Дороги Поволжья. В октябре 2019 года мы отправились в очередную покатушку. Выбор пал на поволжские города, в которых мы раньше не бывали. В первую очередь остановились на Саратове и Самаре. К ним добавились Вольск, Балаково, Хвалынск и Сызрань. На пути к Саратову выбор пал на Мичуринск и Борисоглебск. На обратном пути точкой ночлега стала Пенза. Не могли мы обойти вниманием и знаменитые усадьбы: рахманиновскую Ивановку и лермонтовские Тарханы.
Мы обозначили маршрут в отдельном репортаже “На машине по Поволжью. Маршрут”. В этой статье речь пойдёт о состоянии дорог, трафике, гаишных засадах и прочей информации, полезной для водителей.
Дороги Поволжья
На пути к Поволжью. М4
Из Москвы выехали ранним утром. Полюбовались силуэтами кремлёвских башен на фоне рассветного неба.
Наш путь лежал на юг по платной М4. К пункту оплаты подъехали в 7.01. Обидно: пришлось платить по дневному тарифу 🙁
Состояние М4 на твёрдую 5. С инфраструктурой тоже всё в порядке – брендовые заправки и кафе в ассортименте. Но это платная дорога. Не хватало ещё, чтобы за свои деньги водитель получал выбоины, стёртую разметку и отсутствие сервиса.
М6 “Каспий”
Далее сворачиваем на М6. Дорога не соответствует заявленному статусу магистрали. Нет, покрытие ровное, разметка чёткая, но ширина… Если во времена “москвичей” и ЗиЛ 130 такое шоссе было превосходным, то в первой половине XXI века оно уже не годится.
Гаишники, само-собой, не дремлют. В провинции Ликсутова нет, на камеры денег не хватает, посему нарушителей подстерегают по старинке.
Чем дальше от Москвы, тем больше “даров природы” на обочине. В Тамбовской области торгуют яблоками, картошкой, подсолнечным маслом и домашними соленьями.
Состояние дорожного покрытия и разметка близки к идеальному, но трафик достаточно плотный. Заправки присутствуют, но брендовых среди них немного.
В середине дня добираемся до Мичуринска. Дорога к районному центру неровная, но откровенных ям нет.
Мичуринск встречает нас на удивление ровным асфальтом.
Это касается не только центральной, но и боковых улиц.
Р22. Из Мичуринска в Борисоглебск
После знакомства с Мичуринском мы собрались в Ивановку – имение С.В.Рахманинова. Вначале продолжили путь по М6 в направлении Тамбова. На подъезде к городу заправились на Лукойле. Затем, не въезжая в город, свернули на тамбовскую объездную. С прошлого года отрезок пути от Тамбова до Астрахани через Волгоград получил обозначение Р22 “Каспий”. Дорога идёт по черноземным полям. Качество покрытия отличное.
Что касается трафика, то здесь ситуация двоякая. Вроде машин немного, но неприятные ситуации случаются. Как вам фура на встречной полосе?
Полиция, опять же, не дремлет. особенно в местах ремонта.
Если с магистральной дорогой всё в порядке, то ответвления к сёлам находятся в печальном состоянии. Мы по ошибке свернули не в ту Ивановку и хорошенько протряслись на “стиральной доске”. Зато к усадьбе Рахманинова ведёт вполне приличная асфальтированная дорога с нулевым трафиком.
Заправки попадаются, но нечасто. А вот кафе мы так и не нашли.
У Борисоглебска Р22 раздваивается: южная ветвь идёт на Волгоград, восточная – на Саратов. Сам город лежит на восточной ветви. Здесь сконцентрированы автосервисы, заправки, шиномонтажи, магазины – всё, что может понадобиться в дороге.
Дороги в Борисоглебске находятся в неплохом состоянии. Главная улица близка к идеалу.
Боковые дороги немногим хуже.
От Борисоглебска до Саратова
Продолжаем наш путь по Р22 в сторону Саратова. От Борисоглебска дорога идёт прямо на Восток. Состояние покрытия близко к идеальному. Трафик на удивление слабый. Придорожный сервис развит плохо, брендовые заправки отсутствуют.
Пересекаем границу Саратовской области. Состояние дороги не меняется.Местами идёт ремонт, но затруднений он не вызывает.
От Балашова до Калининска дорога становится четырёхполосной с разделителем.
На въезде в Саратов появляются пирамидальные тополя. Возникает стойкое ощущение юга.
Саратов. Дороги Поволжья
Саратов – большой поволжский город с серьёзным трафиком. Движение плотное, в центре есть проблемы с парковкой.
На некоторых боковых улицах асфальт не в лучшем состоянии. Но там и делать особо нечего.
От Саратова до Вольска
Дороги Поволжья. Из Саратова в Вольск едем по Р228. На выезде из Саратова нам попались три АЗС Лукойл и все на левой стороне дороги. Далее были только “рога и копыта”, так что заправляться пришлось в Вольске на ТНК.
На Вольск идёт обычная русская двухполосная дорога с хорошим асфальтом и средним трафиком.Недалеко от Вольска есть участок на реконструкции. Пришлось ехать по временному объезду около 7 км. Покрытие на объезде отвратительное.
В самом городе ситуация стандартная – на главных улицах ровный асфальт и лежачие полицейские, на боковых – никаких лежачих полицейских не надо – и так не разгонишься.
Балаковские дороги весьма печальны. Даже на главных улицах асфальт неровный. Что говорить о переулках, особенно в старой части города?
Балаково – Хвалынск – Сызрань
Дороги Поволжья. Трасса Р228 в сторону Хвалынска находится в хорошем состоянии. На подъёмах добавляют дополнительную полосу для обгона. Почему-то только в сторону Саратова.
