовой, та же резьба, тот же шатёрный суконный наряд, те же традиционные для Руси пристенные лавки.

Во дворце Алексея Михайловича почти в каждом помещении поставлены пристенные лавки. Часть из них – просто деревянные, часть покрыты коврами или другими тканями. Если придерживаться исторической правды интерьеров царского дворца, то лавки должны быть чем-то накрыты.

Пристенная лавка
Пристенная лавка в Думной палате.

Дворец Алексея Михайловича. Часть III

Есть здесь и кресло. (слева от двери, под иконами).

Стул
Стул для царя

Любой стул в XVII веке – это всегда «немного» трон.  “Отношение как к трону”  связано со старинными правилами этикета: кто, как и где сидит. Если существует предмет, на котором сидит только один человек, а не несколько, как на лавке или скамье, то этот человек занимает исключительное положение. Стул или кресло ставились только для государя. В случае, если царь принимал патриарха, то второй стул ставился для владыки. Остальные либо садились на лавки, либо оставались стоять.

Чин боярина на Руси. Боярство

Боярская дума является устойчивым понятием в отечественном сознании. Иногда в фильмах и литературе мы можем увидеть молодого боярина. Такого просто не может быть. Молодого боярина в думе невозможно себе представить  за редчайшим исключением. Боярин для XVI-XVII века – это служилый чин.

Боярином нельзя родиться, до боярина надо было дослужиться. Дослуживались до этого чина годам к 40 в лучшем случае. Боярами становились люди, проявившие себя на военном поприще, на поприще дипломатии, гражданской службе. Бояр было немного, в разные годы от 15 до 40-50 человек могли обладать этим чином. Все они имели право заседать в боярской думе.

В XVII веке всех бояр собирали редко. У государя была «Ближняя дума». В неё входили люди, которых сам царь назначал для решения тех или иных вопросов. Иногда в ближнюю думу могли включаться придворные, не имеющие боярского звания – окольничьи, стольники, дьяки. Но дьяк – это весьма высокая должность. В современной “табели о рангах” дьяк соответствует министру или замминистра. Дьяков тоже было немного. Все эти люди, приглашённые в «ближнюю думу», получали прибавку к званию «думный дворянин», «думный дьяк», то есть те, кто имел право заседать в царской думе.

Думным дворянином долгое время был Артамон Сергеевич Матвеев. Он получил боярство лишь после того, как Алексей Михайлович женился на его воспитаннице Наталье Кирилловне Нарышкиной и родился Пётр Алексеевич. Только после рождения наследника царь пожаловал Артамону Сергеевичу боярство, как воспитателю царицы. Тогда же боярство было пожаловано родному отцу Наталье Кирилловны, Кириллу Полуэктовичу Нарышкину. Это было очень интересное явление, которое называлось «боярство по кике».

Боярство по кике

Кика – головной убор замужней женщины, и боярство «по кике», это такое боярство, которое было связано с женитьбой государя. Цари женились не на самых известных своих подданных. Выбирали не особо знатные фамилии – Милославских, Нарышкиных, Стрешневых, чтобы родня царицы не превозносилась над государевым родом. Ведь Романовы – род не Рюриковой крови.

Но когда девушка из не самой знатной семьи выбиралась в качестве невесты, то её статус надо было «приподнять». Обычно после свадьбы или, чаще, после рождения первого сына старший мужчина из рода царицы жаловался боярским титулом. Это мог быть отец, а если отца не было в живых, то её старший брат. Его заслуги перед царём и Отечеством не играли роли, но этот человек обязан был находиться в близком родстве с царицей. Это и называли «боярство по кике», по бабскому головному убору, без особых заслуг. Из Думной палаты мы попадаем в Престольную палату или Тронную залу.

Соборное уложение

В витрине Думной палаты представлено Соборное уложение – свод законов Русского царства. Принимали его при Алексее Михайловиче в 1649 году и действовало оно почти 200 лет до 1832 года. В Соборном уложении были строго прописаны правила поведения, в том числе на государевом дворе. Главы уложения называются “О церковных богохульниках”, “О Государевой чести”. В последней главе приписывалось правило, что территория вокруг государева двора считается священной и прописывались наказания за нарушения.

