Подробно рассмотрев внешнее архитектурное убранство соборов Московского Кремля и познакомившись со многими архитектурными деталями, на которые раньше мало обращала внимания, я стала обращать внимание на другие церкви и сравнивать их с кремлёвскими. В рабочей поездке в Троице-Сергиеву Лавру с взглянула на церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов совсем другими глазами. Мне даже показалось, что она очень похожа на храм Ризоположения в Московском Кремле. Для чистоты экперимента я приведу снимки храмов с восточной стороны (Ризоположенскую церковь фотографировать крайне неудобно, она “зажата” соседними зданиями ). Сравните:
Правда, похожи? Прежде чем сравнивать оба храма и рассматривать детали, напомню, что Духовская церковь построена в 1477 году. Её создателями были псковские мастера. Те самые, которых пригласил в Москву великий князь Иван III для перестройки архитектурного ансамбля Кремля. Образцом для строительства Духовской церкви служили отнюдь не московские храмы, а древний монастырский Троицкий собор. Но нельзя не заметить сходство трёх церквей – московских Благовещенского собора, Ризоположенской церкви и Духовского храма Лавры.
Тем не менее, в облике Ризоположенской и Духовской церквей видны заметные различия, особенно с восточной стороны.
1.Духовская церковь особенная. Под куполом церкви устроена небольшая звонница. Такой тип храмов называют “иже под колоколы”.
2.Форма главы у храмов разная. У Ризоположенской церкви – шлемовидная глава, у Духовской – луковичная. На куполе Ризоположенской церкви проложены ряды “бегунка” (“бегунца”) и “поребрика”. На Духовской церкви их нет.
Подкупольная часть барабана Духовской церкви украшена таким же орнаментом, как и стены храма.
А вот и знаменитые псковские “бегунок” и “поребрик” на Ризоположенском храме.
3.У Ризоположенской церкви апсиды низкие, у Духовской высокие, доходят почти до закомар.
4.Рисунок декоративного пояса на восточных стенах разный.
5.По всему периметру нижней части стен Духовской церкви проложен пояс клеверообразноого орнамента.
Знаток архитектуры, несомненно, назовёт ещё несколько отличий восточных стен храмов. Другие различия увидим несколько позже, остановимся на сходстве двух храмов.
1.Оба храма четырёхстолпные, трёхапсидные. Их размеры примерно одинаковы.
2.Закомары имеют килевидную форму.
А теперь обратите внимание на пояс ниш с балясинами. Привожу два снимка и не называю храмы.
Я показала фрагменты двух разных храмов! Верхний – фрагмент Духовской церкви, нижний – Ризоположенской.
И вот ещё одна загадка. Посмотрите на два портала.
По форме они очень похожи – килевидные перспективные порталы на обоих храмах. (Перспективный портал был известен ещё в романской архитектуре. Это выразительно решённый вход в здание. Он оформлен суживающимися уступами, как бы ступеньками. Ряды уступов перекрыты рядами уменьшающихся арок). Но весьма заметна и разница в деталях. На Ризоположенской церкви (верхний снимок) капители колонн выполнены в виде перевязанных снопов. На южном портале Духовской церкви капители многослойные, имеют правильную классическую форму. А вот на западном портале они иные, гораздо проще. И колонны перехвачены московской “бусиной”.
Другое отличие Духовской и Ризоположенской церквей – вертикальные лопатки стен. На Духовской церкви они выпуклые, ступенчатые, хорошо выражены, с капителями, подчёркнуты дополнительной полуколонной на каждой лопатке.
Лопатки на стенах Ризоположенской церкви простые, плоские, широкие, без каких-либо украшений.
Ещё я обратила внимание на основания центрального барабана. На церкви Ризоположения постамент барабана невысокий, гранёный.
На Духовской церкви основание барабана украшено высокими кокошниками.
Так чего же больше мы увидели, сравнивая два храма – сходства или различия? Построены они в одно время. Обе церкви приписываются псковским мастерам. Но даже если и строили их одни и те же зодчие, они ни в коем случае не копировали свои работы. Создавали новое, уникальное, неповторимое.
В заключении добавлю ещё один снимок восточной стены Духовской церкви. Видите лестницу? Я сначала подумала, что она реставрационная.
Но потом догадалась, что она предназначена для звонарей. Ведь первоначально не предусматривалось специального хода на колокольню церкви. Звонари стояли на земле, а к колоколам были привязаны длинные верёвки, за которые монахи дёргали, раскачивая языки колоколов. Со временем стратегия звона изменилась и сейчас монахи поднимаются на колокольню по приставной лестнице.
Мне довелось слушать звон колоколов Духовской церкви в пасхальную неделю. Я наблюдала за звонарём с Соборной площади. Во время звона двигалась вся фигура монаха, видно было, что он орудует несколькими колоколами, а его ноги выделывали замысловатые коленца. Издали казалось, что он танцует в такт звона. Но лаврский экскурсовод пояснила, что звонарь работает не только руками, но и ногами – на звоннице есть педали, с помощью которых можно управлять некоторыми колоколами. Поэтому и казалось, что человек танцует!
Если Вам интересен архитектурный анализ храмов Московского Кремля, вы найдёте их в статьях:
Вокруг церкви Ризоположения
Внешнее убранство Успенского собора
Архитектурный анализ Архангельского собора
Благовещенский собор. Архитектурные особенности
Напомню, что подробно об истории и особенностях русских колоколов и колокольного звона написано в статье “Колокола земли русской”.
Тань, я расположилась почитать и посмотреть, но у тебя что-то очень не хорошо с фотками. Половина не открывается.
Маша, про Духовскую церковь только один снимок должен выпадать. Все остальные я заменила, должны быть на месте. В других статьях – да, беда. Повторяется наша история “сохранить картинку как”. Опять поломался ресурс, на которым мы держим снимки. Должны починиться. Рано или поздно. Если рано не починят, переделаю статьи. Спасибо, что зашла в гости!
Маша, прости, что отняла у тебя время. Ты права – со снимками в этой статье оплошка вышла. Поправила. Спасибо!