Дороги Урала повели нас в путешествие под названием “Вправо по карте” . Две извечные российские беды становятся всё менее опасными. О дураках не будем, поговорим о дорогах. В уральском путешествии наш старый добрый Фольксваген намотал около шести тысяч километров (без трёхсот 😉 ). Об этих километрах я и хочу рассказать.
Кострома – Вятка
От Костромы на восток ведёт дорога Р98. Подозреваю, что она входит в северный широтный коридор. К счастью об этой трассе писать практически нечего. Покрытие хорошее, разметка в большинстве случаев присутствует. По традиции качество дороги ухудшается с удалением от областного центра, но незначительно.
Кое-где встречаются необременительные ремонты с реверсом.
Следует помнить, что места там довольно глухие. Заправок мало, так что не стоит выезжать на трассу с полупустым баком. При всей моей приверженности Shell’у и Лукойлу у Шарьи пришлось заправляться “чем Бог послал”, т.е. ТНК. Правда через километр попался и Лук. Он вызывает больше доверия.
У заправки ТНК мы решили перекусить своими припасами, но некий мутный мужик заявил, что беседка “только для гостей кафе”. Страна должна знать своих “героев”. Фото “дорогого россиянина” прилагается ниже. Забегая вперед скажу, что больше ничего подобного за все две недели с нами не случилось, если не считать злобной церковной бабки в Орёл-городке.
От Шарьи мы продолжили путь по Р243.
Загруженность её куда выше, чем Р98, но не идёт ни в какое сравнение с вечно забитой М7.
В сумерках добрались до Вятки.
Дороги Урала. Вятка – Пермь
На второй день пути мы достигли вожделенного Урала. Однако прежде скажу несколько слов о дороге Р243 в Кировской области. Её состояние оцениваю на твердую 4+. Есть отдельные неприятные участки в Вахрушах и Слободском.
Кое-где идёт ремонт. В таких местах организовано реверсивное движение. Но машин мало и реверсы проходятся без задержек.
Места довольно пустынные и дорожная инфраструктура развита слабо. На фото АЗС Лукойл в Белой Холунице.
Спустя примерно три часа пути пересекаем границу Пермского края.
Состояние дороги отличное, трафик небольшой.
Ближе к Перми начинаются ремонты с реверсами.
В местах ремонтов приходится постоять.
Время обеда давно уже настало, но съехать к придорожным кафе оказывается проблематично. Наконец у городка Нытва останавливаемся в “Пельменной”. Судя по скоплению транспорта это весьма популярное место.
Еда нам понравилась, да и стоила недорого. За два обеда с “излишествами” типа чебурека и томатного сока мы заплатили меньше 500 руб.
Спустя примерно час въезжаем в Пермь в плотном потоке автомобилей.
Дороги Урала. Пермский край
По Пермскому краю мы проехали довольно много чтобы составить впечатление о тамошних дорогах. Оценить их можно одним словом: “хорошие”. Причём расстояние от краевого центра не играет роли. В Пермском крае наиболее активно идёт реконструкция старых шоссе. На Урале дороги часто зовут трактами. Последуем местному обычаю и мы.
Соликамский тракт
Первые 30 км от Перми почти до Полазны идёт настоящий автобан. К сожалению ограничения (90), а то и (60) на нём никто не отменял. На этом отрезке часто встречаются камеры, как стационарные, так и треноги.
Без яндекс-навигатора есть шанс нарваться на штраф. Однако местные камер не боятся и лётают нарушая по нескольку правил зараз.
Движение сдерживает ремонт моста через реку Полазна.
Да и мост через широченную реку Чусовую тоже находится на реконструкции.
За Полазной дорога становится двухполосной и так и тянется до самых Березников. Далее идёт реконструкция. 30 км между Березниками и Соликамском должен связать первоклассный автобан.
На подъезде к Соликамску начинаются отвалы калийных шахт. Дорога резко сужается и местами портится.