Соборное уложение
Соборное уложение 1649 года.

Флемская резьба

Думную палату украшает традиционная резьба по дереву, а вот на дверях, ведущих в Престольную палату резьба более объёмная, более пышная. Она именовалась флемской резьбой то есть фламандской –  голландской. Огненно пламенеющая резьба входит в моду уже к концу XVII века – в 70-е, 80-е годы. Ей украшают иконостасы, например, иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Фёдор Алексеевич и Софья Алексеевна очень любили подобную резьбу, при них мастера активно развивали флемскую резьбу.

Престольная палата или Тронная зала

Дворец Алексея Михайловича. Часть III
Престольная палата или Тронная зала очень невелика по размеру. Ведь посольские приёмы хоть и проходили в Коломенском, но случалось это нечасто. Тем не менее известно, что здесь принимали польское посольство и посольство Цесарское, т.е. присланное императором Священной Римской Империи. Однако главные посольские приёмы проходили в Кремле. Документы, свидетельствующие о том, что посольские приёмы проходили и в Коломенском, указывают на очень высокий статус этого дворца.

Дворец Алексея Михайловича. Часть III

В соответствии с русским этикетом, приём послов мог проходить только в главной резиденции правителя. За этим очень тщательно следили, требуя, чтобы наших послов иностранные государи также принимали только в главной резиденции. Приёмы иноземных послов, проходившие  в Коломенском, указывают на некую равновеликость Коломенского и Кремля. Существует даже шутка, что Коломенское – это своеобразный подмосковный Кремль.

Роспись потолка. Библейское письмо

Пышность убранства в Престольной палате нарастает. Впервые на потолке, на подволоке, появляется сюжетная роспись. Подобная роспись называлась «бытейское письмо»: то есть письмо на библейские сюжеты. Это название восходит к первой части Библии – книге Бытия. Но “бытейским письмом” могли считаться и росписи на исторические темы. Это роспись, не имеющая отношения к Библии, но рассказывающая о бытии, о жизни в старину. В Престольной палате выполнено собственно “бытейское письмо”, потому что изображены сюжеты из Библии.

Сюжеты из жития царя Давида

Русский двор XVI-XVII века, как и дворы всех европейских государств в той или иной степени ориентировался на библейских царей Давида и Соломона. Кстати, в дверных откосах представлены два замечательных изображения Давида и Соломона. То есть уже входя в Престольную палату, человек понимал, что он входит в пространство, овеянное славой этих царей. Им посвящены и основные росписи на потолке.

С Давидом связано «Покаяние и жертвоприношение Давида». Давид был великий царь, завоеватель, но человеком он был любвеобильным и за один из своих грехов, когда он послал полководца Урию на смерть, чтобы завладеть его женой, он был обличён пророком Нафанаилом.
Дворец Алексея Михайловича. Часть III

Давид принёс жертву и покаяние, которое отразилось в знаменитом 50-м псалме. В этом письме отражён мотив того, что цари – тоже люди. Подобно простым смертным они могут грешить и совершать покаяние.
Большинство сюжетов связано с царём Соломоном, сыном Давида. Здесь Соломон показан как мудрый законодатель, как поэт. Он принимает у себя придворных и знакомит их со своим самым знаменитым сочинением: «Песнь песней царя Соломона».

Дворец Алексея Михайловича. Часть III
Дворец Алексея Михайловича. Часть III

Её текст входит в Библию, это сборник свадебной и мистической лирики. В средние века «Песнь песней» толковалась как мистическая любовь Христа и Церкви, а не жениха и невесты, как это было первоначально.

Сцены из жития царя Соломона

Здесь же изображён суд царя Соломона. Царь Соломон в этом “бытейском письме” предстаёт как законодатель. Сюжет хорошо известен: две женщины предстали перед царём Соломоном, споря о младенце. Каждая из них заявляла, что это её ребёнок. Соломон повелел разрубить младенца пополам и отдать каждой половину его тела. Тогда истинная мать, желая спасти жизнь своего сына, отказалась от него.
Дворец Алексея Михайловича. Часть III
Ей то царь Соломон и присудил вернуть младенца. Судя по одеждам героев роспись выполнена с какой-то западной картины или гравюры. Этот сюжет напоминает о законодательной деятельности Алексея Михайловича.
Картина находится над входом зал, над дверью – напротив царского трона.