Боковые дороги хуже. Дорога №63К00068 (я и не знал, что у нас есть такая нумерация) вся в заплатках. Машину не разобьёшь, но ехать неприятно.
Зато с этой дороги видна Волга!
Дорога от Хвалынска к трассе Саратов – Сызрань ведёт через живописные меловые горы Хвалынского заповедника.
Вдоль трассы торгуют мёдом.
В Сызрани ситуация уже привычная. На главных дорогах всё в порядке,
чуть в сторону – асфальт может исчезнуть как класс.
Дороги Поволжья. От Сызрани до Самары
Трасса М5 “Урал”. Одна из двух главных дорог страны, идущих на восток. Вторая – это М7 “Волга”. Претензия к ней та же, что и к М6 – слишком узкая для нынешнего трафика.
Очень часто попадаются машины ДПС
или просто треноги. Причём в Самарской области их ставят парами на обеих сторонах дороги.
На подъезде к Самаре в Междуреченске и Жигулёвске вовсю торгуют рыбой.
а чуть дальше – яблоками.
В этой же части поделюсь впечатлениями о дороге в Ширяево. Она проходит через национальный парк “Самарская Лука” и отдалённо напоминает горные дороги Европы. Состояние покрытия вполне приличное, повороты несложные, только в деревнях скорость бывает ограничена даже до 20 км /ч.
Самара
Самара лежит на полпути между Москвой и Челябинском. 🙂
Город-миллионник с плотным трафиком, утренними и вечерними пробками, очень приличным дорожным покрытием и неплохой организацией движения. Наверняка местные жители раскритикуют мой поверхностный взгляд, тем более, что большую часть времени мы ходили пешком по историческому центру. Однако даже в отдалённом посёлке Управленческий асфальт оказался ровным, а знаки – адекватными.
Парковка в Самаре бесплатная, с заправками, мойками и сервисами проблем нет. Для путешественников очень удобно, что исторический центр не совпадает с административным, поэтому в старой части города нет пробок.
На окраинах и в пригородах ситуация похуже, но не сравнима с московской.
Дороги Поволжья. От Самары до Пензы
Из Самары мы отправились в обратный путь по М5. Дорога проходит через Тольятти. “Логово жигулей” – это большой промышленный город с плотным трафиком. М5 в черте города реконструируют. Возводят громадную транзитную эстакаду. Возможны пробки. Тольятти находится на берегу Волги, пересечь реку можно только по плотине Волжской или Жигулёвской ГЭС.
В окрестностях Самары не только рыбой торгуют. Здесь хорошо развита дорожная инфраструктура.
К сожалению именно на этом участке нам попался неадекват на спринтере. Вот его машина на обгоне.
Состояние покрытия очень хорошее, похоже, на более-менее серьёзных российских дорогах это становится нормой. Брендовых заправок немного, но есть современные локальные комплексы, не уступающие Лукойлу и ВР.
На подъезде к Пензе есть очень хороший четырёхполосный участок с отбойником и разделителем.
Пенза – Тарханы
Конечно, Пензенская область ни коим образом не относится к теме дороги Поволжья, но эта трасса также вошла в наше путешествие. Это часть дороги Р208, соединяющей Пензу с Тамбовом. Боюсь, что моё мнение уже надоело читателю, но оценка дороги по прежнему 5. Первые несколько километров от Пензы четырёхполосные.Далее дорога сужается до стандартных двух-трёх полос. На фото видно, что трасса совсем не загружена.
Не доезжая Тархан у посёлка Каменка сложился “куст” придорожного сервиса: заправка, кафе, стоянки, шиномонтаж.
Из грозди придорожных кафе рекомендуем “Лесное”.
Из Пензы в Москву
В Москву мы поехали через Касимов. Большая часть пути прошла по М5, а в Шацке мы свернули на дорогу 61К012. Интересно, какой бюрократ придумал такие заковыристые номера областных дорог? Про М5 повторяться не буду – дорога хорошая, трафик напряжённый. Частники с треногами наперевес сидят в засадах.
В одном из мордовских сёл повсеместно торгуют настольными играми: шахматами, нардами и, почему то матрёшками. Здесь же продают тыквы, яблоки, сало, мёд и несъедобные, но практичные унты.
Знаменитое в прошлом село-харчевня Умет изрядно полиняло. Почти половина забегаловок с заманчивыми названиями “Фея”, “Вдали от жён” и т.п. стоит заколоченная. Хотя по прежнему выхлоп КамАЗов смешивается с дымком от шашлыков.
Дорога Шацк-Сасово-Касимов или 61К012 отличается повышенной трясучестью и заплаточностью. Однако ничего ужасного на ней не наблюдается.
Зато Касимов переплюнул все остальные райцентры на нашем пути по неблагоустроенности. На главной улице случился приступ плиточной болезни.
Боковые же отличились традиционной российской ухабистостью и бугристостью.
Но это впечатление осталось лишь небольшим темным пятном на светлом фоне поволжских и чернозёмных дорог.
Добрый вечер. Спасибо, за статью. Очень хорошо все разложили по пунктикам.
Отличная статья , много чего умного и полезного для себя прочитала.
Какой у вас красивый маршрут получился! Мне знаком из вашего маршрута только отрезок Самара – Пенза – Москва.
Маша, спасибо! Петру пришлось поломать голову над его составлением. Первоначально он рассматривал вариант Москва – Астрахань. Но потом решил, что в наши 16 дней он не впишется. Пришлось даже пожертвовать Ульяновском, чтобы внимательно посмотреть все города. По итогам, теоретически опустить можно было только Балаково. Но это значило – не посмотреть дом-музей В.И.Чапаева. А этот небольшой музей вошёл в золотую коллекцию! Так что маршрут признаём безупречным!