Дороги вокруг Соликамска
Красновишерский тракт, идущий на север, находится в очень хорошем состоянии. Трасса на Чердынь уходит от него влево.
На дороге периодически попадаются “гонщёги”. Повторюсь, что народ на Урале в целом непуганый.
Покрытие везде хорошее, но не исключены встречи с мелкими и крупными рогатыми скотами.
Асфальт в городах на удивление в хорошем состоянии. Причём не только в Березниках и Соликамске, но и в небольших Чердыни и Усолье.
Мы ещё вернёмся к пермским дорогам, когда речь пойдёт об отрезке северного широтного коридора Качканар – Чусовой, а пока отправимся по Сибирскому тракту в сторону Екатеринбурга.
Сибирский тракт
Сибирский тракт ведёт от Перми в Екатеринбург и далее в Тюмень. Его международное обозначение Е22 такое же, как у известной М7. Но на Урале дорога имеет номер Р242. Начальный отрезок Сибирского тракта у Перми представляет собой настоящий автобан. Даже ограничение скорости здесь не 90, а 110 км/ч.
Через 50 км за селом Бершетское автобан заканчивается. Дорогу активно реконструируют и ехать приходится по старому двухполосному шоссе.
Минуем зону реконструкции и… сворачиваем к Белогорскому монастырю. Вскоре после съезда машину подбросило на горбе, да так, что подвеска сработала до отбоя. Похожее дело было в Черногории, но там мы вообще пролетели пару метров по воздуху. В целом же дорога в монастырь ровная, но с каверзными поворотами.
Вернёмся на Сибирский тракт.
Дорога в Свердловской области оказалась такой же ровной, как и в Пермском крае. Вначале шла обычная двухполоска.
Затем километров 20 проехали по готовому участку автобана.
Ближе к городу началась зона реконструкции с многочисленными реверсами и срезанным асфальтом.
Перед Екатеринбургом вновь начинается автобан.
Если со стороны Перми Р242 зовётся Сибирским трактом, то для екатеринбуржцев это Московский тракт. На старом Московском тракте стоит колонна, отмечающая границу Европы и Азии.
Дороги Урала. Свердловская область
Хотелось бы написать по людски “Екатеринбургская область”, ан нет. В России уже сколько лет в небе сияют кресты и красные звёзды одновременно. Однако на дороги это влияет не сильно. Нам довелось немного поездить по маленьким дорожкам у Первоуральска и Ганиной Ямы. Если путь на Ганину Яму бесспорно хорош,
то к обелиску на границе Европы и Азии ведёт довольно трясучая, хоть и асфальтовая дорога.
Серовский тракт
Его номер Р352. По Серовскому тракту мы проехали от Верхней Пышмы до Нижнего Тагила и далее до поворота на Верхотурье.
До самого Нижнего Тагила идёт великолепная дорога с разделёнными проезжими частями. Зачастую встречную полосу просто не видно за скалами и деревьями.
От Нижнего Тагила дорога становится уже, но качество покрытия и разметки не меняется.
У поворота на Верхотурье местные жители устроили импровизированный базар. Торгуют кедровыми орехами, грибами и ягодами. Здесь же у перекрёстка притаилась коварная тренога.
До Верхотурья ведёт уже привычная ровная трасса с аккуратной разметкой.
Дорога Нижний Тагил – Алапаевск
Пожалуй это единственная дорога на Урале, к которой у нас возникли претензии. Из 120 километров её протяженности примерно 20 километров неровные, а 3 – откровенно разбитые. Большая часть дороги выглядит так:
Но между Мокроусским и Нейво-Шайтанским состояние дороги неудовлетворительное.
Конечно этот небольшой участок просто незаметен по сравнению с разбитой дорогой на Великий Устюг.
Дороги Урала. Северный широтный коридор
Из Нижней Туры мы отправились в обратный путь через Пермь и Ижевск. Дорога от Нижней Туры до Перми носит название Северного широтного коридора.
Состояние покрытия типично для уральских дорог. Его качество явно выше среднего.
Дорожные указатели точны и информативны.
Впервые за две недели появился указатель на Москву.
Объездная дорога вокруг города Чусового закончена.
Северный широтный коридор вывел нас на знакомый Соликамский тракт. Пересекли Каму по плотине Камской ГЭС.
И выехали на знакомую Е22 (М7).
Состояние дороги в Пермском крае по прежнему хорошее. Но плотный трафик на двухполосной дороге затрудняет обгоны. Вблизи Перми дорогу отличает развитая инфраструктура: заправки, шиномонтажи, едальни и мотели.
Дороги Урала. Удмуртия
Въезжаем в Удмуртию. Качество покрытия не меняется. Ширина, увы, тоже.
К сожалению у Воткинска нет объездной дороги. Поэтому навигатор ведёт нас прямо через город.
К счастью, у шестисоттысячного Ижевска объездная есть.
Дорога в сторону Сарапула постепенно “линяет”. В целом по сравнению с другими регионами, именно в Удмуртии оказались самые худшие дороги. Они довольно тряские.
В самом Сарапуле покрытие неплохое. Но как всегда, в провинции злоупотребляют “лежачими полицейскими”.
Из Сарапула в Елабугу навигатор повёл нас мелкими районными дорожками. В Удмуртии они на четыре с минусом. Есть и откровенно плохой участок на границе с Татарстаном.
Дороги Татарстана
Стоит только пересечь границу регионов и асфальт моментально выравнивается.
Даже в глухих сёлах уложен хороший асфальт.
Что же говорить о федеральной трассе М7. Отчёт о состоянии дороги от Казани до Елабуги, написанный пять лет назад, теперь полностью неактуален. На всё протяжении дорога реконструирована до автобана.
Вот только брендовых заправок по прежнему немного. В основном попадаются локальные “рога и копыта”. За Елабугой нам пришлось заправляться на “Татнефти”. Ничего плохого про неё не скажу, просто непривычно.
На объездной Казани продолжается реконструкция. Серьёзных задержек нет.
Перед Волжским мостом навигатор захотел утащить нас на Раифу – Зеленодольск. Я не поддался на провокацию и поехал прямо на мост. Возможно, это была ошибка. На правом берегу Волги идёт реконструкция М7. Здесь мы попали в самый долгий и печальный реверс на всём пути.
За Казанью мы остановились на обед в придорожном кафе “Мельница”. Там же обедали некие высокие, судя по БМВ Х6, полицейские чины. У татарских полицейских плохой вкус. “Мельницу” заносим в черный список за то что еда невкусная, остывшая и дорогая. Проезжайте мимо – выбор на трассе есть.
Реконструкция идёт до самой границы с Чувашией. Далее трасса не сильно изменилась по сравнению с 2016 годом. Хотя отдельные участки в Чувашии и Нижегородской области расширили до 4-х полос. Наконец открыли нормальный въезд на новый мост через Суру у Васильсурска. Старый мост закрыт, но на трафик это не влияет.
На этом я заканчиваю отчёт о состоянии уральских и прилегающих дорог на лето 2021 года. Ни гвоздя вам, ни жезла!
Другие отчёты о состоянии российских дорог собираем в рубрике “Трассы для автопутешественников”.
Спасибо за обзор. В какую сторону не двигайся, везде нарвешься на ремонт. Но зато какое удовольствие проехаться по хорошему покрытию, только вот надолго ли оно будет хорошим.
Татьяна, очень рады Вас слышать! Да, ремонт дорог – это неизбежное, постоянное и повсеместное зло. Дороги ремонтируют всегда и везде. Сколько раз торчали в диких пробках на немецких автобанах…. Ждём, когда учёные придумают менее недолговечное покрытие. 🙂 А пока терпим и радуемся, что ремонтируют, расширяют, улучшают.