Стоит обратить внимание на изображение трона царя Соломона со львами. (Сюжет “Песнь царя Соломона, слева у трона царя изображены львы). В Библии сказано, что у трона царя Соломона было шесть пар львов. Потом, в подражание царю Соломону, львы были установлены в одном из залов императорского дворца в Константинополе. Позже, уже в подражание Константинополю и Византии, львов поставили и в Коломенском. Где именно они стояли – неизвестно. При реконструкции этого зала решили намекнуть на коломенских львов, устроив их в Престольной палате. Львы рыкающие, их можно завести. Здесь прослеживается прямая аналогия с царём Соломоном – мудрым правителем. У трона Соломона возлежали львы. Алексей Михайлович тоже мудрый государь и львы указывают на его мудрость.

Царь Соломон для Алексея Михайловича был примером для подражания. Он строил храмы, строил дворец. По данным исследователей параметры Коломенского дворца перекликаются с размерами дворца царя Соломона.

Стены украшены травным письмом, особенно любопытен нижний регистр – это ещё один вид росписи, называемый аспидным письмом. Аспид – это мрамор. Мрамор в средневековье у нас был привозной, своего мрамора в России не добывали. В небольших количествах привозили столешницы, шкатулки, ларцы. Но когда невозможно использовать что-то в реальности, то это можно было заменить средствами искусства, в данном случае нарисовав на стенах мраморные плиты.

Печь в Тронной зале

Печь украшена орлёными изразцами. Орлёные изразцы делали в XVII веке, ими украсили Кремлёвский дворец, и дворец князя Василия Васильевича Голицына.
Дворец Алексея Михайловича. Часть III

Трон русского царя

Трон в Престольной палате довольно точно скопирован с трона Михаила Фёдоровича Романова, подаренного ему персидским шахом. Обращает на себя внимание отделка бирюзой  – излюбленным камнем-талисманом Востока.

Дворец Алексея Михайловича. Часть III

На столе помещена жалованная грамота царя Алексея Михайловича одному из монастырей.
Дворец Алексея Михайловича. Часть III

В стеклянной витрине представлены не совсем  уместные здесь арбалеты. Они напоминают о подарках, которые подносили нашим государям иноземные послы. Парадное оружие безусловно входило в состав посольских даров, но вряд ли его держали в парадных покоях.

Анфилада покоев во дворце Алексея Михайловича

 Анфиладное устройство комнат пришло к нам с запада, потому что такое устройство пространства – дверь в дверь – порождает сквозняки, а самая главная ценность русских покоев  – это тепло. Здесь сказалась попытка построить дворец так, как строили западные государи.

Дворец Алексея Михайловича. Часть III
При визитах послов предполагалось указывать на то, что русский царь живёт по обычаям европейским.

Следует заметить, что во время приёмов царь никогда не общался напрямую с послами. Он передавал свои реплики ближнему боярину, а тот – толмачу.

Дальше начинается череда личных или постельных покоев, они более традиционные, более древнерусские. Личные покои были доступны только членам семьи, ближним боярам и слугам.
Хотя интерес первых Романовых от Михаила до Петра к новшествам проявляется и в личных покоях.
В следующей части продолжим осмотр дворца. Дворец Алексея Михайловича. Часть IV.

Непременно советуем посетить экскурсию по дворцу Алексея Михайловича. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – гласит народная мудрость! Как мы не старались рассказать подробно о дворце, грамотный гид на месте сделает это гораздо лучше нас!

Во дворец Алексея Михайловича с гидом

Статья написана на основе лекции научного сотрудника музея-заповедника Коломенское В.Зуйкова.
Предлагаем также серию публикаций о музее-заповеднике Коломенское:

Коломенское. Экспозиция передних ворот
Домик Петра I в Коломенском
Храм Вознесения в Коломенском
Георгиевская колокольня в Коломенском
Коломенское. Атриум

Поделиться в

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Вот, оказывается, в чём дело! Честно говоря, никогда не задумывалась об истории боярства. Но этот вопрос чрезвычайно интересен и логично вписывается в историю дворца Алексея Михайловича.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь